ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
"МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА"
КАФЕДРА
"ПСИХОЛОГИИ
УПРАВЛЕНИЯ"
ДИСЦИПЛИНА
" Психология "
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Вариант №9
Выполнила студентка
1 курса 102 группы
факультета
заочного обучения
Попова Александра
Викторовна
Проверил преподаватель
____________________Ф.И.О.
МОСКВА
2011 г.
В основном при ответах я использовала
материалы, данные на установочных
лекциях в декабре 2010 года. Сделанный мной конспект
лекций прилагаю в распечатанном виде.
Вопрос №1.
«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»
……………………………………………………………………………………………………………………..
Чтобы ответить на поставленный
вопрос, следует начать с того, что такое
психика.
Психика [греч. psychê — душа] — по М.Г.
Ярошевскому, высшая форма взаимосвязи
живых существ с предметным миром, выраженная
в их способности реализовывать свои побуждения
и действовать на основе информации о
нем.
Далее рассмотрим структуру
психики, так как именно в ней и встречается
понятие «познавательные процессы».
СТРУКТУРА ПСИХИКИ:
- Психические процессы (…динамические моменты психики (постоянно меняются))
- Познавательные процессы (ощущения, восприятие,
память, мышление, воображение, внимательность.)
- Эмоционально-волевые процессы (воля,
сила воли, эмоции…)
- Психические состояния (…относительно-устойчивые моменты психики (периодически меняются))
[стресс,
депрессия, счастье, любовь, одиночество,
интерес]
- Свойства личности (…статические моменты психики. Формируются приблизительно к 17-18 годам.)
[темперамент(приобретается),
характер, направленность(морально-нравственные
принципы)]
Сами же ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОЦЕССЫ включают в себя:
- ОЩУЩЕНИЕ – отражение свойств предметов
объективного мира при непосредственном
воздействии на рецепторы.
- Экстроцептивные ощущения - отражают
свойства предметов и явлений внешней
среды (рецепторы на всей поверхности
тела)
- Дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные)
- Контактные (осязательные, вкусовые)
- Интероцептивные ощущения – отражают
внутреннее состояние человека (рецепторы
расположены во внутренних органах и тканях)
- эмоции (любовь, радость…)
- Проприоцептивные ощущения – дают сведения
о движении и положении тела (рецепторы
в мышцах и связках)
Свойства ощущения:
- Интенсивность (зависит от темперамента)
- Длительность
- Пространственная локация
- Качество
- ВОСПРИЯТИЕ– отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды восприятия различают:
- По анализатору (по органу чувств)
- Слуховые
- Вкусовые
- Осязательные
- Обонятельные
- По форме существования материи
- Пространства
- Движения (иллюзия восприятия, когда
поезд едет мимо, а нам кажется, что движемся
мы в вагоне своего поезда.)
- Времени (растягивается или уменьшается
восприятие в зависимости от интереса,
возраста, в спешке, от физического состояния,
под воздействием кофе и алкоголя)
- Человека человеком (не всегда адекватно
окружающим. Часто возникает искажение восприятия )
Искажение восприятия
другого человека:
- Эффект ореола (общее впечатление влияет
на восприятие и оценку отдельных качеств
человека)
- Эффект превосходства (превосходящих
нас по какому-то признаку людей мы переоцениваем
и наоборот.)
- Эффект привлекательности (более привлекательных/симпатичных
людей мы оцениваем выше)
- Эффект стереотипизации (восприятие другого человека зависит от личных стереотипов воспринимающего. Например стереотипы по внешности, национальности, профессии срабатывают при первой встрече.)
- Иллюзии восприятия – характеризуются
наличием сенсорных сообщений, неправильно
расшифрованных одним человеком, а иногда
и многими людьми.
Свойства восприятия:
- Предметность (класс)
- Константность
- Целостность (целиком)
- Осмысленность (что это? Когда видели?)
- ВНИМАНИЕ – направленность и сосредоточенность
сознания на определенных объектах или
деятельности, предполагающей повышение
уровня сенсорной, интеллектуальной или
двигательной активности.
Функции внимания:
- Защитные
- Активизирующая функция – активирует нужные/тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.
- Способствует целенаправленному отбору
поступающей информации
ВИДЫ ВНИМАНИЯ |
Непроизвольное внимание |
Произвольное внимание |
Послепроизвольное
внимание |
Не управляется
ничем кроме того объекта, на который направлено
внимание и который соответствует актуальным
интересам человека
|
Регулируется с помощью специальных
средств, требует волевых усилий.
|
Характеризуется длительной
высокой сосредоточенностью, не поддерживается
волевыми усилиями, а связано с сознательно
поставленной целью и интересом (целенаправленность+активность=
снимается напряжение)
|
{10 секунд – 1 минута} |
{15-18 минут при однотонной речи} |
{до 8 часов} |
Свойства внимания:
- Устойчивость (время)
- Переключение внимания
- Распределение(одновременно несколько видов деятельности)
- Объем внимания (Vвнимания ≈5±2 элемента)
- ПАМЯТЬ– способность материи сохранять следы воздействий, способность отнесений событий прошлого к определенному моменту этого прошлого. (научное определение)
Память
– процессы запоминания, сохранения, воспроизведения
и забывания материала. (второе определение)
ВИДЫ ПАМЯТИ |
По характеру преобладающей психологической
активности |
По времени сохранения материала |
По характеру целей деятельности |
- Двигательная
- Образная память (у женщин
более развита)
- Эмоциональная
- Словесно-логичная
|
- Сенсорная память (мгновенная память)
- Кратковременная
Vкратковр.памяти 7+2 элемента
- Оперативная (на определенное время)
(наполняются одна за другой,
после чего начинается замещение
информации старой на более новую)
- Долговременная (на неопределенный промежуток времени)
|
- Произвольная
- Непроизвольная
|
Закономерности памяти:
- Эффект края (запоминается
лучше начало и окончание того или иного
материала). Используется в убеждении,
запоминая материал… Срабатывает, если человек не
уверен, сомневается. Если же уверенность
собеседника около 80 %, то стоит начать
с более слабых аргументов, после чего
высказать стопроцентно убеждающую информацию.
- Эффект неоконченных действий.
Материал, связанный с неоконченной деятельностью,
хранится в памяти значительно лучше.
- Эффект установок. Достаточно
результативна установка на длительное
хранение.
- При воспроизведении материала
большую роль играет мышление человека.
(Влияет мышление и логическое мышление)
- Эффект повторения. (Повторять
желательно в таком порядке: сначала бегло
прочитать-просмотреть, далее посмотреть
основные термины, снова сначала до конца,
позднее можно уже начать повторение с
последних страниц к начальным…)
- Лучше учить с перерывами.
- Если вы не можете вспомнить
материал, то необходимо вспомнить ситуацию
и эмоциональное состояние в момент запоминания.
- Запоминается лучше то, чем
человек интересуется.
- Запоминается лучше странный,
редкий, необычный, непривычный материал.
- Лучше запоминается рифмованный
материал и информация, запоминаемая под
определенный ритм.
- Лучше запоминается, если используются
логические приемы запоминания:
- Связать новый материал с уже известным
- Объединить новую и старую
информацию каким-нибудь замысловатым,
необычным способом
- При запоминании выделять
основные тезисы
- Если есть возможность подчеркивания
– подчеркивать
- Писать шпаргалки для запоминания
- МЫШЛЕНИЕ– процесс познавательной деятельности человека, которое характеризуется обобщенным опосредственным отражением действительности.
Мышление
начинает работать, когда перед человеком
стоит проблемная ситуация, где нет готовых
средств к решению.
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ |
Наглядно-действенное мышление |
Наглядно-образное мышление |
Словесно-логическое мышление |
Вид мышления опирается на
непосредственное восприятие предметов
в процессе действия над ними. |
Характеризуется опорой на представления
и образы. |
Осуществляется при помощи логических
операций с понятиями. |
Следовательно, познавательные процессы
являются составной частью любой человеческой
активности, влияя на ее эффективность.
Они позволяют осознанно контролировать
результаты, продумывать ход выполнения
той или иной задачи, а также выстраивать
необходимое в данной ситуации поведение.
Человек с более развитыми познавательными
способностями лучше обучаем, и обладает
большими возможностями.
И хотя новорожденный уже появляется
на свет с задатками к познавательной
деятельности, но учиться осознанно ими
пользоваться ему приходится в течении
жизни. Поэтому важно развивать и совершенствовать
свои познавательные способности.
Вопрос №2.
«ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»
……………………………………………………………………………………………………………………..
Деловое взаимодействие – это
процесс взаимодействия деловых партнеров,
направленный на организацию и оптимизацию
того или иного вида предметной деятельности:
производственной, научной, педагогической
и проч. В деловой коммуникации предметом
общения является деятельность (дело),
и партнер по общению всегда выступает
как личность, значимая для другого. Основные
задачи деловой коммуникации – продуктивное
сотрудничество, стремление к сближению
целей, улучшение партнерских отношений.