Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – исследовать предмет и задачи социальной психологии.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие “Способности человека” как индивидуальную психологическую особенность каждого.
2. Разобрать соотношение потребностей, мотивов и мотивации человека.
3. Изучить общие, творческие, учебные и природные способности человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………....2
Задание № 1……………………………………………………………..3
Задание № 2……………………………………………………………..5
Задание № 3……………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Способности.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Все потребности, которые оказывают влиянии на человека можно объединить в 5 групп, расположив их по принципу иерархии. 

1. Физиологические  потребности (в пище, жилье, сне,  отдыхе). Их удовлетворение нужно для поддержания жизни, выживания. На производстве они проявляются как потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, освещении, отоплении и т.д. Работники, поведение которых детерминируется этими потребностями, мало интересуются смыслом и содержанием труда, их заботит главным образом оплата и условия. 

2. Потребности  в безопасности: физическая безопасность (охрана здоровья, безопасности на  рабочем месте), экономическая безопасность (денежный доход, гарантированность  рабочего места, социальное страхование по старости и на случай болезни). Эти потребности выходят на первый план только после удовлетворения физиологических потребностей. Удовлетворение данных потребностей дает уверенность в завтрашнем дне. Они отражают желание сохранить уже достигнутое положение. 

3. Социальные  потребности (общение и эмоциональные  связи с другими: дружба, любовь, принадлежность к группе и  принятие ею). Мотивированный социальными  потребностями сотрудник рассматривает  свой труд как частичку деятельности  всего коллектива. Руководство такого рода людьми должно иметь характер дружеского партнерства. 

4. Потребности  в уважении или личностные  потребности (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, авторитете, власти, служебном положении). Мотивированный такими потребностями сотрудник должен иметь частичку независимости и самостоятельности. Эти потребности ориентируют человек на завоевание и поддержание общественного признания, репутации, статуса внутри группы. Их внешними проявлениям могут выступать выражение признания, похвала, почетные звания, продвижение по службе. 

5. Потребности  в самореализации и самовыражении  (потребности в творчестве, осуществлении  собственных замыслов, реализации  индивидуальных способностей, развитии  личности). Эти потребности более индивидуальные, чем другие. Они характеризуют наиболее высокий уровень проявления человеческой активности. 

Первые 4 группы обычно называют потребностями дефицита, так как степень их удовлетворения имеет предел. Пятый вид потребностей составляют потребности в самореализации – это потребности роста, который может быть безграничным. Более высокие  потребности становятся главными и  определяют поведение работника  только после удовлетворения низших потребностей. Удовлетворенность работника  достигается, когда степень насыщения потребности соответствует его ожиданиям. В противном случае наступает чувство неудовлетворенности, которое блокирует актуализацию более высоких потребностей. Как правило, человек  испытывает одновременно несколько  взаимодействующих потребностей, сильнейшая из которых и определяет его поведение. Следовательно, руководитель, хорошо знающий уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в будущем, и использовать соответствующий мотиватор для повышения эффективности его деятельности. 

          Стимул – это те или иные блага, способные удовлетворить потребность при осуществлении определенных действий. Стимул ориентирован на удовлетворение потребности.

Несмотря на близость понятий мотива и стимула, они не тождественны. Мотив характеризует стремление работника получить блага, а стимул – это сами эти блага. Стимул может и не перерасти в мотив, если он требует от человека невозможных или неприемлемых действий.

Стимул непосредственно ориентирован на потребность, ее удовлетворение, мотив же является главным соединительным звеном, проскакивающих между потребность. И стимулом.

Между потребностью и  стимулом находится целый ряд  опосредующих звеньев, характеризующих  процесс восприятия (в том числе оценки) стимула и образования неактуализированного (обычно латентного, скрытого или еще не полностью осознанного) мотива.

Задание 3. Охарактеризуйте такие виды способностей как: общие, творческие, учебные, природные.

Ответ:

Существует очень много способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Мышление с определенной точки зрения также можно рассматривать как способность, которая характерна не только для человека, но и для высших животных. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Однако задатки человека и задатки животного — это не одно и то же. У человека на базе этих задатков формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. и. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей.

Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.

К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные большинству людей. Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Следует отметить, что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.

Существует также деление на учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др. Если мы попытаемся определить, какие способности из данной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признания приоритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности — это, прежде всего, общие способности, а творческие — специальные, определяющие успех творчества.

Следует отметить, что способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс способностей конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Поэтому определенное сочетание различных высокоразвитых способностей определяет уровень развития способностей у конкретного человека.

 

Заключение

Проанализировав тему способностей, я поняла, что реализация способностей личности является решающим критерием уровня и развития общества. Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонность к чему - то или увлеченность чем-то. Но способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. И если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае нельзя развить. Нельзя так же сказать, что каждый человек способен ко всему. Если у него есть способность к рисованию, совсем не обязательно, что он обладает музыкальным слухом. Занимаясь развитием своих способностей, человек должен стремиться к тому, чтобы это развитие не было самоцелью. Главная задача в том, чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работать над формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего, моральных качеств. Способности - это только одна сторона личности, одно из ее психических свойств. Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям. Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению.

 

 

 

 

 

Список литературы:

      1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
      2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 1999.
      3. Маклаков А.Г. Общая психология - СПб: Питер, 2001 — 592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»)
      4. Психология. / Под ред. проф. К. Н. Корнилова, проф. А. А. Смирнова, проф. Б. М. Теплова. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Учпедгиз, 1948
      5. Ярошевский М.Г. Психология ХХ столетий. – М.: Политиздат, 1974.



Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"