Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:01, контрольная работа

Краткое описание

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему.

Содержание

1. Направленность личности и ее формы……………………………………………………....3
2. Операции мышления………………………………………………………………………….8

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психологии.docx

— 114.62 Кб (Скачать файл)

Обобщенность выражается в способности постигать свойства, являющиеся общими для множества  объектов. Например, нельзя увидеть  цвет как общий признак окружающих предметов. Он существует как конкретный цвет конкретного предмета: красный, синий, зеленый и т. д. Цвет вообще – это некая абстракция, которую  можно только понять. Также можно  сказать о многих других свойствах, закономерностях и явлениях, например, таких как скорость, движение, вес, стоимость и т. п. Они существуют в форме особых субъективных образований, называемых понятиями, материальными  носителями которых выступают слова. Обобщенности способствует то, что  мышление носит знаковый характер и  выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным.  
 
Суть опосредованного познания в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах и характеристиках без непосредственного контакта с ними, т.е. становится возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано. Например, врач по жалобам пациента может поставить ему диагноз. Мышление дает возможность устанавливать связи, отношения между предметами, в то время, как ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений. 

Процесс познания является очень сложным. Прежде всего для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью различных органов чувств. Такая форма отражения важна, существенна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того, чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления. 

Материальной основой  мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь. Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата. Мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например, в случае с глухонемыми людьми. Можно говорить о том, что процесс мышления осуществляется тогда, когда мысль выражается словами. Мысль приобретает окончательный вид только после того, как замысел будет закодирован в речевые символы. Поэтому речь действительно является не только средством общения, но и орудием мышления. 

Мышление – это активный процесс. Его внутренним источником выступают потребности и мотивы, побуждающие человека к постановке и решению жизненно важных задач. Необходимость в нем возникает  в ситуациях, когда для удовлетворения жизненных нужд человек должен принимать  во внимание внутренние, недоступные  для восприятия свойства предметов  и явлений, осуществлять прогнозы развития событий и процессов, планировать  оптимальные способы поведения. Например, в процессе обучения такие  ситуации создают специально в форме  всевозможных учебных заданий. 

Мышление не дано человеку в готовом виде. Оно возникает  и развивается у него под влиянием обучения и воспитания. Необходимым  условием этого является наличие  интеллектуально насыщенной среды  и общения с другими людьми. Дети, выросшие в условиях социальной изоляции, в интеллектуально обедненной среде, имеют лишь самую простейшую форму мышления, которая мало чем  отличается от мышления высших животных.

На практике мышление как  отдельный психический процесс  не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических  процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все  высшие формы этих процессов в  определенной степени, в зависимости  от уровня своего развития, связаны  с мышлением. Например, когда человек  решает какую-то задачу, он обязательно  привлекает хранящиеся в памяти знания, использует воспринимаемую информацию, прилагает волевые усилия и т.д. Мышление — это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.

Процесс мышления представляет собой некоторую последовательность умственных действий и операций, которые  можно рассматривать как приемы понимания. К мыслительным операциям  относятся анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, конкретизация.

 Схема 1. Мыслительные  операции

 

Анализ - это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Например, в процессе изучения незнакомого явления ученый выделяет характерные его свойства, признаки. Анализ позволяет разложить целое на части, т.е. позволяет понять структуру того, что воспринимается. Анализ возможен тогда, когда человек воспринимает какой-либо предмет, и тогда, когда он воспроизводит его образ по памяти.

Синтез - это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. В результате складывается целостное понимание объекта. Например, на основе знакомства с местом происшествия, допроса свидетелей, обследования вещественных доказательств у следователя складывается целостное представление о ситуации преступления. Синтез является противоположной анализу операцией. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений. При этом следует иметь в виду, что анализ и синтез, как умственные операции, всегда связаны с другими мыслительными действиями. 

Сравнение - это операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Всякое сравнение начинается с сопоставления или соотнесения предметов друг с другом, т.е. с синтеза. В ходе сравнения происходит анализ сравниваемых явлений, т. е. выделение общего и различного. Например, ученик сравнивает особенности изучаемых видов млекопитающих и выявляет общие признаки этих животных. Операция сравнения зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными и осуществляется двумя путями: непосредственно, воспринимая два предмета одновременно, или опосредованно, путем умозаключения. Сравнение ведет к обобщению. 

Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Предметом обобщения может быть множество объектов, например, ученики школы, растения, предприятия и т. д.

Абстракция - это мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других. Таким образом, с помощью абстракции мы можем выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой нами информации, т.е. отвлечься, или абстрагироваться, от других признаков получаемой нами информации. Абстракция широко используется при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. К абстрактным понятиям относятся, например, такие, как «твердость», «яркость», «горечь», «мудрость» и т.п. При образовании подобных понятий особенно важно отвлечься от других свойств, поэтому образование абстрактных понятий представляет собой более трудный процесс, чем усвоение конкретных понятий. В то же время абстракция не существует без чувственной опоры, иначе она становится бессодержательной, формальной. 

Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. 

Конкретизация - это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. В конкретных представлениях мы стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими. Конкретизировать – значит привести пример, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение. Типичным примером может служить решение типовых учебных задач на применение какого-либо правила или закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Аминов И.И. и другие. Психология для юристов. Учебник. – М.: Омега – Л, 2005г.

2. Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь.– М.: 2006 г.

3. Васильев В.Л. Юридическая  психология. Учебник для вузов.  – М.: 1991 г.

4. Васильев В.Л. Юридическая  психология. Учебник для вузов.  – 5-е изд., доп. и перераб. – СПб. Питер, 2005 г.

5. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебник для вузов. – М.: 1996 г.

6. Маклова А.Г. общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007 г.

7. Немов Р.С. Психология. Кн.1. «Общие основы психологии» - М., Владос, 2003 г.

8.  Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Проспект 2004 г.

9. Розин В.М. Психология для юристов. Учебное пособие для высшей школы. М.: 2004 г.

10. Романов В.В. Юридическая психология. Учебное пособие. – СПб,1999 г.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007 г.

12. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – М.: 2006 г.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"