Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:51, контрольная работа

Краткое описание

Задание№1. Природа психики, различные варианты определения её сущности.
Задание№2. Структура психики.
Задание№3. Выбрать верный ответ.

Содержание

Задание 1……………………………………………………………………………………………………..3стр.
Задание 2………………………………………………………………………………………………………8стр.
Задание 3…………………………………………………………………………………………………….12стр.
Список литературы……………………………………………………………………………………..13стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Природа психики.docx

— 30.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

Задание 1……………………………………………………………………………………………………..3стр.

Задание 2………………………………………………………………………………………………………8стр.

Задание 3…………………………………………………………………………………………………….12стр.

Список литературы……………………………………………………………………………………..13стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание№1. Природа психики, различные варианты определения её сущности.

На первый взгляд кажется, что психика представляет собой  такое явление, которое хорошо знакомо  каждому. Действительно, каждый из нас  хорошо знает, что психика — это  наше восприятие предметов и явлений  внешнего мира, процессы мышления, наши переживания и желания. Психика  остается с нами не только в часы бодрствования, но и во время сна, обнаруживая себя в виде замысловатых сновидений.

Однако при попытке, так  или иначе, понять сущность психики, дать ей четкое определение, тотчас же оказывается, что одних внешних представлений недостаточно для ответа на вопрос, что такое психика. Обнаруживается, например, что в структуре этого сложного явления трудно отделить те стороны психики, которые принадлежат нам, от тех ее сторон, которые принадлежат внешнему миру.

Специалисты-психологи давно, заметили, что психика буквально  растворяется во всех образах мира и нигде не выступает в качестве отдельного предмета, оставаясь по своей природе и структуре  загадочной и неопределенной.

Эта загадочность и порождает  множество попыток дать более  или менее ясное определение  сущности психики.

Чаще всего психика  определяется путем простого перечисления отдельных видов психических  явлений. Во многих словарях и учебниках  указывается, что психика — это  наши ощущения, мышление, память, чувства  и т.п.. В результате оказывается, что при таком подходе сущность психики как целого остается нераскрытой. Другой популярный способ объяснения психики состоит в указании ее местоположения в организме, ее связи с мозгом, нервной системой. Путем подобной локализации достигается более четкое описание психики, правда, только путем указании на ее связь с конкретной частью организма.

Однако слабость и этого  определения состоит в том, что  в действительности психика является функцией не только мозга и даже не только нервной системы, а продуктом  деятельности всего организма в  целом. Кроме того, тот или иной орган вообще не определяет природу  функции, которую он выполняет. Дело обстоит как раз наоборот: именно необходимость в осуществлении  некоторой функции порождает  тот или иной орган и соответствующий  физиологический процесс. Не мозг породил  психику, а наоборот, необходимость  для организма развитой психической  функции на определенном этапе привела  к формированию нервной системы  и мозга. Так же как не сердце породило функцию кровообращения, а возникшая  необходимость этой функции привела  в результате длительной эволюции к  формированию у некоторых животных сердца и системы кровообращения.

Отсюда становится ясно, что содержательное объяснение психики  возможно только путем выяснения  той особой жизненно важной задачи, функции, которую она выполняет  в организме.

В современной науке психика все чаще определяется как функция нервной системы, обеспечивающая организацию и оптимальное поведение организма по реализации своих потребностей и образующихся на их основе побуждений, желаний, целей, ценностных ориентаций, отношений и т.п.

В этой связи нужно отметить, что в исторически сложившейся  материалистической философской традиции, которой придерживалась советская  психология, при определении психики  упор делался на выполняемую ею функцию «отражения объективной реальности». Но при этом в тени оставалось самое главное для характеристики сущности психики — вопрос о том, для чего нужно живому организму, человеку это самое «отражение».

Конечно процессы «отражения», выражающиеся в ощущениях, восприятиях, представлениях и размышлениях, дают возможность индивиду понять особенности  сложившейся жизненной ситуации. Но это лишь начальный этап функционирования психики.

Важнейшая ее задача состоит  в том, чтобы на основе проведенного анализа организовать целесообразное поведение но осуществлению выбранной  субъектом актуальной на данный момент потребности, желания, цели.

Итак, главная функция  психики заключается в организации  и осуществлении оптимального поведения  организма по удовлетворению потребностей индивида с учетом своих возможностей и особенностей окружающей среды.

В предлагаемом определении  психики, как можно заметить, главный  упор делается на ее организующей, управляющей  роли, а не на подчиненном ей «отражении». Потребности тесно переплетаются  с психикой, изначально встроены в неё. По мнению многих западных и отечественных психологов, именно потребности составляют ядро психики. По-разному трактуя сущность и структуру психики, эти психологи тем не менее были едины в признании того, что именно потребности порождают и организуют поведение, определяют его общее направление. На этом фундаменте формируются познавательные и двигательные процессы, осуществляется работа сознания, без чего эффективное осуществление потребностей, конечно, невозможно.

Нетрудно заметить, что  в предложенном понимании сущности психики предлагается объяснение, исходящее  из признания ее тесной связи с  работой человеческого организма, т.е. с материальными органами и  процессами.

Философы долгое время придерживались разных позиций по поводу того, может ли существовать дух вне матери, а душа жить в отрыве от тела. В результате и сложились два различных понимания природы психики: материалистическое и идеалистическое. Проблема приоритета, первичности материи или сознания и поныне разделяет философов.

Согласно материалистическому  подходу, психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи отражать действительность в форме психических образов.

В представлении материалистов  психические явления возникли в  результате длительной биологической  эволюции живой материи и в  настоящее время представляют собой  высший итог развития, достигнутый  ею.

В процессе эволюционного  самосовершенствования живых существ  в их организмах выделился специальный  орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством - нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и деятельности, а также появление более сложных форм психической рефляции жизнедеятельности.

Психика человека — качественно  более высокий уровень, чем психика  животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи.

Философы-идеалисты представляют дело совсем иначе. Согласно их мнению, психика не является свойством живой  материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.

Классический образец  идеализма создал Платон. В его учении мир вещей и людей объявляется производным от умопостигаемых идей, вечных, неизменных и совершенных, которые существуют более реально, чем бренные и изменчивые вещи. Духовное, по Платону, существенно, субстанционально, а потому более реально, чем телесное. Духовное в человеке, его мысли, понятия, образы есть проявление духовного, объективно существующего вне человека.

Платонизм являет собой разновидность  идеализма, которая впоследствии получила название объективного. В силу своей близости к религии объективный идеализм безраздельно господствовал в философии и психологии Средневековья.

Совершенствуя свой внутренний мир, в течение жизни человек  должен создать себя сам. Именно эта  «недостроенность» человека и порождает  острую необходимость для каждого  самому творить себя, а также и  соответствующие психологические  последствия в виде чувства заботы, тревоги, ответственности, иногда отчаяния, которые сопровождают и окрашивают человеческое существование. На фоне общего социального пессимизма и разочарования  это единичное существование  представляет собой единственную, устойчивую, незыблемую ценность, позволяющую 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание№2. Структура психики.

 

Психика – функция мозга, заключающаяся  в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых  регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом  отражении материальной действительности, в результате которого формируются  идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием  психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти  образы возникают у различных  людей своеобразно. Они зависят  от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния  и т.д. Иначе говоря, психика –  это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения  не означает, что это отражение  неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего  мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще  и понятием «сознание». Но понятие  психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в  себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики  входят: психические свойства, психические  процессы, психические качества и  психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

  • сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению
  • подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению
  • уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения
  • лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей
  • резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики

  1. . Психические процессы

 

Виды психических процессов:

Познавательные

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Мышление
  • Сознание
  • Речь
  • Внимание
  • Память
  • Воображение
  • Представление

Эмоционально-мотивационные

  • Эмоции и чувства
  • Состояния (настроение, тревожность и пр.)
  • Мотивация
  • Воля

Личностные характеристики

  • Характер
  • Темперамент
  • Моторика
  • Интеллект

 

Познавательные

 

Контакт человека с миром определяет развитие его психики. Начальную  форму психики составляют ощущения - источник всех наших знаний об окружающем мире. Создание единого образа вещи или явления, степень его понимания  даются восприятием. Восприятие может  носить преднамеренный, целенаправленный характер, для того чтобы глубоко  познать объект. Такой процесс  называется наблюдением. Наблюдение расширяет  и детализирует наше восприятие явлений  и вещей, а умение оценивать образует общее представление о них. Отражение  общего опыта, проявляющееся в узнавании  и воспроизведении, называется памятью.

Высшим познавательным психическим  процессом является мышление, которое  является процессом отражения, процессом  познания мира.

Мышление всегда начинается с постановки вопроса, с потребности или необходимости  его разрешить. С помощью мышления человек познает общие и существенные признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними. Мышление дает возможность предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий. Качество, продуктивность мыслительных процессов зависит в конечном счете от имеющихся у человека знаний и от умения владеть ими, от уровня развития и степени восприятия интеллекта.

От наблюдения к догадке и  гипотезе и дальше к теории идет путь познания, который уменьшает  неопределенность с помощью реалистического  наблюдения, воображения и критического мышления.

Современная психология относит к  числу важнейших положительных  качеств ума его критичность  и гибкость, а также широту, глубину  и быстроту мысли. К негативным свойствам  мыслительной деятельности можно отнести  некритичность, торопливость, медлительность и поверхностность ума, косность, рутинность и узость мышления, а  также неспособность искать и  находить новые пути.

Человек мыслит понятиями, суждениями, умозаключениями, которые выражаются словами. Речь — это форма проявления мысли, средство и процесс общения. Она связана с психическими процессами. Любая речь не только передает определенное содержание мысли, но и с помощью  интонации, мимики, жестов выражает чувства, отношение говорящего к тому, о  чем или о ком говорится. Наблюдательный человек может многое узнать и  понять о говорящем по его выступлениям, потому что индивидуальные особенности  речи отражают в определенной степени  особенности личности.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"