Контрольная работа по «Дефектология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:53, контрольная работа

Краткое описание

Дефектология (от лат. defectus - недостаток и греч. logos - слово, учение)
— наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Дефектология - интегративная область научного знания, органично соединившая клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.

Содержание

Дефектология как наука………………………………………………….3
Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики……………………...5
Методы дошкольной сурдопедагогики…………………........................6
Тифлопедагогика как наука. Предмет, задачи и методы исследования тифлопедагогики…………………………………………………………..7
Предмет и задачи курса дошкольной олигофренопедагогики…………8

Методы дошкольной олигофренопедагогики как науки………………9
Предмет, задачи и методы логопедии……………...…….......................9
Заключение………………………………………………………………12
Литература……………………………………………………………….13

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик дефектологии.docx

— 43.32 Кб (Скачать файл)

      В процессе анализа  наблюдений важно выявление как  положительных, так и негативных  фактов и результатов. Достоинством  данного метода является то, что  он является естественным, не  нарушающим ход заранее запланированной  работы. Однако в условиях детского  сада непосредственные наблюдения  лучше осуществлять за детьми  среднего и старшего дошкольного  возраста. Проведение наблюдений  за детьми раннего и младшего  дошкольного возраста часто нарушает  естественное поведение детей, поэтому  для проведения наблюдений здесь  могут использоваться ширмы, прозрачные  стенки, когда дети не видят  наблюдающих за ними людей. Наблюдения  часто являются недостаточно  точными, а в некоторых случаях  субъективными. Чтобы сделать наблюдения более достоверными, наряду с письменной записью используются аудио– и видеозапись, фотосъемка.

       Анализ  документации. Для характеристики особенностей развития ребенка со сниженным слухом важное значение имеет знакомство с документацией: историей развития ребенка, заключением ПМПК, аудиограммами и другими данными о состоянии слуха, раннем развитии и т. д. Знакомство с медицинской документацией помогает установить причины и время снижения слуха, структуру нарушений, наличие дополнительных недостатков в развитии, выявить условия, в которых воспитывался ребенок, и их влияние на его развитие. Важное значение имеет характеристика или заключение психолога, позволяющее судить о развитии разных сторон психики ребенка. В процессе педагогического изучения ребенка со сниженным слухом важное значение придается анализу педагогической документации: протоколов обследования ребенка, характеристик, тетрадей индивидуальной работы и т. д.

        Эксперимент. Данный метод относится к активным методам исследования, так как педагогические условия изменяются в зависимости от цели эксперимента. Эксперимент может носить различный характер: быть констатирующим или формирующим, индивидуальным или фронтальным, проводиться в лабораторных или в естественных для ребенка условиях. В условиях констатирующего эксперимента выявляются особенности развития детей, которые в наблюдениях недостаточно проявляются. Эффективность психолого-педагогического констатирующего эксперимента зависит от точности определения цели, задач, методики проведения, ожидаемых результатов. Организация эксперимента предполагает точное знание условий его проведения и объективной фиксации результатов. Для педагогической науки важное значение имеет обучающий, или формирующий, эксперимент, целью которого является апробация новых педагогических технологий, проверка научных предположений. Для организации обучающего эксперимента необходимо наличие научной гипотезы, которая в ходе эксперимента находит научное подтверждение и оказывает влияние на содержание процесса коррекционно-воспитательной работы. При организации эксперимента важна достоверность полученных данных, поэтому в процессе анализа используется качественный анализ материала, а также применяются методы количественного анализа, в том числе методы математической статистики.

Тифлопедагогика как наука. Предмет, задачи и методы исследования тифлопедагогики.

Тифлопедагогика (от греч. tyhlos — слепой) — отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с нарушением зрения —слепых и слабовидящих 
       Развивалась на основе философии, на основе общедиактических принципов обучения. В Тифлопедагогике рассматривается развитие, воспитание людей с нарушением зрения. 
       Естественнонаучной основой тифлопедагогики являются учения И.М Сеченова, И.П Павлова о ВНД. 
Задачи. 
В тифлопедагогике рассматриваются следующие проблемы: 
1. Психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с нарушением зрения. 
2.Выяснение типологии нарушения функций зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях 
3.Пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении. 
4. Изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. 
 
   В тифлопедагогике проводится разработка содержания методов организации обучения основам наук. 
Рассматривая проблемы политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих определяются типы и структуры специальных  учреждений для обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Разрабатываются научные основы построения учебных планов, программ, учебников и частных методик. 
Большое внимание уделяется: 
1. Созданию специальных  технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей лиц с нарушением зрения, повышающих эффективность их обучения и подготовки к труду в современном обществе. 
2. Подготовка системы мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения (режим зрительной нагрузки, нормативы освещенности)  
3. Проектированию специальных зданий для обучения воспитания и трудовой подготовки. 
 
Методы исследования в тифлопедагогике. 
 
Наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития детей. 
Эксперимент( естественный, обучающий, лабораторный, психолого-педагогический) 
Беседы 
Анализ ученических работ.

 

          Предмет и задачи курса дошкольной олигофренопедагогики 
       Предметом курса дошкольной олигофренопедагогики являются теоретические основы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями интеллекта (умственно отсталых). 
Основными задачами данного курса являются: 
-   раскрытие значения дошкольного воспитания в коррекционном развитии ребенка с нарушениями интеллекта; 
-   вооружение студентов знаниями об особенностях физического и психического развития детей с нарушениями интеллекта; 
-  знакомство студентов с содержанием и методами обучения детей с нарушениями интеллекта, с организацией их жизни в специальных дошкольных учреждениях. 
      Приоритетное внимание дошкольному возрасту уделяется в связи с тем, что именно первые годы жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного физического, эмоционального интеллектуального, личностного его развития. 
Специалистами показано, что период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного первоначального формирования качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также усвоения различных видов деятельности. Формируются не только такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему миру, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее, и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Каждый определенный возраст вносит свой вклад в развитие и создает особо благоприятные условия для возникновения психологических новообразований в познавательной и мотивационных сферах, имеющих непреходящее значение в развитии будущей личности ребенка. 
Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся, и то, что будет «недобрано» в этот сенситивный период, наверстать в дальнейшем трудно или вовсе невозможно. 
       К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные проявления ребенка носят затяжной (латентный) характер. К концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей. Более того, многочисленные факты свидетельствуют о том, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем и дошкольном возрасте, то впоследствии преодоление отклонений оказывается делом трудным, а подчас невозможным. 
     Таким образом, основным положением при разработке коррекционно-педагогических вопросов воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развита и является утверждение о качественном своеобразии и непреходящей ценности отдельных периодов детства, уникальных возможностей, создаваемых ими для формирования соответствующих психических процессов и качеств личности. 
            Методы дошкольной олигофренопедагогики как науки 
      Дошкольная олигофренопедагогика как наука основывается на изучении фактов и закономерностей, связанных с обучением и воспитанием умственно отсталых детей. Чтобы выявить эти факты и закономерности, используются различные методы: наблюдение, эксперимент, изучение истории развития ребенка, беседа, изучение продуктов детской деятельности. Напомним, что мы говорим здесь не о методах практической педагогики, а о методах педагогики как науки, иными словами, о методах изучения педагогического процесса. 
Наблюдение ведется в естественных условиях и дает возможность изучать и обобщать педагогический опыт. При этом фиксируются те факты, которые попадают в поле зрения наблюдателя. Однако это не значит, что само наблюдение ведется случайным образом. Напротив, оно должно быть четко спланировано, иметь цель, объект, определенное время и т.п. 
Эксперимент — активный метод исследования. Здесь все условия создаются экспериментатором и могут видоизменяться согласно цели. Задача эксперимента в педагогической науке — испытать различные педагогические способы воздействия на ребенка, определить степень их эффективности. 
        При изучении ребенка с нарушениями интеллекта большое значение имеет анализ истории его развития. Он помогает выявить причины и время наступления поражения центральной нервной системы, узнать в каких условиях рос и воспитывался ребенок и как эти условия повлияли на его развитие. Изучение истории развития ребенка позволяет понять роль разных факторов в том, как складывается структура его нарушения. 
         Не менее важно и изучение продуктов деятельности детей — построек, рисунков, лепных поделок. Они не только дают картину развития детской психики, но и могут показать, как отражается на развитии ребенка тот или другой способ обучения и воспитания. 
Беседа в изучении дошкольников с нарушениями интеллекта имеет ограниченное применение в связи с недоразвитием речи этих детей. Однако дошкольная олигофренопедагогика получает с помощью этого метода ценные данные об эффективности коррекционно-воспитательного процесса.

                                     Предмет, задачи и методы логопедии.

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово),пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи».

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят кспециальной педагогике.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия. И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза  речевой деятельности при различных  формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений  нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного  и направленного развития детей  с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния  речевых расстройств на формирование  их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов  деятельности поведения.

4. Изучение особенностей  формирования речи и речевых  нарушений у детей с различными  отклонениями в развитии (при  нарушении интеллекта, слуха, зрения  и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых  нарушений.

6. Разработка методов педагогической  диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых  расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных  методов и средств устранения  речевых нарушений.

9. Совершенствование методов  профилактики речевых расстройств.

10. Разработка вопросов  организации логопедической помощи.

В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны. Для решения поставленных задач необходимо:

• использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

• обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

• осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;

• распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).

К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.

Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электроммиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.

 

 

 

 

 

 

                                                       Заключение.

        В настоящее  время все больше и больше  детей нуждаются в дополнительных  стимулирующих занятиях по коррекции  познавательных функций. Под развитием  познавательной деятельности следует  понимать качественные изменения  в личности. Развитие мышления  не является самоцелью. Учить  мыслить необходимо не для  того, чтобы ребенок умел делать  это, а для того, чтобы он мог  лучше ориентироваться в окружающем  его мире, организовывать свою  жизнь, становится все более самостоятельным. 
         У ребенка дошкольного возраста должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьных знаний. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать.  
Общеизвестно, что при разных видах задержек психического развития наблюдаются общие особенности психо-физического развития, такие как: нарушения общей и мелкой моторики, повышенная истощаемость, общая физическая и соматическая ослабленность, недоразвитие высших психических функций, нарушения речевого развития, незрелость эмоционально-волевой сферы, слабое развитие коммуникативных навыков и др.  Для ослабления данных особенностей создаются специальные коррекционный детские сады и школы. И при правильном профессиональном и комплексном  подходе достигаются замечательные  результаты.

Информация о работе Контрольная работа по «Дефектология»