Контрольная работа по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

В истории философии способностей в течение длительного периода трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Общая характеристика способности……………………………………………4
Общие и специальные способности человека.....................................................5
Основные положения по теме «способности».....................................................7
Структура способностей.........................................................................................9
Уровни способностей.............................................................................................10
Библиография..........................................................................................................12

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психологии.docx

— 106.39 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Общая характеристика способности……………………………………………4

Общие и специальные способности  человека.....................................................5

Основные положения по теме «способности».....................................................7

Структура способностей.........................................................................................9

Уровни способностей.............................................................................................10

Библиография..........................................................................................................12

 

Введение

        В  истории философии способностей  в течение длительного периода  трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по  наследству и изначально присущие  индивиду.

     Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других.       

     Следует отметить, что слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии многими авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. 
      Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности. 

 

Общая характеристика способности

Отечественная теория способностей создавалась трудами многих выдающихся психологов – Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Тепловым, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.

Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал 3 ее признака, которые лежат в основе многих работ:

    1. под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
    2. они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо Деятельности или многим Деятельностям;
    3. способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний.

Способность – это психологическая особенность человека и не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо Деятельности. Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки. Хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией, задатки – это предпосылки развития способностей. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно отрицается существование для каждой способности своего предуготовленного задатка. На базе разных задатков развиваются разные способности, одинаково проявляющиеся в результатах Деятельности.

На основе одинаковых задатков у разных людей могут сформироваться разные способности. Отечественные  психологи говорят о неразрывной  связи способностей с Деятельностью. Способности всегда развиваются  в Деятельности и представляют собой  активный процесс со стороны человека.

Виды Деятельности, в которых  формируются способности всегда конкретны и историчны.

 

 

Общие и специальные  способности человека

Каждая деятельность предъявляет  комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим  возможностям человека. Способности  — мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

Различаются общие и специальные  способности. Общие способности  необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные - способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и сложные - способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включаться ни в один из видов деятельности.

Взаимодействие человека с миром осуществляется в форме  специфической человеческой активности — деятельности. Деятельность —  функциональное взаимодействие человека с реальностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей. Только в деятельности реализуются психические возможности  человека. Сама деятельность непрерывно совершенствуется в силу постоянного  развития, возрастания человеческих потребностей.

В отличие от поведенческой  активности животных деятельность человека связана с получением продуктов  деятельности, имеющих потребительскую  ценность. Деятельность связана со способностью личности к сознательной постановке цели, применению ранее  выработанных и формированию новых  умений и навыков, использованию  средств деятельности.

В соответствии с видами деятельности различаются специальные  способности — психические особенности, позволяющие человеку достичь высоких  результатов в выполнении специальной  деятельности. Это графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически- организационные, практически-созидательные и др.

В структуре личности существенны  не только отдельные способности, но и их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Высокая способность к  конкретному виду деятельности —  талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, — одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения, — гениальность (от лат. genius — дух) (рис. 1).

Рис. 1. Система  способностей и задатков

Психические особенности  одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант — попадание в цель, в которую никто не может попасть, гениальность — попадание в цель, которую еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально  нового, стремление к наивысшим достижениям  в различных сферах общечеловеческой культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим  развитием. Развитию одаренности и  гениальности содействуют благоприятные  социальные условия, не сковывающие  нестандартные черты личности. Общество должно быть насыщено духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы  появился соответствующий гений.

 

 

Основные положения  по теме «способности»

Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно- полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:

1. индивидуально-психологические  особенности;

2. определяющие успешность  выполнения деятельности;

3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Маничев С.А.:

1. Склонность к какой-либо  деятельности, мотивация;

2. Темп обучения каким-либо ЗУН;

3. Наличие границ способности;

4. Нестандартность результатов;

5. Мера общественного  признания;

6. Помехоустойчивость;

7. Уровень обобщенности, перенос.

Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов  отношений, которые проявляются  в деятельности) + закрепление.

Эмпирические признаки способностей:

1. Уровень продуктивной  деятельности;

2. Скорость научения; 
(«5») Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971

3. Индивидуальный характер  выполнения действий (оригинальность);

4. Раннее проявление высоких  результатов (не всегда);

5. Помехоустойчивость, склонность  к деятельности.

Рубинштейн С.Л.: способности  развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая  предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности  для дальнейшего развития, способности  более высокого уровня. Способности  человека - внутренние условия его  развития, которые формируются в  процессе взаимодействия человека с  внешним миром.

Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих  форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с  условиями отдельной деятельности.

Условия развития способностей:

1. Необходимо учитывать  сенситивные периоды развития  различных функций;

2. Наличие благоприятной  социальной среды (окружение,  которое обладает знаниями и  т.п.);

3. В каждый момент времени  деятельности должна находиться  в зоне оптимальной трудности:

- простая деятельность - снижение интересов;

- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические  особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей  
(Теплов Б.М.).

Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок  для формирования способностей

Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации  соответствующих психических процессов.

Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой  у человека происходит обобщение).

Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает  реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способностей к  обучению - и специальная - высокий  уровень специальных способностей (особенно высокие – талант и гениальность).

Талант - это способность  к достижению высшего порядка.

Гениальность - способность  создавать что-то принципиально  новое:

- незаурядность в различных  областях + доминирующая сторона;

- осознание способности;

- включенность способности  в характер.

Показатели одаренности:

- темп и легкость усвоения  материала;

- широта переноса;

- время проявления;

- соотношение результатов  с условиями.

Факторы, влияющие на развитие способностей:

- исходная предпосылка  - врожденные задатки;

- время выявления;

- развитие способностей  к деятельности, к которой есть  интерес;

- всестороннее развитие  интересов и способностей;

- соперничество и сотрудничество.

 

 

Структура способностей

 

Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т. п.), которой овладевает

человек, предъявляет высокие  требования к его психологическим  качествам(особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике).

Этим требованиям не может  удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятое психическое свойство  может обеспечить  высокую  продуктивность деятельности, выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности.

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии»