Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:49, контрольная работа
1. Назовите основные направления западной психологии ХХ в. и их виднейших представителей.
2. Проанализируйте ведущие положения гуманистической психологии.
3. Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма:
а) интроспекция, т.е. целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;
б) создание математических моделей психических процессов;
в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.
Когнитивная психология (англ. cognition - знание, познание) — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
Когнитивная психология возникла в 60-е годы в США и была направлена против бихевиористского исключения психического компонента из анализа поведения, против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития. Когнитивная психология выросла из исследований необихевиористов. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. на представлении о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют ее в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают информацию из системы. Наиболее яркие представители когнитивной психологии - Дж. Брунер, Д. Норман, Л. Фестингер, Ф. Хайдер, У. Найсер, Г. Саймон.
В 1967 году Найссер опубликовал
книгу под названием «
Найссер определил познание как процесс,
при помощи которого «входящие сенсорные
данные подвергаются трансформации, редукции,
обработке, накоплению, воспроизведению
и в дальнейшем используются. Таким образом,
когнитивная психология имеет дели с ощущениями,
восприятием, воображением, памятью, мышлением
и всеми остальными видами психической
активности
.
Спустя
девять лет после выхода в свет своей эпохальной
книги Найссер опубликовал еще одну работу
под названием «Познание и реальность»
(1976 г.). В этой работе он выражал неудовлетворенность
явным сужением позиции когнитивной психологии,
которая слишком полагается на исследования
искусственных лабораторных ситуаций
в ущерб изучению реальных жизненных случаев.
Он посчитал себя разочарованным, полагая,
что когнитивная психология со времени
своего появления внесла весьма скромный
вклад в понимание того, каким образом
человеческое познание происходит в действительности.
.
В итоге, являясь одной из ключевых фигур
в становлении когнитивного движения,
Найссер сам же стал его откровенным и
ярким критиком. Он стал подвергать сомнению
когнитивное движение точно так же, как
прежде критиковал бихевиоризм. В настоящее
время он сотрудничает с университетом
Эмори в Атланте, штат Джорджия. До этого
в течение 17 лет он работал в Корнеллском
университете, где неподалеку от его кабинета
хранился препарированный мозг Э. Б. Титченера.
Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов — от ощущения до восприятия, нейронауки, распознавания паттернов, внимания, сознания, научения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, интеллекта, эмоций и процессов развития; она касается всевозможных сфер поведения.
Зарождение гуманистической психологии. Основные представители.
Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.
Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.
Предмет и
Метод гуманистической
Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к "рацио", к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую – объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).
Методологические
позиции гуманистической
Основные представители гуманистической психологии и их положения.
Абрахам Маслоу (1908-1970)
Одним из ярких представителей гуманистической психологии был А.Маслоу.
Абрахам Маслоу окончил Висконсинский университет,
получив степень доктора психологических
наук в 1934 году. Его собственная теория,
которую ученый выработал к 50-м годам XX
века, появилась на основе детального
знакомства с основными психологическими
концепциями, существовавшими в тот период
(как и сама идея о необходимости формирования
третьего пути, третьего психологического
направления, альтернативного психоанализу
и бихевиоризму)
.
Говоря
о необходимости формирования нового
подхода к пониманию психики, Маслоу подчеркивал,
что он не отвергает старые подходы и старые
школы, не является антибихевиористом
или антипсихоаналитиком, но является
антидоктринером, т.е. выступает против
абсолютизации их опыта.
Одним из самых
больших недостатков психоанализа, с его
точки зрения, является не столько стремление
принизить роль сознания, сколько тенденция
рассматривать психическое развитие с
точки зрения адаптации организма к окружающей
среде, стремления к равновесию со средой.
Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие
является смертью для личности. Равновесие,
укорененность в среде отрицательно влияют
на стремление к самоактуализации, которое
и делает человека личностью.
Не менее активно
Маслоу выступал и против сведения всей
психической жизни к поведению, что было
свойственно бихевиоризму. Самое ценное
в психике – ее самость, ее стремление
к саморазвитию – не может быть описано
и понято с позиций поведенческой психологии,
а потому психология поведения должна
быть не исключена, но дополнена психологией
сознания, психологией, которая исследовала
бы "Я концепцию" личности.
Маслоу почти не проводил глобальных,
крупно масштабных экспериментов, которые
характерны для американской психологии,
особенно для бихевиоризма. Его небольшие,
пилотажные исследования не столько нащупывали
новые пути, сколько подтверждали то, к
чему он пришел в своих теоретических
рассуждениях. Именно так он подошел к
исследованию "самоактуализации"
– одного из центральных понятий своей
концепции гуманистической психологии.
В отличие от психоаналитиков, которых
интересовало главным образом отклоняющееся
поведение, Маслоу считал, что исследовать
человеческую при роду необходимо, "изучая
ее лучших представителей, а не каталогизируя
трудности и ошибки средних или невротических
индивидуумов". Только так мы можем
понять границы человеческих возможностей,
истинную природу человека, недостаточно
полно и четко представленную в других,
менее одаренных людях. Выбранная им для
исследования группа состояла из восемнадцати
человек, при этом девять из них бы ли его
современниками, а девять – историческими
личностями (А.Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джеймс,
Б.Спиноза и др.).
Эти исследования привели его к мысли
о том, что существует определенная иерархия
потребностей человека, которая выглядит
следующим образом:
физиологические потребности – пища,
вода, сон и т.п.
;
потребность в безопасности – стабильность,
порядок
потребность в любви и принадлежности
– семья, дружба
;
потребность в уважении – самоуважение,
признание
потребность в самоактуализации – развитие
способностей
.
Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось
в том, что он утверждал: эти потребности
находятся в раз и навсегда заданной жесткой
иерархии и более высокие потребности
(в самоуважении или в самоактуализации)
возникают только после того, как удовлетворяются
более элементарные. Не только критики,
но и последователи Маслоу показали, что
очень часто потребность в самоактуализации
или в самоуважении являлась доминирующей
и определяла поведение человека несмотря
на то, что его физиологические потребности
не были удовлетворены, а иногда и препятствовали
удовлетворению этих потребностей. Впоследствии
и сам Маслоу отказался от столь жесткой
иерархии, объединив все потребности в
два класса: потребности нужды (дефицита)
и потребности развития (самоактуализации).
В то же время большинство представителей
гуманистической психологии приняло термин
"самоактуализация", введенный Маслоу,
как и его описание "самоактуализирующейся
личности".
Самоактуализация
связана с умением понять себя, свою внутреннюю
природу и научиться "сонастраиваться"
в соответствии с этой природой, строить
свое поведение исходя из нее. Это не одномоментный
акт, а процесс, не имеющий конца, это способ
"проживания, работы и отношения с миром,
а не единичное достижение". Маслоу
выделял в этом процессе наиболее значимые
моменты, которые изменяют отношение человека
к самому себе и к миру и стимулируют личностный
рост. Это может быть мгновенное переживание
– "пик-переживание" или дли тельное
– "плато-переживание".
Описывая
самоактуализирующуюся личность, Маслоу
говорил, что такому человеку присуще
принятие себя и мира, в том числе и других
людей. Это, как правило, люди адекватно
и эффективно воспринимающие ситуацию,
центрированные на задаче, а не на себе.
В то же время им свойственно и стремление
к уединению, к автономии и независимости
от окружающей среды и культуры.
Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации
и отчуждения, хотя полностью эти механизмы
не были раскрыты. Однако общее направление
его рассуждений и экспериментальных
исследований дает нам возможность понять
его подход к психическому развитию личности,
его понимание связей между личностью
и обществом.
Карл Роджерс (1902-1987)
Карл Роджерс известен
прежде всего благодаря своему популярному
в психотерапии методу под названием
личностно-ориентированная
Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение. Роджерс подчеркивал значение взаимоотношений мать-дитя, поскольку это существенным образом влияет на рост самосознания ребенка. Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке - Роджерс называл это позитивным вниманием, - то у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле. Если же мать ставит проявления любви в зависимость от хорошего или плохого поведения ребенка (в терминологии Роджерса условно позитивное внимание), то подобный подход скорее всего интериоризируется в психике ребенка, и последний будет чувствовать себя стоящим внимания и любви лишь в определенных ситуациях. В этом случае ребенок будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге же личность ребенка не получит полного развития. Он не сможет полностью проявить все аспекты своего Я, поскольку некоторые из них отвергаются матерью.
Таким образом, первым и непременным условием здорового развития личности является безусловное позитивное внимание к ребенку. Мать должна проявлять свою любовь к ребенку и полное его приятие вне зависимости от того или иного его поведения, особенно в раннем детском возрасте. Только в этом случае личность ребенка развивается полноценно, а не ставится в зависимость от тех или иных внешних условий. Таков единственный путь, позволяющий человеку в итоге достичь самоактуализации.
Самоактуализация представляет
собой наивысший уровень
- открытость по отношению к опыту любого типа;
- намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;
- способность прислушиваться
больше к собственным
- чувство свободы в мыслях и поступках;
- высокий уровень творчества.
Роджерс описывает достигшего
наиболее полного раскрытия человека
в большей степени как
Личностно-ориентированная терапия Роджерса оказала большое влияние на развитие психологии. Эта теория была хорошо встречена психологами, прежде всего из-за акцента на личностном начале в человеке. Критике же этот подход подвергали в основном за отсутствие ясности в вопросе о врожденных предпосылках и потенциале самоактуализации, а также за постоянное подчеркивание роли сознательных факторов в ущерб роли бессознательного в психической жизни человека. В остальном же и теория Роджерса, и его метод терапии получили признание и широко используются как в научных исследованиях, так и в клинической практике.
Работы Роджерса оказали существенное влияние на общее представление о потенциале человеческой личности. Его по праву можно считать одним из основателей движения за общую гуманизацию психологии. В 1946 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации, а также получил награды «За выдающиеся научные достижения» и «За выдающийся профессиональный вклад».
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
Бихевиоризм.
Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.