Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:29, контрольная работа

Краткое описание

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущение – это первичное сознательное представительство бесформенного и беспредметного фрагмента реальности определенной модальности: цвет, свет, звук, неопределенное прикосновение. В области вкуса и запаха различие между ощущением и восприятием значительно меньше, а иногда его фактически нет. Если на вкус мы не можем определить продукт (сахар, мед), значит, речь идет только об ощущениях.

Содержание

Охарактеризуйте понятие «ощущение»……………………………….3
Проанализируйте сущность, виды и свойства восприятия…………..8
Установите соответствия между основными понятиями и понятиями, выражающими их признаки, особенности и другие характеристики……..12
Литература………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)



МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

Кафедра философии и социологии


Факультет  ___________________


Специальность_________________

 

 

 

Контрольная работа № 1

По дисциплине «Психология»

Вариант 10

 

 

 

 

 

 

 


Студент ______________________________


Курс_________ № группы_______________


Личное дело № ________________________


Преподаватель ________________________

 

 

 

 

 

 

 

План:

  1. Охарактеризуйте понятие «ощущение»……………………………….3
  2. Проанализируйте сущность, виды и свойства восприятия…………..8
  3. Установите соответствия между основными понятиями и понятиями, выражающими их признаки, особенности и другие характеристики……..12
  4. Литература………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика понятия «ощущение».

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.    Ощущение – это первичное сознательное представительство бесформенного и беспредметного фрагмента реальности определенной модальности: цвет, свет, звук, неопределенное прикосновение.    В области вкуса и запаха различие между ощущением и восприятием значительно меньше, а иногда его фактически нет. Если на вкус мы не можем определить продукт (сахар, мед), значит, речь идет только об ощущениях. Если запахи не идентифицируются с их предметными источниками, то они презентируются только в виде ощущений. Болевые сигналы почти всегда презентируются как ощущения, так как “построить” образ боли может только человек с очень богатым воображением.

Значение  ощущений в жизни человека:

Роль ощущений в жизнедеятельности  человека чрезвычайно велика, так как они являются источником наших знаний о мире и о нас самих. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, размерах и о многом другом мы  узнаем  благодаря  органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм в виде ощущений получает разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.    Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг, который ежесекундно перерабатывает ее огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т.п. Вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается, по мнению Т.П. Зинченко,  непрерывно.  Органы чувств - это единственные каналы,  по  которым внешний мир “проникает” в человеческое сознание. “Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не  можем...”  Органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг, не мог бы общаться с окружающими людьми, добывать пищу, избегать опасности.        Сенсорная изоляция – продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. В этом отношении показательны результаты развивающихся в последние годы исследований по ограничению сенсорной информации. Эти исследования связаны с проблемами космической биологии и медицины. В тех случаях, когда испытуемых помещали в специальные камеры, обеспечивающие почти полную сенсорную изоляцию (постоянный монотонный звук, матовые очки, пропускающие лишь слабый свет, на руках и ногах – цилиндры, снимающие тактильную чувствительность, и т.п.), через несколько часов испытуемые приходили в состояние тревоги и настойчиво просили прекратить эксперимент. Испытуемых кормили, поили, в случае необходимости они могли заниматься своим туалетом, но в остальное время должны были оставаться максимально неподвижными.    Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, насколько сильна у человека потребность получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений.

Физиологические основы ощущений:

Физиологической   основой   ощущения  является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на соответствующий анализатор. Говоря об анализаторах, следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, это название не вполне точное, потому анализатор обеспечивает не только анализ, но и синтез раздражителей в чувство и обиды. Во- вторых, анализ и синтез могут происходить вне сознательным контролем этих процессов со стороны человека. Большинство раздражителей она чувствует, перерабатывает, но не осознает.            Ощущение  носит рефлекторный характер; физиологически его обеспечивает анализаторная система.         Анализатор - нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, которые пришли с внешней и внутренней среды организма.             Понятие анализатора ввел И. П. Павлов. Анализатор состоит из трех частей:

1) периферийный отдел - рецептор, что превращает определенный вид энергии в нервный процесс;

2) афферентные (центростремительные) пути, передающие возбуждение, возникшее в рецепторе в расположенных выше центрах нервной системы, и эфферентные (центробежные), по которым импульсы из расположенных выше центров передаются в низших уровней;

3) подкорковые и корковые проективные зоны, где происходит переработка нервных импульсов с периферийных отделов.     

Виды  ощущений:

  • Зрительные  ощущения. При ослаблении действия аппарата колбочек  человек  плохо различает или совсем не различает хроматические цвета. Данное заболевание носит название «дальтонизм» (по имени английского физика Дальтона, который впервые его описал). Дальтонизм является серьезным недостатком зрения, и его необходимо учитывать как противопоказание при выборе профессий водителя и оператора, которые связаны с цветовой индикацией.
  • Слуховые  ощущения. Ослабление деятельности слухового аппарата оказывает влияние на выбор активных профессий, неотъемлемой частью которых являются слуховые  ощущения , например, преподаватель, телефонисты, продавцы, врачи, юристы, переводчики, радиоведущие и т.п.
  • Обонятельные  ощущения. Данный вид  ощущений  оказывает влияние на выбор профессии, где обоняние является главным профессиональным инструментом. Надо отметить, что таких профессий не так много. Наиболее яркие из них – это повар, человек, занимающийся тестированием парфюмерной продукции и т.д.
  • Вибрационные  ощущения. Необходимость вибрационной чувствительности возрастает в тех видах деятельности, где вибрация становится неисправностью в работе машины. Это всевозможные технические операторы, водители, механики и т.д.
  • Вкусовые  ощущения. Ослабление деятельности вкусовых  ощущений  является противопоказанием при выборе профессии повара, для которого  ощущения  данного вида являются профессиональным инструментом.
  • Кожные  ощущения. В некоторых профессиях  человеку  важно знать не только расположение отдельных частей его тела, но и всего тела и уметь выполнять рабочие движения при изменении тела в пространстве (водолазы, парашютисты, космонавты, летчики, моряки, монтажники-высотники и т. п.). Поэтому ослабление деятельности соответствующих  ощущений  может быть серьезным ограничением данных видов деятельности.    Надо отметить, что  ощущения  также очень сильно влияют на восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, при отсутствии  ощущений  будут ограничены или невозможны другие познавательные процессы.        
  • Восприятие не представляется без ощущений, так как оно происходит через воздействие наших органов чувств на предметы и явления объективного мира, вместе с процессами  ощущения  восприятие обеспечивает чувственную ориентировку в окружающем мире. Процесс восприятия протекает под воздействием практически всех  ощущений.
  • Внимание также невозможно без органов чувств, так как оно организует многообразие  ощущений. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
  • Память - это процессы воспроизведения, запоминания, сохранения и переработки  человеком  разнообразной информации. А информация, в свою очередь, как уже было сказано выше, поступает через органы чувств.
  • Воображение - особая форма человеческой психики, состоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
  • Мышление - является познавательным высшим процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразование  человеком  в действительности.
  • Речь – это средство общения. Речь формируется под воздействием звуковых сигналов (фонем, морфем, слов, предложений, фраз), которыми обмениваются индивиды с помощью звуковых  ощущений.

Функции   ощущений:

  • Сигнальная  – уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.
  • Отражательная  (образная) – построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.
  • Регулятивная  – адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности
  1. Сущность, виды и свойства восприятия.

Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Однако восприятие больше, чем сумма получаемых ощущений. Воспринимая лес, человек знает, что это именно лес, что оно имеет характерный вид, что в него можно зайти, что это есть некое количество деревьев. Воспринимаемое человек всегда обозначает определенным словом – «лес», которым обозначен не какой-либо определенный цвет, форма или запах, но   все   как   целое. «Воспринимать кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть», - писал французский психолог П.Жанэ, - «а воспринимать дом, - говорил Вейцзекер, - это значит видеть не образ, который «вошел» в глаз, а напротив, узнать объект, в который можно войти».

Свойства восприятия:

  • Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И.М.Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.
  • Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

  • Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способностях перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и форм предметов.
  • Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.
  • Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой челочек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.     При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизирутся следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.  Восприятие  как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа.

−  зрительное,  слуховое,  осязательное  (тактильное),  вкусовое,  обонятельное  (классификация по модальности  восприятия ). Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно; оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. Более того, восприятие сложных явлений предметного и социального мира осуществляется прежде всего благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения. Иначе говоря, вести речь о процессе восприятия в «чистом виде» во многих случаях неправомерно. В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства); рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.   Каждый из видов восприятия имеет свои специфические особенности и механизмы. Их описание представляет задачу, как психологии, так и других отраслей знания: физиологии, кибернетики.

Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении:

Восприятие  и наблюдение человека характеризуются  как общими закономерностями, так  и индивидуальными особенностями. Всем людям свойственны общие проявления психики, благодаря чему происходит отражение основных закономерностей действительности. Воспринимает и наблюдает конкретный человек. Поэтому в процессе восприятия и наблюдения каждый из нас обнаруживает свои индивидуальные особенности. Это объясняется психическим складом личности, апперцепцией.     Индивидуальные особенности могут зависеть также от различий в строении и функционировании органов чувств. Это определяет остроту зрения, чуткость слуха, тонкость обоняния, вкуса, осязания. Индивидуальные особенности придают восприятию каждого человека особую окраску, делают отражение индивидуально-своеобразным. Индивидуальный характер восприятий и наблюдений проявляется в их динамике, точности, глубине, степени их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.    В человеческой практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения: синтетическом, аналитическом, аналитико-синтетическом и эмоциональном. У людей синтетического типа проявляется явная склонность к обобщенному отражению  явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Люди аналитического типа в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Для них характерно стремление выделить и проанализировать, прежде всего, детали, частности. Они скрупулезно вникают во все обстоятельства, подробности. У людей аналитико-синтетического типа восприятия и наблюдения в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов – с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других. Восприятие и наблюдение людей такого склада является наиболее благоприятным для деятельности. Люди эмоционального типа восприятия – те, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление, прежде всего, выразить свои переживания, вызванные этим явлением.

3. Установка  соответствий между основными  понятиями и понятиями, выражающими  их признаки, особенности, другие  характеристики:

а)  деятельность;

б)  внимание;

в)  ощущение;

г)  восприятие;

1)  константность;

2)  активность;

3)  навык;

4)  мотив;

5)  анализатор;

6)  непроизвольность;

7)  апперцепция.

Ответ:

1) г

2) а

3) а

4) в

5) в

6) а

7) г

 

 

  • Деятельность – это осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.
  • Внимание – это выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов.
  • Ощущение – это отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
  • Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. 
  • Константность – это относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств.
  • Активность – это деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире.
  • Навык – это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
  • Мотив – это побуждение к действию.
  • Анализатор – это разложение, расчленение – термин, введенный И. П. Павловым, для обозначения целостного нервного механизма, осуществляющего прием и анализ сенсорной информации определенной модальности.
  • Непроизвольность – свойственна большинству детей 6-летнего возраста и является одной из важнейших причин трудностей обучения.
  • Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.

 

Литература:

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн. – М.: ПровсещениеВладос, 1994. 

Гриншпун  И.Б. Введение в психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.                    

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"