Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:30, контрольная работа
1. Психодинамическая теория личности З. Фрейда.
2. Индивидуальная теория личности А. Адлера.
3. Факторная теория личности Г. Айзенка.
4. Бихевиоризм.
За годы существования данной концепции по всему миру проведено огромное количество исследований, целью которых было выявление различий между типами. Эмпирически установлено, что:
• экстраверты значительно более терпимо относятся к боли, чем интроверты;
• экстраверты делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать и попить кофе, чем интроверты;
• интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности, в то время как экстраверты склонны отдавать предпочтение работе, связанной с людьми;
• интроверты чувствуют себя более бодрыми по утрам, тогда как экстраверты — по вечерам; соответственно, интроверты лучше работают утром, а экстраверты — во второй половине дня;
• интроверты чаще признаются в практике мастурбации, чем экстраверты; но при этом экстраверты вступают в половые связи в более раннем возрасте, более часто и с большим числом партнеров, чем экстраверты.
Значительно позже того, как Айзенк описал экстраверсию, и интроверсию, он ввел в свою теорию еще одно измерение — психотизм.
Таким образом, в настоящее время в теории Айзенка выделяются не два, а три ортогональных (независимых) измерения личности. Люди с высокой степенью выраженности такой суперчерты, как психотизм, являются эгоцентричными, импульсивными, равнодушными к другим, склонны к асоциальному поведению, трудно контактируют с людьми и не находят у них понимания, отличаются конфликтностью и неадекватностью эмоциональных реакций.
Основатель бихевиоризма Джон Уотсон так сформулировал кредо данного направления: «Предметом психологии является поведение».
Анализ поведения при этом должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Мысли, сознание человека нельзя измерить, зарегистрировать. Поэтому задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определить вероятный стимул, а по стимулу определить вероятную реакцию.
С позиций бихевиоризма, личность есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Ведущая формула бихевиоризма- «стимул» - «реакция».
Бихевиористы трактуют человека прежде всего как реагирующее, действующее, обучающиеся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.
Основной недостаток этого
направления – слишком
Когнитивные теории личности делают акцент на способностях человека понимать, анализировать, поскольку человек находится в мире информации которую необходимо понять, оценить, использовать и в соответствии с которой следует действовать.
Поступок человека включает три компонента: 1) само действие; 2)мысли; 3) чувства, испытываемые при выполнении определённого действия.
Внешне похожие поступки могут быть разными, так как при этом мысли и чувства различались. Оказавшись в реальной ситуации, человек часто не имеет возможности всесторонне проанализировать обстоятельства (мало времени, нехватка знаний), но всё же он делает выбор и совершает поступок. (На этом бихевиорсты заканчивают анализ поведения.) Однако когнитивно и эмоционально поступок ещё не завершён, так как сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других.
Ситуации создают
Предметом исследования гуманистической психологии являются здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины «самоактуализации». Таких личностей не более 1-4% от общего количества людей. Остальные находятся на той или иной ступени развития, соответствующей определённым потребностям человека.
Абрахам Маслоу, один из ведущих психологов в области исследований мотивации в США, разработал так называемую иерархию потребностей. Она включает следующие ступени.
Позднее, уже вслед за предложенной пятистадиальной моделью потребностей и после описания потребности в самоактуализации, Маслоу представляет еще две потребности: потребность в познании и понимании, а также эстетические потребности. Эти две потребности он также относит к базовым, фундаментальным. Мы уже отмечали выше, что статус этих потребностей описывается не столь определенно. Несмотря на то что они описаны уже после потребности в самоактуализации, по своему смыслу в иерархическом ряду они очевидно занимают место, предшествующее самоактуализации. В интерпретации некоторых авторов потребность в познании и понимании включается в состав потребности в самоактуализации.
Корме того, Маслоу выделил и описал принципы мотивации человека:
Это направление зародилось в Калифорнии в 50-х годах ХХ столетия. Оно основывается на вере в способности расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять её. Таким образом, стержень гуманистической идеи – оптимистический взгляд на природу человека.
Один из самых известных представителей гуманистической школы-американский психолог Карл Роджерс. Он утверждал, что в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, что он наделён силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими.
Роджерс утверждал, что при таком положении вещей, личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворённости и аномалий поведения, которым страдают многие люди.
Центральным понятием в теории личности, по Роджерсу, является «реальное Я», т. е. те представления, которые человек имеет о самом себе, о своих восприятиях, ценностях, чувствах и установках. Одновременно человек представляет себя и в идеальном образе – таким, каким ему хотелось бы стать в результате реализации всех своих возможностей («идеальное Я»). К этому «идеальному Я» и стремится приблизиться «реальное Я» .
Кроме того, у каждого человека существует сильная потребность в самоуважении, заставляющая его добиваться положительного отношения к самому себе и к тому, что он делает. При этом возможны два варианта. В первом случае, если люди одобряют эмоции, чувства, мысли и поведение только тогда, когда они соответствуют их собственным, человек будет скрывать свои истинные мысли и чувства, демонстрируя поведение, которое одобряется окружающими. В результате он всё меньше остаётся самим собой, что приводит к расхождению между «реальным Я» и той частью психики, от которой человек вынужден отказаться. Именно это становится источником тревоги и неуравновешенности. Во втором случае, если человек чувствует, что его принимают таким, каков он есть, он будет раскрывать свои истинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия между «реальным Я» человека и его подлинными чувствами, мыслями и поведением. Это позволяет ему приблизиться к своему «идеальному Я», что составляет сущность актуализации.
Тревога и нарушение психологической адаптации могут быть результатом несоответствия между «реальным Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между «реальным Я» и тем идеальным образом, который сложился у человека о самом себе, - с другой.
Гуманистический подход дальше всех других отошёл от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к расцвету своей личности.
Главный недостаток гуманистического подхода состоит в том, что субъективность оценок затрудняет установление разницы между мнением человека о самом себе и тем, что он есть на самом деле( между «реальным Я» и «идеальным Я»). Например, человек может считать, что он превзошёл себя, выдвигая и отстаивая идеи во благо человечества, не сознавая при этом, что в повседневной жизни он ведёт себя как законченный эгоист.
Заключение
Представления о личности рассмотренных нами авторов говорят о несхожести этих концепций. В то же время следует признать, что обобщенное представление о личности с позиций разных авторов гораздо выпуклее и многограннее, чем в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Тем не менее, анализ этих концепций позволяет выделить и общие точки соприкосновения. К ним относятся следующие положения.
В большинстве определений
личность предстает в виде
некоей гипотетической
Список использованной литературы:
1.Бордовская Н., Реан Н. Н.,Розум С. Психология и педагогика: уч.пособие. – Ст.- Петербург, 2006;