Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:48, контрольная работа
Воля и ее основные признаки. Значение воли в жизни человека. Волевые качества личности. Теории воли. Природа волевого действия. Развитие воли у человека.
Психология малой группы. Классификация малых групп. Направления исследований малых групп.
2. На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость.
Решительность - свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.
Смелость - это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности.
Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность, понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений, когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь.
3. На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества - энергичность и настойчивость, а также организованность, дисциплина и самоконтроль
Энергичность - это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели. Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.
Настойчивость - это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство - это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели.
Организованность - качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.
Дисциплинированность - это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.
Самоконтроль - это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.
Совершая то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия.
Теории воли
В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.
Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Среди наиболее популярных направлений в исследовании проблемы воли выделяются так называемые гетерономные и автономные (или волюнтаристские) теории воли.
Гетерономные теории сводят волевые действия к сложным психическим процессам неволевого характера - ассоциативным и интеллектуальным процессам. Г. Эббингауз приводит пример: ребенок инстинктивно, непроизвольно тянется к пище, устанавливая связь между пищей и насыщением. Обратимость этой связи основана на таком явлении, при котором, почувствовав голод, он будет целенаправленно искать пищу. Подобный же пример можно привести из другой области - психологии личности. По Эббингаузу, воля - инстинкт, который возникает на основе обратимости ассоциаций или на основе так называемого "зрячего инстинкта", сознающего свою цель.
Для других гетерономных теорий волевое действие ассоциируется со сложной комбинацией интеллектуальных психических процессов (И. Гербарт). Предполагается, что сначала возникает импульсивное поведение, затем на его основе актуализируется действие, вырабатываемое на основе привычки, а уже после этого - действие, контролируемое разумом, т.е. волевое действие. Согласно этой точке зрения, каждый поступок является волевым, т.к. каждое действие разумно.
Гетерономные теории имеют достоинства и недостатки. Их достоинством является включение фактора детерминизма в объяснение воли. Тем самым они противопоставляют свою точку зрения на возникновение волевых процессов точке зрения спиритуалистических теорий, полагающих, что воля есть некая духовная сила, не поддающаяся никакой детерминации. Недостатком этих теорий является утверждение, что воля не субстанциональна, не имеет собственного содержания и актуализируется только в случае необходимости. Гетерономные теории воли не объясняют явлений произвольности действий, феномен внутренней свободы, механизмов образования волевого действия из неволевого.
Промежуточное место между гетерономными и автономными теориями воли занимает аффективная теория воли В. Вундта. Вундт резко возражал против попыток выводить побуждение к волевому действию из интеллектуальных процессов. Он объясняет волю с помощью понятия аффекта. Самое существенное для возникновения волевого процесса - активность внешнего действия, которое непосредственно связано с внутренними переживаниями. В простейшем волевом акте Вундт выделяет два момента: аффект и связанное с ним действие. Внешние действия направлены на достижение конечного результата, а внутренние - на изменение других психических процессов, включая эмоциональные.
Теории автономной воли объясняют этот психический феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии.
Природа воли
Всякое волевое действие является
целенаправленным действием. Волевое
действие сформировалось у человека в
процессе труда, направленного на производство
определенного продукта. Направляясь
на определенную цель, действие в своем
ходе регулируется соответствием с этой
целью. Цель, преследуемая действующим
субъектом, должна осуществиться как результат
его действий. Специфически человеческие
действия являются волевыми в этом широком
смысле слова – все они сознательные,
целенаправленные действия, все они включают
целеустремленность и регулирование хода
действия в соответствии с целью.
Однако осознание
единичной цели своего желания, порожденной
побуждением, которое в данную минуту
владеет человеком, представляет еще очень
невысокую ступень сознательности. Сознательный
человек, приступая к действию, отдает
себе отчет о последствиях, которые повлечет
за собой осуществление стоящей перед
ним цели, а также о мотивах, которые его
к этому действию побуждают. В результате
может обнаружиться расхождение между
желанной целью и нежелательными последствиями
или трудностями, с которыми в силу объективных
внешних условий связана ее реализация.
Действие, совершающееся в условиях такого
конфликта внутренне противоречивых тенденций,
– это волевое действие в более специфическом
смысле слова. В силу противоречивости
действительности, а также сложной иерархии
различных и часто противоречивых побуждений
человека этот, в принципе, частный случай
довольно распространен. Он придает волевому
действию особую направленность.
Там, где этот конфликт
противоречивых тенденций оказывается
сверхтрудным, непосильным человеку, волевое
действие переходит в аффективное или
импульсивное действие – разрядку.
Различая волевые
процессы, мы не противопоставляем их
интеллектуальным и эмоциональным; мы
не устанавливаем никакой взаимоисключающей
противоположности между интеллектом,
чувством и волей. Один и тот же процесс
может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным,
и эмоциональным, и волевым. Изучая волевые
процессы, мы изучаем волевые компоненты
психических процессов. Вместе с тем волевой
процесс еще более непосредственно и органически,
чем процессы эмоциональный и интеллектуальный,
включен в действие и неразрывно связан
с ним. Так что изучение волевого акта
непосредственно переходит в изучение
действия, или, вернее, изучение волевого
акта – это и есть изучение действия в
отношении способа его регуляции.
Зачатки воли заключены
уже в потребностях как исходных побуждениях
человека к действию. Потребность, т.е.
испытываемая человеком нужда в чем-нибудь,
– это состояние пассивно-активное: пассивное,
поскольку в нем выражается зависимость
человека от того, в чем он испытывает
нужду, и активное, поскольку оно заключает
стремление к ее удовлетворению и тому,
что может ее удовлетворить. В этой активной
стороне пассивно-активного состояния
потребности и заключены первые зародыши
воли, неразрывно связанные с сенсорной
и аффективной чувствительностью, в которой
первично отражается потребность. Состояние
чувствительности, выражающее потребность,
обычно связано с сенсомоторным моментом
зачаточных движений, направленных на
ее удовлетворение. Поэтому и в силу внутренних
изменений тонуса, с которым оно связано,
уже первичное чувственное переживание
потребности включает известное динамическое
напряжение – тенденцию, стремление.
Но одно дело –
испытывать стремление, а другое – осознавать
его. В зависимости от степени осознания
стремление выражается в виде влечения,
желания или хотения. Потребность, в частности
органическая, еще не осознанная, не направляющаяся
на определенный предмет, выступает сначала
в виде влечения.
Осознанная связь
между потребностями и предметами, которые
их удовлетворяют, устанавливается в практическом
действенном опыте удовлетворения этих
потребностей. Включаясь в практическое,
осознанное субъектом отношение к его
потребностям, предметы становятся объектами
его желаний и возможными целями его действий.
Зависимость между
потребностями и предметами, которые их
удовлетворяют, этим не исчерпывается.
Существенно, что сами потребности по
мере их удовлетворения различными предметами
дифференцируются, преобразуются, изменяются.
Новые потребности заставляют искать
новые способы их удовлетворения, а новые
способы их удовлетворения порождают
новые потребности. Таким образом, все
расширяются побуждения деятельности,
и вместе с тем расширяется и дифференцируется
круг предметов, способных служить объектами
желаний и целями действий.
Будучи в своих
первоначальных истоках связано с потребностями,
волевое действие человека никогда, однако,
не вытекает непосредственно из них. Волевое
действие всегда опосредовано более или
менее сложной работой сознания – осознанием
побуждений к действию как мотивов и его
результата как цели. Волевое действие,
исходя из побуждений, направляется на
осознанную цель.
Для правильного
понимания волевого действия очень важно
уяснить себе истинное отношение между
побуждениями и целью волевого действия.
Интеллектуалистическая концепция обычно
цель рассматривает как представление,
от которого как от источника идет детерминация
волевого процесса, что означает телеологическое
понимание волевого акта. Осознанная цель,
несомненно, играет существенную роль
в волевом действии; она должна определять
весь ход его. Но цель, которая детерминирует
волевой процесс, сама причинно детерминируется
побуждениями, мотивами, которые являются
отражением в психике потребностей, интересов
и т.д. Постановка цели всегда связана
с возникновением соответствующих побуждений,
в силу которых тот или иной предмет или
возможный результат действия становится
его целью. Но, с другой стороны, в волевом
действии сами побуждения не действуют
непосредственно в виде совершенно слепого
импульса, а опосредованно через осознанную
цель.
Для того чтобы
действие было осуществлением цели, необходимым
условием становится такое его сознательное
регулирование, при котором весь ход действия
определяется целью и приводит к ее осуществлению.
Таким образом, волевая деятельность исходит
из побуждений, источником которых являются
потребности и интересы человека; направляется
на осознанные цели, которые возникают
в связи с исходными побуждениями; совершается
на основе все более сознательного регулирования.
Развитие воли у человека
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и учится пользоваться ею, как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. Внутри из каждого этих направлений развития воли по мере укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой туляции на более высокий уровень. К примеру, внутри познавательных процессов воля сначала выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем – в плане внутриречевого процесса. В области формирования волевых качеств личности, развитие воли можно представить, как движение не от первичных к вторичным и далее – к третичным волевым качествам.
Ещё одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности.
Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков – все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю степень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности.
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае воли и настойчивости, как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств, могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами, кроме этой задачи, решают ещё одну: укрепление саморегуляции поступков.
Вопрос №2
Психология малой группы
Человек как личность формируется в группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. Значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. В связи с этим группа выступает как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в рамках которого она образована и функционирует.
Группа – это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).
Наиболее распространено деление групп по размеру на большие и малые группы. Большие группы могут быть условными, включая в себя субъектов, которые не имеют прямых и косвенных объективных взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда не видеть друг друга, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики (национальные, возрастные, половые и т.д.).
В отличие от больших групп, малые группы – это всегда непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Отличительной чертой малой группы является относительная простота ее внутреннего строения. Имеется в виду, что в малой группе есть, как правило, авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которого объединяются остальные члены группы. Дифференцируя группы по характеру их организации, регулирующей взаимодействие членов группы, следует отметить, что официальная организация предполагает заданность извне структуры группы, в то время как неофициальная организация группы регулируется внутренними структурными особенностями, которые формируются вследствие психологического, а не правового взаимодействия людей.