Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 17:35, контрольная работа
Терапевты, работавшие с диссоциативными клиентами, рассматривают множественность личности не как причудливую аберрацию, а как вполне понятную особого рода адаптацию индивида к его особенной истории — или синдром хронического посттравматического стресса, происходящего из детства (D. Spiegel, 1984). В этом отношении диссоциативная личность не отличается качественно от других типов структуры характера или патологии. По причине подробно описанных различий между диссоциированными состояниями собственного “Я” у индивидов, страдающих множественностью личности, это состояние воспринимается как своего рода сенсация
1.Сущность диссоциативного поведения……………………………………..…2
2.Защитные и адаптационные процессы при диссоциативных состояниях…..7
3.Объектные отношения при диссоциативных состояниях………….……….11
4.Диссоциативное собственное “Я”…………………………………………….14
5.Перенос и контрперенос с диссоциативными пациентами……………..…..17
6.Терапевтические рекомендации при диагнозе диссоциативного состояния21
Литература………………………
3. Нельзя показывать гнев (фрустрацию, неповиновение, критическое отношение и т.д.)
4. Прошлое — это настоящее.
5. Главная личность не может содержать воспоминания.
6. Я
люблю своих родителей, но “
7. Главная личность может быть наказана.
8. Я не могу доверять себе или другим. (Ross, 1989)
Затем
Росс расчленяет каждое из этих верований,
показывая составляющие их убеждения
и неизбежные экстраполяции. Например:
2. Жертва несет ответственность за абъюз.
а) Конечно, я очень плохая, иначе бы этого не случилось.
б) Если бы я была совершенной, этого бы не случилось.
в) Я заслуживаю наказания за свою злость.
г) Если бы я была совершенной, то я бы не злилась.
д) Я никогда не чувствую злости — это “она” злая.
е) Она заслуживает наказания за то, что позволила произойти абъюзу.
ж) Она
заслуживает наказания за то, что
показывает свою злость.
Литература последнего
времени по нарушению в виде множественной
личности содержит обширную информацию
о том, как создать доступ к частям личности
и как ликвидировать амнестические барьеры
таким образом, чтобы эти части могли в
конце концов интегрироваться в одну личность
со всеми воспоминаниями, чувствами и
ценными качествами, которые прежде были
секвестрированы (изолированы) и недоступны.
Главный факт, о котором терапевту следует
помнить постоянно — “каждый” из них
и есть пациент*. Даже самая неприятная
преследующая часть личности является
ценной, потенциально адаптивной для пациента.
Даже если части неочевидны, следует предположить,
что они слышат в данный момент, и необходимо
обращаться к их интересам, разговаривая
“посредством” достижимой личности (Putnam,
1989).
5.Перенос и контрперенос с диссоциативными пациентами
Наиболее выразительную
черту переноса у диссоциативных клиентов
составляет то, что его всегда бывает очень
много. Человек, знавший жестокое обращение,
живет в постоянной готовности видеть
абъюзора в каждом, к кому он попадает
в зависимость. Когда активизируется “детская”
часть, настоящее может ощущаться настолько
похожим на прошлое, что галлюцинаторные
убеждения (например, что терапевт готов
изнасиловать, мучить, бросить меня), становятся
непреодолимыми. Этот психотический перенос
не является показателем характерологического
психоза, хотя неискушенные в диссоциативных
феноменах диагносты часто приходят к
подобному заключению. Скорее, он представляет
собой посттравматические восприятия,
ощущения и аффекты, отделенные от осознавания
во время самого абъюза и потому оставшиеся
неинтегрированными в личную историю
пациента. Возможно, его лучше всего следует
понимать как обусловленный эмоциональный
ответ на определенный класс стимулов,
ассоциированных с абъюзом.
Типичным ходом
событий с пациентами, имеющими недиагностированное
диссоциативное расстройство, является
ощущение терапевтом смутного доброжелательного
позитивного переноса со стороны личности-хозяина,
которая находится в терапии (как и весь
пациент) в течение нескольких недель,
месяцев или лет. После этого следует неожиданный
кризис в терапии, вызванный внезапным
воспоминанием пациента о травме и активацией
под его влиянием других частей, соматической
памяти или проигрывания абъюза. Такое
развитие может быть глубоко разрушительным
и вызывает контрфобический ответ у наивного
терапевта, который предполагает шизофренический
срыв. В историях диссоциативных пациентов
часто упоминаются: электрошок, неоправданное
медикаментозное лечение (включая большие
транквилизаторы, усугубляющие диссоциацию),
инвазивные медицинские процедуры и инфантилизирующий
“управляющий” подход. Но терапевту,
который понимает, что происходит на самом
деле, данный кризис сигнализирует о начале
действительно восстановительного сотрудничества.
Поскольку перенос затопляет диссоциативного
пациента, полезно, если терапевт будет
несколько более “реальным”, чем он бывает
обычно. Многие клиницисты обнаруживают,
что они это делают естественным образом
— борясь с чувством вины, если их обучение
предписывает им безвариантную, “ортодоксальную”
технику. Недиссоциативные люди со структурой
характера невротического уровня так
укоренены в реальности, что для того,
чтобы выявить их глубинные проекции,
терапевт должен оставаться нейтральным.
Перенос становится анализируемым, так
как клиент проявляет тенденцию “приписывать”
что-либо терапевту в отсутствие доказательств
и обнаруживает, что подобное понимание
имеет исторические истоки.
В противоположность этому диссоциативные
индивиды (даже невротического уровня)
имеют тенденцию полагать: текущая реальность
— это только передышка от более зловещей
“настоящей” реальности — эксплуатации,
покинутости, мучений. Чтобы исследовать
перенос диссоциативного индивида, терапевту
следует прежде всего установить, что
он отличается от ожидаемого абъюзора,
что он ответственный, преданный, скромный
и добросовестный профессионал. Мир диссоциативного
индивида настолько пропитан неосвидетельствованными
переносами, что только активные противоречия
между ними в конце концов позволяют их
анализировать.
Как уже отмечалось
ранее, диссоциативные пациенты индуцируют
интенсивную ответную любовь, заботу и
желание спасать их. Их страдания настолько
глубоки и незаслуженны, отзывчивость
на простое внимание так трогательна,
что ужасно хочется посадить их на колени
(особенно “детскую” часть) или забрать
их домой. Однако, столь же эффективно,
как диссоциативные индивиды вызывают
эти реакции, они приводят в оцепенение
нарушением нормальных границ между терапевтом
и клиентом. Это имеет некоторый привкус
инцеста.
Переоткрыватели множественной личности
во второй половине ХХ века чрезмерно
опекали подобных пациентов: С. Уилбр вела
себя очень по-матерински с Сибиллой, Д.
Каул не смог избежать некоторой сверхвовлеченности
с Билли Миллиган (Keyes, 1982). В автобиографической
книге “Паства” (Casey (1991) “The Flock”) выздоровевшая
пациентка описывает, что терапевт и ее
муж обращались с ней как с “суррогатным”
ребенком. Терапевт, чьи заметки сопровождали
отчет клиентки, позднее комментировала:
“Я никогда не пожалею, что “усыновила”
Жоан... но мне приятно обнаружить: теперь
я могу дать таким пациентам то, что им
нужно, не покидая офиса”.
Подобно своим бесстрашным предшественникам,
многие клиницисты отмечали у своих первых
диссоциативных пациентов тенденцию “выходить
за собственные пределы”. Клиентов с нарушением
в виде множественной личности действительно
трудно контейнировать. В конце каждой
сессии они могут задерживаться и беседовать,
очевидно, в поисках дополнительного “куска”
моральной поддержки перед лицом тех страхов,
до которых докопались в ходе терапии*.
Даже опытные практики сообщают, что их
сессии с диссоциативными клиентами нередко
выползают за временные рамки. С приобретением
опыта становится легче быть более теплым
и реальным, чем обычно, и в то же время
тщательно соблюдать границы. И если один
неизбежно ошибается — кто-то другой будет
рад поправить его.
Еще одна забавная контрпереносная реакция
на диссоциативных людей — диссоциация.
Как и любая другая психология, диссоциация
может быть заразительной. Работая с аутогипнотизером,
не только очень просто войти в трансовое
состояние — можно стать странно забывчивым.
Когда я начала работать со своим первым
диссоциативным (или “индексным пациентом”,
как любят говорить те, кто их изучает),
я дважды вступила в Интернациональное
общество по изучению множественной личности
и диссоциации, забыв о том, что я уже сделала
это.
6.Терапевтические рекомендации при диагнозе диссоциативного состояния
Многие
начинающие терапевты пугаются перспективы
работы с пациентами со множественной
личностью, и во многих обучающих психотерапевтических
программах такие пациенты все еще считаются
слишком сложными для начинающих. Это
огорчает. Существует большое разнообразие
диссоциативной патологии. Лечение должно
соответственно варьировать. Диссоциативных
пациентов невротического уровня обычно
легко лечить; множественная личность
пограничного и психотического уровней
представляет больше сложностей, но она
не более трудна, чем личность с другой
структурой характера данного уровня.
Путнам (Putnam, 1989) правильно подчеркивал,
что не требуется ничего фантастического,
никакого волшебства, чтобы проводить
хорошую терапию с диссоциативным клиентом.
При условии эмпатической чувствительности
и обычного тренинга можно ожидать успешной
работы. Росс (Ross, 1989) описывает эту работу
как “растянутую кратковременную терапию”,
имея в виду, что методом выбора должна
служить фокусировка на диссоциативных
реакциях здесь-и-теперь в течение длительного
времени. Чтобы делать такую работу, может
быть, и не нужно заканчивать аналитический
институт. При диссоциативных состояниях
больше проблем возникает на этапе диагноза.
Когда индивид со множественной личностью
неправильно понимается как пограничный,
шизофреник, биполярный или психопат,
прогноз на самом деле сомнителен. Часто
эти пациенты остаются невосприимчивыми
к лечению не только потому, что чувствуют
себя неправильно понятыми (часто они
не могут выразить, в чем именно) и, следовательно,
не доверяют, но и потому, что большая часть
их собственного “Я” не принимает участия
в лечении. Как только диагноз проявляется,
и начинает пациент понимать подход терапевта,
терапия обычно прогрессирует.
Я уже отметила некоторые специальные
аспекты техники с диссоциативными пациентами.
Я не смогу лучше высветить суть эффективной
терапии с данной популяцией, чем это сделал
Клафт (Kluft, 1991), Он вывел следующие принципы:
1. MPD (multiple personality disorder — множественное
расстройство личности) — состояние, которое
создается нарушением границ. Следовательно,
успешная терапия должна иметь надежные
рамки и жесткие, последовательные границы.
2. MPD — состояние нарушенного субъективного
контроля, при котором пассивно переносятся
насилие и измены. Следовательно, фокус
терапии должен быть направлен на овладение
и активное участие пациента.
3. MPD — состояние непроизвольности (безволия).
Пациент, страдающий от него, оказывается
травмированным и считает свои симптомы
лежащими вне пределов его контроля. Следовательно,
терапия в этом случае должна основываться
на сильном терапевтическом альянсе, и
в течение всего процесса следует прикладывать
усилия для его установления.
4. MPD — состояние глубоко скрытой травмы
и секвестрированного (изолированного)
аффекта. Следовательно, скрытое должно
быть вскрыто, и глубоко похороненные
чувства должны быть отреагированы.
5. MPD — состояние, при котором ощущается
отделенность и конфликт между частями
собственного “Я”. Следовательно, в терапии
следует делать упор на их сотрудничество,
объединение, эмпатию и идентификацию.
6. MPD — состояние гипнотической другой
реальности. Следовательно, коммуникации
терапевта должны быть ясными и прямыми.
7. MPD — состояние, связанное с непостоянством
значимых других. Следовательно, терапевту
следует быть беспристрастным по отношению
ко всем частям собственного “Я”, избегая
выбора “фаворитов” или драматического
изменения своего поведения с разными
частями личности. Постоянство терапевта
со всеми частями — наиболее мощная атака
на диссоциативные защиты пациента.
8. MPD —
состояние разрушенной
9. MPD — состояние, происходящее из подавляющих,
затопляющих переживаний. Следовательно,
важен темп терапии. Большинство неудач
происходит, когда продвижение в терапии
опережает способность пациента выдерживать
материал. Если в трудный материал, к которому
планировалось обращение, невозможно
войти в первой трети сессии, продолжить
работу во второй, переработать его и рестабилизировать
пациента в третьей, тогда не следует приближаться
к материалу, иначе пациент уйдет с сессии
в затопленном состоянии.
10. MPD —
состояние, которое возникает
в результате
11. MPD — состояние, которое часто развивается
в результате того, что люди, которые могли
бы защитить ребенка, ничего не делают.
Терапевт может предчувствовать, что техническая
нейтральность будет воспринята как безразличие
и отвержение и лучше всего — обеспечить
теплую обстановку, которая позволит свободное
выражение аффектов.
12. MPD — состояние, в котором у пациента
развилось много когнитивных заблуждений.
В терапии на имеющемся уже базисе к ним
следует обращаться и исправлять их.
Полезно хотя бы немного владеть гипнозом.
Поскольку диссоциативные люди постоянно
спонтанно входят в трансовые состояния,
с ними невозможно работать без гипноза
— или они делают это сами, или вы с ними
делаете это совместно. Терапевт, который
может помочь пациенту научиться брать
гипнотический процесс под контроль и
использовать его самостоятельно, терапевтическим,
а не травматическим и защитным образом,
окажет значительную помощь. С этой группой
гипнотически одаренных людей очень просто
использовать трансиндуцирующие техники.
Данные техники особенно эффективны в
построении чувства безопасности, контейнировании
избытка тревоги и в управлении в чрезвычайных
ситуациях.
Кстати, можно
назвать и другие отклонения от стандартного
лечения. Тьюдор (Tudor, 1989) рекомендовал
“визит на поле битвы”, когда терапевт
и пациент отправляются в прошлое к ранней
травме, чтобы установить реальность того,
что произошло. Тот, кто читал “Сибиллу”,
может помнить, насколько важным для ее
выздоровления оказалось обнаружение
физических свидетельств раннего абъюза.
Спорно утверждение, насколько чаще с
диссоциативными пациентами, чем с другими,
следует применять особые техники. Я иногда
присутствовала на свадьбах недиссоциативных
клиентов, принимала подарки или гуляла
вокруг дома с теми, чья тревога была слишком
высока, чтобы оставаться в этот день на
кушетке — даже при более классическом
лечении могут появляться неотразимые
терапевтические причины (обычно включающие
разубеждение в специфических патогенных
верованиях) для того, чтобы отклониться
от обычного сеттинга. Как и при работе
с другими “параметрами” (Eissler,1953), терапевту
следует вести себя необычно только с
ясными терапевтическими намерениями
и вместе с клиентом исследовать его реакции
на атипичную активность. Поскольку диссоциативные
люди даже более других чувствительны
к нарушению границ, особенно важно обращать
внимание на их ответ на отступления от
стандартной процедуры.
Наконец, я хочу подчеркнуть комментарии
Клафта по поводу темпа терапии. Работая
с диссоциативными пациентами даже больше,
чем с другими, терапевт склонен забывать
старую психоаналитическую шутку — “тише
едешь — дальше будешь” (предполагается,
что вы имеете правильный диагноз, иначе
много времени потеряете на лечение той
части собственного “Я”, которая приходит
на терапию в качестве пациента). Сейчас,
после переоткрытия “множественности”,
некоторые госпитали и клиники экспериментируют,
каким образом сократить время лечения.
Но, как и при решении любой проблемы, укорененной
в характере, укорочение времени противопоказано.
С диссоциативными людьми оно не только
бесполезно (для формирования доверия
требуется длительное время, и преждевременное
давление на пациента только усиливает
недоверие), но может привести и к прямо
противоположному эффекту. Не следует
делать ничего такого, (особенно в деле
оказания помощи ментальному здоровью),
что привело бы к повторной травматизации
человека, уже и так израненному больше,
чем остальные.
Литература
1.Линде
Н. Д Основы современной
2.
Ялом И. Групповая
3.
Кочюнас Р. Психологическое
4.
Психотерапевтическая