Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:09, контрольная работа

Краткое описание

1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем;
2. Охарактеризуйте основные положения когнитивной психологии;
3. Укажите, какое психологическое положение из перечисленных следует отнести к гештальт-психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 32.71 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Архангельский филиал Финуниверситета

 

 

 
     
 

Кафедра философии и социологии

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология»

Вариант № 5

 

 

Студентки

Карповой  Е.С.

Номер личного дела

100.01/120015

Специальность/направление 

Бакалавр  экономики

Курс 

1

Группа 

1

Форма обучения

Дневная (город – утро)

   

Руководитель

Шубина  П.В.


 

 

Архангельск, 2012

 

 

Содержание:

1. Охарактеризуйте сущность  бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем;

2. Охарактеризуйте основные  положения когнитивной психологии;

3. Укажите, какое психологическое положение из перечисленных следует отнести к гештальт-психологии.

 

 

Задание №1:

1. Охарактеризуйте  сущность бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем.

 

Бихевиоризм - направление в психологии ХХ в., считающее предметом психологии поведение, которое понимается как совокупность физиологических реакций индивида на внешние стимулы. Влиятельным направлением в психологии, которому приписывается "революционное" значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского слова behaviour-поведение) или психология поведения. Его экспериментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, которое проводил Э. Торндайк (1874-1949). Многие из его выводов были учтены при объяснении поведения человека. Он считал, что педагогика должна опираться на психологию поведения. Э.Торндайк является основоположником психологии поведения и объективной психологии. Он рассматривает человеческую психику и поведение как систему реакций организма на внутренние и внешние раздражители.

В 1913 г. Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал  основные принципы поведенческой психологии. Главный принцип – это изучение не самого себя, а изучение поведения  соседа. Таким образом, человек объясняет  свое собственное поведение. Уотсон считал, что изучение самого себя –  это субъективная оценка, а бихевиоризм  исследует психологические явления  объективно. Поэтому, следует изучать  поведение других людей и их реакцию  на воздействия внешней среды, т.е. стимулов. В этом и есть сущность и значение бихевиоризма. Многие его  положения объясняют влияние  внешних факторов на поведение людей  их деятельность и межличностное  общение.

Предметом изучения бихевиористов были поведение и активность. Активность - внешняя и внутренняя - описывалась через понятие "реакция", к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами - сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность.

В качестве описательной и  объяснительной Д. Уотсон предложил  схему S-R, в соответствии с которой  воздействие, т. е. стимул (S) порождает  некоторое поведение организма, т. е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона - научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.

Принципы классического  бихевиоризма выглядят упрощенно. В  дальнейшем экспериментальная практика не подтвердила правомерность исходной схемы как универсальной: в ответ  на воздействие одного и того же стимула могут следовать разные реакции, одна и та же реакция может  побуждаться различными стимулами. Зависимость реакции от стимула  не подвергалось сомнению; однако встал  вопрос о том, что есть нечто, определяющее реакцию, помимо стимула, точнее - во взаимодействии с ним. Исследователи, развивавшие  идеи Уотсона, предложили ввести в рассуждение еще одну инстанцию. Обозначаемую обычно понятием "промежуточные переменные", имея в виду некоторые события в организме, на который воздействует стимул и которые, не являясь в строгом смысле реакцией (т. к. их нельзя объективно зафиксировать) также определяют ответную реакцию. (Схема S-O-R).

Одним из наиболее авторитетных бихевиористов является Б. Скиннер, предположивший, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это не означает свободы поведения (хотя в рамках его подхода и обсуждается проблема "самопрограммирования" человека); в общем случае имеется в виду, что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом.

Соответственно, можно управлять  поведением, вознаграждая (т. е. положительно подкрепляя) определенные способы поведения  и тем самым делая их более  вероятными; на этом основана предложенная Скиннером идея программированного обучения, предусматривающая "пошаговое" овладение деятельностью с подкреплением  каждого шага.

Особым направлением в  рамках бихевиоризма является социобихевиоризм, наиболее активно формировавшийся в 60-е гг. Новым по отношению к тому, о чем мы говорили, выступает представление о том, что человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, но наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению ("научение через наблюдение", "научение без проб"). Это важное отличие предполагает, что поведение человека становится когнитивными, т. е. Включает непременный познавательный компонент, в частности, символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения. Это можно проиллюстрировать экспериментом ведущего психолога этого направления, канадца Альберта Бандуры.

Представители необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886-1959) и Кларк Леонард Холл (1884-1952) попытались с позиций методологии бихевиоризма объяснить психическую деятельность человека. Они выступили с концепцией "медиаторов" - внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией. При этом они исходили из того, что и для "незримых медиаторов" должны существовать такие же объективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций. Однако, их концепция оказалась малоубедительной именно в научном отношении и в значительной степени утратила свое влияние. Произошел возврат к классическому бихевиоризму, особенно выразившемуся в работах Берреса Фредерика Скиннера (р. 1904).

 

Задание №2:

Охарактеризуйте основные положения когнитивной  психологии.

 

Позиции бихевиористов были подвергнуты критике представителями когнитивной психологии. Они исходят из того, что поведение человека определяется как воздействием на него условий внешней среды, так и его мыслительными способностями. Слово "когнитивность" происходит от латинского соgпоsсеге и означает познавать, знать.

Начало этому направлению  положило исследование У. Нейсера. Идеи когнитивной психологии, раскрывающей роль сознания людей в их поведении, были обоснованы также в трудах американских психологов Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Бандуры и других представителей этого направления. Основной проблемой для них является "организация знания в памяти субъекта". Они считают, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Утверждается, что "восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом".

Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения человека заключается в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее, с тем чтобы проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы, встающие перед нами каждую минуту.

Психология личностных конструктов - это один из вариантов когнитивного подхода к изучению поведения, разработанный в теории Джорджа Келли (1905-1967). Ее исходная предпосылка заключается в том, что разные люди по-разному осознают и оценивают явления действительности и принимают в связи с этим неодинаковые, альтернативные решения, позволяющие им выполнять их насущные задачи. Такой подход характеризуется как конструктивный альтернативизм. Ученый обосновывает положение об избирательном характере поведения человека, который из ряда альтернативных возможностей выбирает вполне определенные, с его точки зрения наиболее оптимальные в той или иной ситуации. В данном случае человек выступает как исследователь, выдвигающий разного рода "рабочие гипотезы" относительно действительности и выбора возможного варианта своего поведения. Такой подход помогает не только правильно вести себя в настоящий момент, но и предвидеть ход событий, а также контролировать свое поведение. При этом он "контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов. Как утверждает Дж. Келли, любой человек осмысливает и оценивает явления внешней среды и определяет варианты своего повеления, исходя из конструируемых им понятийных схем или моделей, которые он называет личностными конструктами. Личностный конструкт характеризуется им как "устойчивый способ, которым человек осмысливает какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста".

Келли отмечает, что если тот или иной личностный конструкт  или понятийная схема оправдывает  себя при оценке реальности и выборе поступка тем или иным человеком, то он исходит из нее и далее. Если же нет, он отвергает ее и конструирует другую. Подчеркивается, что личностные конструкты не хаотично теснятся в  сознании человека, а определенным образом организованы и функционируют В той или иной системе. Речь идет об их иерархической, или "пирамидальной", организации, так что одни из них находятся "в подчиняющей", а другие - "в подчиненной" позиции относительно других частей системы•

Всесторонне обосновывается положение о том, что система  личностных конструктов (понятийных схем), формирующаяся в процессе сознательного  взаимодействия человека с внешней  природной и социальной средой, определяет его широкие альтернативные возможности  в выборе своих поступков и  тем самым расширяет диапазон его свободы. В теории личностных конструктов Дж. Келли "люди представлены как свободные и зависящие от своего собственного поведения". Ряд содержательных положений высказаны А. Бандурой и Дж. Роттером в рамках их социально-когнитивного подхода в изучении психики людей и их поведения.

Научение через  наблюдение - главная идея теории Альберта Бандуры (р. 1925). Речь идет о том, что мыслительные способности человека развиваются в процессе наблюдения им явлений внешней, прежде всего социальной среды. И он действует в соответствии со своими наблюдениями. Бандура обосновывает способность человека К саморегуляции, в частности, к тому, чтобы, действуя в соответствии с обстановкой, учитывать характер влиянии своих действий на других людей и их возможные реагирования на эти действия. Тем самым появляется возможность предвидеть последствия собственных действий и самому регулировать, соответственно менять свое поведение.

Большое значение в сознательном поведении личности, кроме наблюдений, ученый отводит таким проявлениям  сознания человека, как внимание и  мотивы, побуждающие его действовать  в том или ином направлении. Речь идет о побудительной мотивации  поведения людей, вытекающей из их потребностей, интересов, целей и ТД. Оценивая прошлый опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов, человек сам выстраивает свое поведение в соответствии со своими потребностями и интересами.

Вполне определенно А. Бандура "отдает приоритет сознательному  мышлению над бессознательными детерминантами поведения". Другими словами, он ставит осмысленные цели над инстинктами или интуицией. Тем самым повышается возможность самоконтроля в поведении и деятельности людей, в том числе учет того, насколько поведение того или иного человека отвечает условиям внешней среды и насколько оно может быть эффективным для его социального самоутверждения. Ставится и решается проблема разработки про граммы самоконтроля и ее выполнения.

В своей теории социального научения Джулиан Роттер (р.1916) исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми. Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие сознании и самосознания человека, в том числе на формирование сознательных мотивов его поведения.

Дж. Роттер ввел в науку психологии личности понятие потенциал поведения, выражающее вероятность того или иного ее поведения в зависимости от характера воздействия на нее внешних социальных факторов. В этом он солидаризируется с мнением А. Бандуры, утверждающего, что сознание человека, определяющее его поведение, в немалой степени формируется под влиянием внешних обстоятельств, прежде всего социальных. При этом указывается на роль данных обстоятельств в формировании целей деятельности и всей системы внутренней мотивации того или иного человека.

 

Задание №3:

Какое психологическое  положение из перечисленных, следует отнести к гештальт-психологии:

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"