Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Важной педагогической закономерностью является зависимость содержания обучения, методов, средств и форм от целей образования и обучения, поставленных обществом, от целей конкретной школы. Отсутствие четкой цели превращает стройный логичный процесс обучения в случайный набор действий учителей и учащихся при овладении знаниями, умениями и навыками, ведет к нарушению системности и систематичности в знаниях, что не способствует формированию научного мировоззрения, а также затрудняет управление учебным процессом.

Содержание

Введение 3
1. Понятие процесса обучения, его цели и функции 4
2. Принципы обучения 6
Заключение 9
Список литературы 10

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 31.68 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования 

Уральская государственная  сельскохозяйственная академия

(Филиал ФГБОУ ВПО «Уральская ГСХА»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Психология

 

 

Выполнил:  форма  обучения заочная, экономический факультет, специальность «Экономика предприятий  и организаций», курс первый, группа 113,(Шифр) КФ 57-12.

Конькова  Ксения Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Красноуфимск, 2013 г.

 

 

Содержание

 

Введение            3 
1. Понятие процесса обучения, его цели и функции     4 
2. Принципы обучения          6 
Заключение           9 
Список литературы                 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важной педагогической закономерностью является зависимость  содержания обучения, методов, средств  и форм от целей образования и  обучения, поставленных обществом, от целей конкретной школы. Отсутствие четкой цели превращает стройный логичный процесс обучения в случайный  набор действий учителей и учащихся при овладении знаниями, умениями и навыками, ведет к нарушению  системности и систематичности  в знаниях, что не способствует формированию научного мировоззрения, а также затрудняет управление учебным процессом.

            Обучение – это планомерная и систематическая работа учителя с учащимися, основанная на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в самой личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями, а также собственной практической деятельности. Обучение является целенаправленной деятельностью, это подразумевает намерение учителя стимулировать учение как субъективную деятельность самих учащихся.

 
            Обучение — целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  процесса обучения, его цели и  функции

Под обучением понимают активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся  приобретает систему научных  знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.                                                                                             Существует несколько определений понятия "процесс обучения".                                                           "Процесс обучения — это движение ученика под руководством учителя по пути овладения знаниями" (Н. В. Савин). 
"Процесс обучения — это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников" (Ю. К. Бабанский). 
        Различное понимание процесса обучения свидетельствует, что это достаточно сложное явление. Если обобщить все приведенные выше понятия, то процесс обучения можно определить как взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями. 
       Для процесса обучения характерны следующие признаки: 
а) целенаправленность; 
б) целостность; 
в) двусторонность; 
в) совместная деятельность учителя и учащихся; 
г) управление развитием и воспитанием учащихся; 
д) организация и управление этим процессом. 
     Таким образом, педагогические категории "обучение" и "процесс обучения" — не тождественные понятия. Категория "обучение" определяет явление, тогда как понятие "процесс обучения" (или "учебный процесс") — это развитие обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения. 
     Задачами процесса обучения являются: 
• стимулирование учебно-познавательной активности учащихся; 
• формирование познавательных потребностей; 
• организация познавательной деятельности обучающихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками; 
• развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; 
• формирование учебных умений и навыков для последующего самообразования и творческой деятельности; 
• формирование научного мировоззрения и воспитание нравственно-эстетической культуры. 
       Противоречия и закономерности учебного процесса детерминируют его функции. Целостный процесс обучения выполняет ряд важных функций. 
       Во-первых, это образовательная функция. В соответствии с ней главное назначение процесса обучения заключается в том, чтобы: 
• вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования; 
• научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности; 
• научить самостоятельно приобретать знания; 
• расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения. 
      Во-вторых, развивающая функция обучения. В процессе овладения системой знаний, умений и навыков происходит развитие: 
• логического мышления (абстрагирование, конкретизация, сравнение, анализ, обобщение, сопоставление и др.); 
• воображения; 
• различных видов памяти (слуховой, зрительной, логической, ассоциативной, эмоциональной и т. п.); 
• качеств ума (пытливость, гибкость, критичность, креативность, глубина, широта, самостоятельность); 
• речи (словарный запас, образность, ясность и точность выражения мысли); 
• познавательного интереса и познавательных потребностей; 
• сенсорной и двигательной сфер. 
      Таким образом, реализация этой функции обучения обеспечивает развитый интеллект человека, создает условия для постоянного самообразования, разумной организации интеллектуальной деятельности, осознанного профессионального образования, творчества. 
    В-третьих, воспитывающая функция обучения. Воспитывающая функция проявляется в обеспечении: 
• осознания учеником своей учебной деятельности как социально значимой; 
• формирования его нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями и навыками; 
• воспитания нравственных качеств личности; 
• формирования положительных мотивов учения; 
• формирования опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе; 
• воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания. 
      Таким образом, овладевая знаниями об окружающей действительности и о себе, учащийся приобретает способность принимать решения, регулирующие его отношение к действительности. Одновременно он познает моральные, социальные и эстетические ценности и, переживая их, формирует свое отношение к ним и создает систему ценностей, которыми руководствуется в практической деятельности.

                                                2. Принципы обучения

      Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения. 
Принципы обучения (дидактические принципы) — это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями. 
      Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями. 
      Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности. Поэтому принципы являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. Они охватывают все стороны процесса обучения. 
       В то же время принципы носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности. Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, неумение следовать их требованиям не отменяют их существования, но делают процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым. 
      История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, т. е. принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, другие появляются. Это говорит о том, что дидактика должна чутко улавливать изменения требований общества к образованию и своевременно реагировать на них, т. е. строить такую систему принципов обучения, которая верно указывала бы путь к достижению цели обучения. 
      Ученые издавна уделяли большое внимание обоснованию принципов обучения. Первые попытки в этом направлении были предприняты Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.  
      Большое значение принципам обучения придавал К. Д. Ушинский. Им наиболее полно раскрыты дидактические принципы: 
• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким; 
• обучение должно всячески развивать у детей самостоятельность, активность, инициативу; 
• порядок и систематичность — одно из главных условий успеха в обучении, школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания; 
• обучение должно вестись природосообразно, в соответствии с психологическими особенностями учащихся; 
• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть молодые силы. 
   В классической дидактике наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой. 
    Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. 
    Принцип доступности. Принцип требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал. 
    Принцип сознательности и активности. Принцип требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении — это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Активность обучаемых — это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. 
     Принцип наглядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Наглядность включает в себя восприятие через зрительные, моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения. 
Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл. 
     Принцип систематичности и последовательности. Принцип предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

    Принцип прочности. Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал. 
     Принцип воспитывающего обучения. Принцип отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздействие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материала, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами. Это воспитательное воздействие значительно усиливается, если учитель ставит соответствующую задачу и стремится эффективно использовать в этих целях все имеющиеся в его распоряжении средства. 
      Принцип связи теории с практикой. Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение. 
    Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. Принцип требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию обучаемых. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся. 
Существуют два основных пути учета индивидуальных особенностей: индивидуальный подход (учебная работа проводится по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым) и дифференциация (разделение учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и др. и работа с ними по разным программам). В процессе обучения принципы выступают во взаимосвязи друг с другом. Нельзя как переоценивать, так и недооценивать тот или иной принцип, так как это ведет к снижению эффективности обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Обучение – это целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, цель которой - приобретение учащимся системы научных знаний, умений и навыков, формирование у него интереса к учению, развитие познавательных и творческих способностей, а также нравственных качеств личности. 
   Задачами процесса обучения являются: стимулирование учебно-познавательной активности учащихся; формирование познавательных потребностей; организация познавательной деятельности обучающихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками; развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование учебных умений и навыков для последующего самообразования и творческой деятельности; формирование научного мировоззрения и воспитание нравственно-эстетической культуры. 
    Принципы обучения — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями. 
   Основными принципами обучения являются: принцип научности обучения, принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности усвоения знаний, принцип воспитывающего обучения, принцип связи теории с практикой и принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. 
    Эти дидактические принципы являются общепринятыми, они составляют основу традиционной системы обучения. Классические дидактические принципы помогают в определении целевых установок обучения, а также могут служить руководством учителю в конкретных ситуациях обучения на уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Давыдов В. В.  Теория развивающего обучения. М., 1996 
2. Дьяченко В. К. Новая дидактика. М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2001 
3. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990 
4. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 2005 
5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М., 2002 
6. Современная дидактика: теория и практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 2004 
7. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"