Контрольная работа по «Основы психологии семьи и семейного консультирования»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 18:36, контрольная работа
Краткое описание
Задание 1. Дайте характеристику функций семьи. Функция семьи — это исполнение, выполнение определенной роли в социальной системе или в малой социальной гриппе (семье). Такое выполнение определяется различными социальными про¬цессами общества, регулируется определенными нормами.
Супружество среднего возраста
длится 6-14 лет. В этот период люди экономически
активны, занимают стабильное общественное
положение и избавлены от необходимости
приобретения квартиры, мебели и т.д. В
доме уже нет маленьких, дети - школьники
или студенты - становятся все более самостоятельными.
Жена помимо обязанностей по дому может
значительно больше времени отдавать
профессиональной деятельности.
Супружество зрелого возраста
наступает после 15 и длится до 25 лет. В
семье уже взрослые дети, супруги остаются
одни или привыкают жить с их семьями и
воспитывать внуков.
Для супружества пожилого возраста
характерно снижение производительности
труда и увеличение проблем, связанных
со здоровьем. Брак, как правило, стабилен.
Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять
друг друга. Отношения между ними такие,
какими они сложились в течение долгой
совместной жизни. В это время уже тяжело
что-либо менять. Сужение социальных контактов
иногда усиливает давление на взрослых
детей, особенно при совместном их проживании,
что может служить причиной возникновения
конфликтов.
При прохождении семьи от стадии
к стадии она переживает закономерные
кризисы развития, подобно тем, которые
в своем становлении испытывают организм,
личность и социальные группы.
Наличие проблем у членов семьи
может быть связано с необходимостью перехода
семьи на новую стадию развития и адаптации
к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными
являются стадия, когда появляется первый
ребенок, и стадия, когда структура семьи
нестабильна в связи с "приходом"
одних членов семьи и "уходом" других.
Даже позитивные изменения могут приводить
к стрессу семьи.
Неожиданные и особенно травматические
переживания, такие как безработица, ранняя
смерть или рождение позднего ребенка,
могут затруднять решение задач по развитию
семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный
и дисфункциональный стиль взаимоотношений
в семье также увеличивают вероятность
того, что даже нормальные семейные изменения
будут переживаться как кризис. Ситуативные
изменения в семье рассматриваются либо
как нормальные, либо как "ненормальные".
Нормальные изменения в семье - это такие
трансформации, которые семья может ожидать.
А "ненормальные", наоборот, внезапны
и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство,
болезнь, бегство и др.
По мнению Д. Леви (1993), существуют
следующие типы ситуативных изменений
в семье:
"выбывание" (утрата
членов семьи по различным
причинам);
"прирост" (пополнение
состава семьи в связи с
рождением, усыновлением, приездом
дедушки или бабушки, возвращением
с военной службы);
изменения под влиянием социальных
событий (экономическая депрессия, землетрясение
и т.п.);
биологические изменения (половая
зрелость, климактерический период и т.д.);
изменение стиля жизни (уединение,
переезд, безработица и т.д.);
"насилие" (кража, изнасилование,
избиение и т.д.).
В отличие от ситуативных, стрессы,
связанные с кризисами развития, в литературе
определяются как "нормативные" (Burnham
J.В., 1991). Именно в этих точках прежние способы
достижения целей, применявшиеся в семье,
уже не удовлетворяют возникшие у ее членов
новые потребности. Исследования ЖЦС показали,
что в моменты нормативных стрессов семьи
нередко возвращаются к ранним моделям
функционирования (механизм "регрессии")
либо останавливаются в своем развитии,
фиксируясь на определенном этапе (механизм
"фиксации"). Поэтому был сделан вывод
о необходимости внимательного изучения
переходных периодов от одной стадии ЖЦС
к другой. Нередко семейные проблемы оказываются
связанными не с каким-либо внешним стрессогенным
фактором, а с регрессией и фиксацией на
предыдущей фазе ЖЦС (Nichols M.Р., 1984).
Больше значение исследователи
придают следующим переходным периодам.
0-1. Принятие на себя
супружеских обязательств.
1-2. Освоение супругами
родительских ролей.
2-3. Принятие факта появления
в семье новой личности.
3-4. Включение детей во
внешние социальные структуры (детские
учреждения).
4-5. Принятие факта вступления
ребенка в подростковый период.
5-6. Экспериментирование
семьи с независимостью подростка.
7-8. Уход детей из семьи
и необходимость для супругов
вновь остаться вдвоем.
8-9. Принятие факта ухода
на пенсию и старости.
В развитии супружеских отношений
выделяют два основных критических периода.
Первый наступает между третьим и седьмым
годами супружеской жизни и продолжается
в благоприятном случае около года. Его
возникновению способствуют такие факторы:
исчезновение романтических
настроений, активное неприятие контраста
в поведении партнера в период влюбленности
и в повседневном семейном быту;
рост числа ситуаций, в которых
супруги обнаруживают разные взгляды
на вещи и не могут прийти к согласию;
более частые проявления отрицательных
эмоций, возрастание напряженности в отношениях
между партнерами.
Второй кризисный период наступает
примерно между семнадцатым и двадцать
пятым годами совместной жизни. Он менее
глубокий, чем первый, и может продолжаться
несколько лет. Его возникновение часто
совпадает:
с приближением периода инволюции,
с повышением эмоциональной неустойчивости,
страхами, появлением различных соматических
жалоб;
с возникновением чувства одиночества,
связанного с уходом детей; с усиливающейся
эмоциональной зависимостью жены, ее переживания
ми по поводу быстрого старения, а также
возможного стремления мужа сексуально
проявить себя на стороне "пока еще
не поздно".
При этом семья при прохождении
кризиса сталкивается с двумя возможными
результатами его исхода. Кризис является
одновременно "опасностью и надеждой"
- он либо приводит к скачкообразному переходу
системы на новый, более высокий уровень
развития, требующий новых смыслов и новых
навыков; либо приводит к разрушению системы.
Наиболее вероятными моментами,
когда семья будет нуждаться в психологической
или психотерапевтической помощи для
продолжения своего существования, являются
как раз моменты кризисов.
Задание
3. Объясните психологические
особенности воспитания ребенка в неполной
семье.
Детские психологи, занимающиеся
изучением проблем семейного воспитания,
отмечают, что полная семья
сама по себе не гарантирует успеха в воспитании
ребенка, а лишь создает предпосылки
успешного формирования его личности.
Тем не менее, воспитание в условиях неполной
семьи таит в себе целый ряд трудностей,
с которыми рано или поздно придется встретиться
каждому одинокому родителю.
Как показывают многочленные
исследования, жизнь и условия воспитания
ребенка в неполной семье имеют явную
специфику и существенно отличаются от
жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных
трудностей, с которыми сталкиваются одинокие
родители, мать или отец, воспитывающие
ребенка в неполной семье, не в состоянии
реализовать одновременно обе родительские
позиции – материнскую и отцовскую. Эти
особые условия жизни ребенка отражаются
на особенностях его личностного развития.
В связи с тем, что неполная
семья в большинстве случаев состоит из
матери с ребенком или нескольких детей,
то есть является по сути материнской,
рассмотрим особенности материнско-детских
отношений и их влияние на характер психологического
и личностного развития ребенка.
Родительский дом испокон веков
называется отчим, в этом выражении заложен
глубокий смысл, определяющий важную роль
отца в воспитании и формировании личности
ребенка. Современными психологическими
исследованиями было доказано, что отсутствие
в семье не просто отца, а, прежде всего
мужчины является важной предпосылкой
отклонений в психическом развитии ребенка.
Дефицит мужского влияния в
неполных семьях проявляется в виде:
нарушений развития интеллектуальной
сферы (страдают аналитические и пространственные
способности ребенка за счет развития
вербальных);
недостаточно четкого осуществления
процесса половой идентификации мальчиков
и девочек;
затруднений обучения подростков
навыкам общения с представителями противоположного
пола;
формирования избыточной, патологической
привязанности к матери.
Для полноценного развития
интеллекта ребенка очень важно, чтобы
в его окружении начиная с раннего детства,
встретились оба типа мышления: и мужской,
и женский. Отсутствие отца в семье, с чем
бы оно ни было связано, отрицательно сказывается
на развитии интеллектуальных способностей,
как мальчиков, так и девочек.
Особенно значимы в развитии
интеллектуальных способностей ребенка
первые два года жизни. Поэтому очень важно,
в каком возрасте ребенок был лишен возможности,
испытывать на себе влияние обоих родителей,
являющихся для него первым источником
необходимого жизненного опыта.
Другой важной психологической
проблемой, связанной с воспитанием ребенка
в неполной семье, является нарушение
половой идентичности, несформированность
навыков полоролевого поведения. Утрата
либо несформированность чувства пола
порождает глубокие изменения всей личности
человека. В развитии специфических половых
психологических качеств мужчин и женщин
огромная роль принадлежит отцу.
Уже в первые месяцы жизни ребенка
отец по-разному играет с мальчиком и девочкой,
тем самым начинает формировать их половую
идентичность. Первые пять лет жизни играют
определяющую роль в развитии черт мужественности
у мальчика и в установлении в будущем
гетеросексуальных отношений у девочки.
Поэтому, чем дольше в этот период ребенку
придется жить без отца и никакой другой
мужчина не послужит эффективной его заменой,
тем серьезнее могут оказаться трудности
половой идентификации.
Наиболее успешно дети усваивают
ту или иную психосоциальную роль в дошкольном
возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек
это период более размыт3-8 лет. Под влиянием
родителей к 3-6 годам у ребенка складывается
представление о принадлежности к определенному
полу, что чрезвычайно сильно влияет на
весь дальнейший ход формирования его
личности как мужчины или женщины.
У мальчиков, воспитанных только
матерью, наблюдаются развитие женских
черт характера, таких как словесная агрессивность,
предпочтение игр и занятий, традиционно
свойственных девочкам, либо напротив,
развитие «компенсаторной мужественности»,
для которой характерно сочетание преувеличенного
мужского поведения с зависимым характером.
В развитии девочки отец играет
также важную роль. Для нее он мужчина
номер один, его черты, особенности поведения,
нюансы взаимоотношений запоминаются
порой на бессознательном уровне и становятся
образцом, к которому впоследствии будут
притягиваться все типы отношений будущей
женщины с мужчинами. Дефицит мужского
влияния в ходе взросления девочки существенно
затрудняет ее развитие как будущей женщины,
осложняет формирование у нее навыков
межполового общения, что впоследствии
негативно отразиться на личной и семейной
жизни.
Отсутствие отца в семье или
человека, его заменяющего, сказывается
на развитии личности мужского самосознания
мальчиков. Лишенные в детстве возможности
достаточного общения с отцом мальчики
в последующем часто не умеют исполнять
свои отцовские обязанности и, таким образом,
отрицательно влияют на личностное становление
своих детей.
Воспитывающиеся без отца мальчики
либо усваивают женский тип поведения,
либо у них создается искаженное представление
о мужском поведении как антагонистически
противоположном женскому. В обоих случаях
складывается вульгаризованное представление
о мужском поведении как агрессивном,
грубом, резком и жестоком. Такие мальчики
часто менее зрелы и менее целеустремлённы,
не чувствуют себя в достаточной безопасности,
безынициативны и неуравновешенны, более
робки.
Таким образом, процесс половой
идентификации, то есть осознание ребенком
своей половой принадлежности и приобретения
психологических особенностей поведения,
характерных для представителей определенного
пола, во многом зависит от состава семьи
и влияния матери или отца на формирование
у ребенка жизненных и ценностных установок.
Результатом издержек материнского
воспитания в неполных семьях может стать
деформация личности ребенка уже в раннем
детстве. Если в полной семье эмоциональный
фон создает мать, поддерживая благоприятную
семейную атмосферу понимания, доверительности
и душевной близости, то отец выполняет
функции нормативного контроля и осуществляет
регуляцию поведения.
В неполной семье реализация
всех перечисленных выше функций возлагается
на мать, и не всегда ей это удается. От
издержек материнского воспитания в таких
семьях страдают, прежде всего, мальчики.
Одна из наиболее распространенных особенностей
материнского воспитания в неполных семьях
– чрезмерная опека сына матерью. В своем
стремлении оградить сына от жизненных
трудностей, ответственности и риска матери
часто тем самым парализуют детскую волю,
мешают сыновьям стать мужчинами. В результате
материнская гиперопека может привести
к серьезному психологическому осложнению
взаимоотношений между сыном и матерью,
исходом которой может стать эмоциональное
отчуждение, ненависть и вражда.
Не всегда взаимоотношения
матери и сына приводят к личностной деформации
мальчика. Если мать с раннего детства
воспитывает в сыне умение преодолевать
трудности, поощряет его самостоятельность
и инициативу, стимулирует в нем желание
быть сильным и смелым, развивает способность
рисковать, то у мальчика сформируется
мужской стиль поведения и под влиянием
матери. В этом случае мать станет для
сына надежным другом в течение всей его
жизни.
Подводя краткие итоги, хотелось
бы отметить, что роль родителей в деле
воспитания многопланова и отражается
на формировании личности ребенка уже
в раннем детстве. Отсутствие одного из
родителей, например отца, приводит к серьезным
нарушениям психического развития ребенка,
снижению его социальной активности, деформациям
личности и нарушению процесса полоролевой
идентификации, а также к различным отклонениям
в поведении и состоянии психического
здоровья.