Контрольная работа по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:16, контрольная работа

Краткое описание

Описать психическую структуру личности пытались многие теории. Одни из них сделали попытку выявить ее биологическую детерминацию. Например, теории Кречмера и Шелдона связали характер психических реакций человека с его физической конституцией. Другие теории сделали главный упор на выявление соотношения различных элементов, уровней и систем психической структуры. К таким теориям можно отнести психоаналитическую концепцию Зигмунда Фрейда и аналитическую психологию Карла Юнга. Представители гуманистического и когнитивного направлений поставили проблему соотношения рациональных и интеллектуальных процессов в психике индивида.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….... 3
Особенности психической структуры личности в психоанализе З. Фрейда, действие механизмов психологической защиты. ………………………………..5
«Коллективное бессознательное» в аналитической психологии К.Г. Юнга …. 10
Назовите рассматриваемый механизм психологической защиты……………..17
Заключение ………………………………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Психология кр .docx

— 46.69 Кб (Скачать файл)

Коллективное бессознательное – это психическая система, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов».

Юнг выделяет следующие  особенности:

      • своим существованием коллективное бессознательное обязано исключительно наследственности;
      • оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;
      • его содержание в основном представлено архетипами– буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.

Архетипы столь близки инстинктам, что можно предположить, что они  являются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктивного поведения». Являясь регулятором психической жизни, архетипы выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно. Архетипические образы обнаруживают себя через определенные символы в сновидениях («непроизвольных, спонтанных продуктах бессознательной психики»), в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при расстройствах психики.

Архетипические образы коллективного бессознательного представляют интерес не только в смысле постижения спонтанных проявлений психики партнера, но и в том, что эти проявления помогают обнаружить определенный символизм передаваемой им информации. Замещение этого символизма возможно и в разного рода сублимальных психических реакциях, приносящих определенное удовлетворение в процессах общения.

Юнг связывает архетипиские образы со спонтанным непроизвольным проявлением нравственных эмоций, к примеру, такого эмоционально-ценностного феномена, как совесть. Юнг отмечает, что моральная оценка какого-либо действия индивида не всегда может быть им осознанна. Она может функционировать без всякого участия сознания на уровне символического образа, вызванного определенным архетипом. При этом могут отсутствовать так называемые «муки совести», но сам возникающий символический образ может указывать на определенную нечистоту или аморальность какого-либо действия или поступка.

При коллизиях долга и совести  Юнг советует отдавать большее предпочтение своему внутреннему голосу совести, как первичному, более древнему феномену, авторитет которого всегда стоял выше человеческого рассудка.

В связи с этим положением Юнга желательно и в деловом общении  больше обращать внимание на непроизвольные, спонтанные жесты партнера, не совпадающие с вербальной информацией. А в сложных конфликтных ситуациях прислушиваться и к своим внутренним интуитивным спонтанным психическим ощущениям.

Это важно еще и потому, что  в партнерских отношениях делового общения возможно проявление так  называемой синхроничности. Этот феномен  состоит в том, что любой психоидный архетип не только имеет тенденцию локализоваться в отдельной личности, но и воздействовать на ее ближнее окружение «через подпороговое восприятие мельчайших признаков данного аффекта». Здесь обнаруживается коллективная природа психоидного архетипа, ведь коллективное бессознательное, в отличие от личностного, идентично у всех личностей. Поэтому при общении с деловым партнером, у которого имеются активированные бессознательные содержания (например, эмоционально окрашенные ощущения страха, угрызений совести), возможно параллельное проявление таких же психических переживаний и у другого партнера, который склонен неосознанно приписывать эти моральные реакции себе самому.

Коллективное бессознательное неразрывно связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образует единую психическую структуру личности.

В структуре личности, представленной Юнгом, объединяются 4 системы психики:

  • Эго (система «Я») является центральным элементом личного сознания, как бы собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души. В содержание этой системы входят психические процессы апперцепции, чувствования, предвосхищения, а также процессы мышления, воли и влечений.                                                                                                                                                         Процессы апперцепции связаны с личностными особенностями психической деятельности партнеров. Каждый из партнеров в деловом общении оказывается как бы между двумя противостоящими друг другу установками; между познанием (восприятием информации) и пониманием личности партнера. Идеальное понимание ведет к лишенному познания сопереживанию и требует удовлетворения двух различных личностей партнеров. При этом раньше или позже один из них обнаруживает, что он вынужден жертвовать собственными личностными интересами. Напротив, очевидное достоинство познания вызывает психическое противодействие со стороны партнера, т.к. чем схематичнее их общение, тем меньше шансов на понимание партнерами друг друга. Возникает риск парадокса. К тому же любая односторонность общения психологически компенсируется бессознательными подрывными тенденциями. В таких сложных ситуациях делового общения желательно доводить личностное понимание до равновесия с восприятием информации. Понимание же «любой ценой» вредит обоим деловым партнерам. В некотором равновесии нуждаются также психические процессы чувствования и мышления, возникающие в деловом общении. Разумная аргументация является возможной и перспективной до тех пор, пока эмоции партнера не превысили некоторой критической для данной деловой ситуации точки. Стоит температуре аффектов партнеров превзойти эту критическую точку, как действенность разума и аргументации начинает отказывать.  Система «Я» включает в себя и психические процессы личностного самопознания. Однако каждый индивид располагает лишь весьма ограниченным самопознанием, т.к. сознанию «Я» ведомы только осознанные психические содержания, но никак не бессознательные. Действительное психическое состояние «Я» остается большей своей частью скрытой как от самой личности, так и от ее социального окружения.
  • Персона – та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежды, способы самовыражения. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в нашу душу, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми. В этой системе главным принципом выступает адаптация к внешнему социальному миру. По своему содержанию «Персона» слагается из противоречивых элементов психики, одни из которых основаны на личностных пристрастиях индивида, а другие образованы на основе социальных ожиданий от этой личности. Поэтому «Персона» всегда выступает как некий компромисс между этими двумя психическими процессами, результатом которого являются различные социальные роли, которые играет личность в обществе. Психическими элементами «Персоны» являются аффекты, установки, идеалы, сентенции, которые в свою очередь «овладевают» личностью и могут привести к ее сильнейшим потрясениям.

Разлад с Персоной может привести к конфликтным ситуациям. Он вызывает чувство неудовлетворенности, а  поскольку его внутренний источник не осознается, то причины, как правило, проецируются на делового партнера. Коллизии и столкновения между партнерами могут быть вызваны различием и в темпах адаптации их Персон к ситуации делового общения или же проявлением направленного психического давления одного из партнеров.

  • Тень является центром личностного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний. Юнг считает, что личность никогда не сможет «перепрыгнуть» через собственную Тень или «обмануть» ее. Напротив, признание собственной Тени необходимо личности для сознания собственного несовершенства. А такое осознание требуется для установления человеческих отношений, для общения с себе подобными, понимания взаимной зависимости людей, нужды в их помощи и поддержке. Если же личность имеет «завышенные идеалы», считая себя более, совершенной, то тем самым она непроизвольно унижает других или ставит их в подчиненное положение.

Фактически расхождения между  Юнгом и Фрейдом больше всего  относились именно к роли Тени в  структуре личности. Юнг считал ее одной из составляющих этой структуры, в то время как Фрейд ста вил ее в центр личности, исследуя главным образом именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возможным избавиться от Тени, не признавать ее, ибо она является законной частью личности, и человек без Тени так же неполноценен, как и без других частей души. Самое вредное, с точки зрения Юнга, – не замечать, игнорировать Тень, в то время как внимательное отношение к ней, то, что Юнг называл "техникой обращения с Тенью", помогает преодолеть ее негативное влияние.

      • Система коллективного бессознательного включает в себя и такие архетипические образы как Анима (образ женского начала в мужской психике) и Анимус (образ мужского начала в женской психике). Анима, накопленная в бессознательном мужской личности, прорывается наружу в виде иррациональных чувств: сентиментальности, необузданной эмоциональности. Анимус, прорвавшийся в женской личности, приводит к иррациональным суждениям, часто необдуманным и нелогичным, или к излишней сдержанности. В деловом общении Анима может проявиться в порыве излишней эмоциональности у партнера мужчины или в жесткой аргументации и ригидности у партнера-женщины.

Возможные конфликты, возникающие  на стыке систем, Юнг связывает  с определенной направленностью психики личности, ее доминирующими установками. В качестве таких установок он выделяет интроверсию и экстраверсию.

У экстраверта психическая  энергия практически вся направлена в сторону объекта, поэтому он больше ориентирован на то, что происходит вне его. Он не только легко вступает в общение, но и может соотносить свои личностные суждения с мнениями других.

Для интроверта характерно некоторое  негативное отношение к объекту. Он больше ориентирован на свои собственные  ощущения и оценку объекта, чем на сам объект как таковой. Психическая  энергия интроверта направлена вовнутрь, она рефлексивна.

Экстраверт активен, деятелен, его  волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен  идти на риск, но зависимость от внешних  условий, объективных факторов деловой  ситуации всегда ограничивает его возможности. Интроверт же старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.

 

 

 

3.О каком механизме психологической защиты идет речь в определении: «эта разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение». Приведите пример проявления этого феномена в деловом общении.

Речь идет о механизме  психологической защиты, разработанном  Фрейдом, сублимации. Например, эгоистические и даже "запрещенные" цели, в т.ч. и сексуальный инстинкт могут сублимироваться активной деятельностью в искусстве, литературе, религии, науке, через заботу о неимущих, которые развивают человека и обогащают жизнь индивида. Агрессия может сублимироваться через некоторые профессии (военного, политика, хирурга) или виды спорта. З.Фрейд: «дантист может сублимировать садизм, выставляющийся художник - эксгибионизм, адвокат - желание уничтожить врагов. 

Заключение

Большинство расхождений и конфликтов в межличностных отношениях деловых партнеров связано с индивидуальными особенностями их психики. Эти особенности обусловлены не только генетическими, но и социально-культурными влияниями. Подчеркивая уникальность психики каждого человека, швейцарский психолог Карл Густав Юнг писал: «Ни одно автономное психическое содержание не является внеличностным, или объективным. Объективность, внеличность- это категории сознания. Все же автономные психические факторы имеют личностный характер.»

Смена и чередование эмоциональных  переживаний, аффективных реакций, разнообразных инстинктов, мотиваций  и установок позволяет психике  личности адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Такие ситуации зачастую возникают при деловом общении

Личности с активной и  динамичной психикой склонны следить  за своими действиями и действиями партнера, выявляя как сильные и слабые стороны как собственных поступков, так и всей сложившейся ситуации. В случае неудачи они, не колеблясь, берут ответственность на себя за то, что приложили недостаточно усилий для установления делового контакта. Напротив, личности с пассивной и менее дееспособной психикой более склонны винить в неудаче различные внешние обстоятельства или своих деловых партнеров.

Различные модификации социального  поведения деловых партнеров  свидетельствует о наличии существенных отличий в их психической структуре. Сама же по себе психическая структура выступает как знак личности, выражает ее индивидуальность и психические особенности.

По своей сущности психическая  структура не является неизменной, а скорее представляется движущим и  текущим процессом. Тем не менее для нее характерна определенная целостность, включающая комплекс довольно устойчивых признаков: инстинкты, рефлексы, темперамент, чувствительность, способности, мотивации, установки, все эти признаки определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к различным жизненным ситуациям.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  • Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. – М.: Политиздат, 1974.-с.84
  • История психологии. ХХ век. – М.: Академический проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002.-с.136
  • Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. Питер, 2000.-с.79
  • Ждан А.Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990.-с.102
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 1998.-с.160
  • Гриншпун И.Б Введение в психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.-с.110

 

 


Информация о работе Контрольная работа по «Психологии»