Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 23:17, контрольная работа

Краткое описание

Психика - внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

основное.docx

— 29.36 Кб (Скачать файл)
  1. Психика, ее структура и основные функции.

Психика - внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и  жизни.

Психика - внутренний, субъективный мир  человека. Его мысли, чувства и  переживания, настроения и отношения, планы и мечты, ожидания и взгляды.

Структура психики(лат. structura– взаиморасположение, строение) - совокупность устойчивых связей между множеством ее компонентов, обеспечивающих целостность ее функционирования. В связи с этим она понимается как неразложимая на отдельные элементы система устойчиво воспроизводящихся в ходе непрерывно меняющихся (протекающих во времени) психических процессов (напр., ощущений, восприятия и т.д.).

Согласно методологии  психологической науки, психика (психическое) выполняет определенные функции: отражения воздействий окружающей действительности, регуляции поведения и деятельности людей, осознания ими своего места в окружающем мире.

1. Отражение воздействий  окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

•   это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а  процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;

•   при психическом  отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях); • психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует. Психические же процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и интересами.

2.  Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.

3.  Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от Других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик в то же время помогает ему приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

В обыденной жизни под  индивидом понимают конкретного  человека, со всеми присущими ему особенностями.

4.  Человек как личность рассматривается в контексте его места в обществе, выполнения конкретной общественно-полезной деятельности. При этом он отличается от других индивидов только ему присущими индивидуально- и социально-психологическими характеристиками. Понятие личности отражает как психофизиологические, так и духовные (нравственные) характеристики человека, включает его индивидуальный опыт развития и совершенствования.

Сегодня отечественная психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря общественной жизни и деятельности человека. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность.

5.  Человек как субъект деятельности. Человек всегда является субъектом конкретной деятельности, источником познания и преобразования действительности в ее рамках. Деятельность всегда субъективна. Условием ее осуществления и основным продуктом является человек, который всегда вполне определенно относится к окружающему миру. Его сознание обусловлено структурой самой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир, самого себя, других людей, отношения с ними.

2. Строение и  основные свойства нейрона. Роль  центральной нервной системы  в психическом отражении.

Структурной и функциональной единицей нервной системы является нервная клетка — нейрон. 

 

Нейроны — специализированные клетки, способные принимать, обрабатывать, кодировать, передавать и хранить  информацию, организовывать реакции  на раздражения, устанавливать контакты с другими нейронами, клетками органов. Уникальными особенностями нейрона  являются способность генерировать электрические разряды и передавать информацию с помощью специализированных окончаний — синапсов. 

 

Выполнению функций нейрона  способствует синтез в его аксоплазме веществ-передатчиков — нейромедиаторов (нейротрансмиттеры): ацетилхолина, катехоламинов  и др. Размеры нейронов колеблются от 6 до 120 мкм. 

 

Число нейронов мозга человека приближается к 1011. На одном нейроне  может быть до 10 000 синапсов. Если только эти элементы считать ячейками хранения информации, то можно прийти к выводу, что нервная система может  хранить 1019 ед. информации, т. е. способна вместить практически все знания, накопленные человечеством. Поэтому  вполне обоснованным является представление, что человеческий мозг в течение  жизни запоминает все происходящее в организме и при его общении  со средой. Однако мозг не может извлекать  из памяти всю информацию, которая  в нем хранится. 

 

Для различных структур мозга  характерны определенные типы нейронной  организации. Нейроны, организующие единую функцию, образуют так называемые группы, популяции, ансамбли, колонки, ядра. В  коре большого мозга, мозжечке нейроны формируют слои клеток. Каждый слой имеет свою специфическую функцию.

Строение нейрона. Функционально  в нейроне выделяют следующие  части: воспринимающую — дендриты, мембрана сомы нейрона; интегративную  — сома с аксонным холмиком; передающую — аксонный холмик с аксоном. 

Как известно, нервная система — центр деятельности всего организма, выполняет две главные функции. Первая — функция передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.) и эффекторы (железы и мышцы). Вторая, без которой бессмысленна и первая функция, — интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции. Ее выполняет центральная нервная система. Это означает широкий диапазон процессов — от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций, выполняемых высшими отделами мозга. Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга. Повреждение или неадекватное функционирование любого ее участка вызывает специфические нарушения в работе организма и психики. Наиболее сильно на последнюю влияет полноценность и адекватность функционирования головного мозга, особенно его коры. В ней выделяются сенсорные зоны, куда поступает информация от органов чувств и рецепторов и обрабатывается там, моторные зоны, которые управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека, и ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации. Например, примыкающие к сенсорным областям гностические зоны ответственны за процесс восприятия, а соседние с моторно-двигательной областью праксические обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения. Ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве.

3. Локализация  психических функций в коре  головного мозга (А.Р.Лурия)

Психика человека находится  в неразрывном единстве с корой  головного мозга, как свойство со своим материальным субстратом.

По мере того, как кора головного мозга увеличивается  в объеме и усложняется по своей  структуре, усложняются и нервные  связи, лежащие в основе различных  психических процессов, возникают  новые, все более и более сложные  формы психического отражения объективного мира.

Образуя поверхность больших  полушарий головного мозга, кора имеет многочисленные борозды и  извилины. Обычно в больших полушариях головного мозга различают четыре, имеющие различное функциональное значение, области: лобную, височную, теменную и затылочную. Например, в затылочной области расположен центр зрения, в височной — центр слуха, в  теменной — двигательный центр и  т. д. (рис. выше). Эти центры не являются строго разграниченными, их области  проникают друг в друга.

В корковых отделах анализаторов локализуются нервные процессы специфичных  для их деятельности психических  функций. Однако это правильно лишь в отношении структурно элементарных и качественно строго специфичных  функций. Так, например, в двигательном участке коры (теменная область) могут  быть указаны отдельные и функционально  ограниченные нервные центры, специально управляющие движениями рук, туловища, ног и т. д.; нервные возбуждения, лежащие в основе зрительных ощущений, локализуются в затылочной области  и т. д. Однако такая точная (узкая) локализация не имеет места в  отношении более сложных высших психических процессов — мышления, творческого воображения, волевой  деятельности и т. д. Эти высшие функции, развившиеся в процессе общественного  бытия человека, имеют в своей  основе сложнейшие условнорефлекторные процессы, которые не могут быть «привязаны» к деятельности ограниченных участков коры головного мозга. В отношении их следует говорить о «динамической» или «системной» локализации, включающей совместную деятельность различных, сплошь и рядом допускающих замену участков коры (А. Р. Лурия).

Практическая  часть-тест(вариант №3)

Вопрос № 1.3-2

Вопрос № 2.3-4

Вопрос № 3.3-2

Вопрос № 4.3-1

Вопрос № 5.3-1

Вопрос № 6.3-4

Вопрос № 7.3-1

1

2

3

3

1

2





Вопрос № 8.3-1

Вопрос № 9.3 -

1

2

3

1

2

3




 

Вопрос № 10.3-   

 

Вопрос № 11.3-3

Вопрос № 12.3-4

Вопрос № 13.3-1

Вопрос № 14.3-3

Вопрос № 15.3-2

1

2

3

4

5

4

2

1

5

3





Вопрос № 16.3-

 

1

2

3

4

1

2

3

4





Вопрос № 17.3-3

Вопрос № 18.3-

 

1

2

3

4

3

1

2

4





Вопрос № 19.3-4

Вопрос № 20.3-

 

Вопрос № 21.3-3

Вопрос № 22.3-2

Вопрос № 23.3-1

1

2

3

4

1

2

3

4





Вопрос № 24.3-2

Вопрос № 25.3-

1

2

3

4

2

 

1

3




 

Вопрос № 26.3-

 

1

2

3

4

1

4

2

3

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"