Контрольная работа по «Психологии и педагогике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 13:17, контрольная работа

Краткое описание

Загадочность психической реальности порождает множество попыток дать её более или менее ясное определение. Чаще всего психика определяется путем перечисления отдельных видов психических явлений. Т.е. психика – это наши ощущения, память, чувства и т.п. Подобное определение исходит из представления, что части всегда проще целого и через них легче понять целое. Но при этом упускается из виду, что целое не сводится к сумме составляющих его частей, что целое есть нечто иное, чем составляющие его части, оно содержит в себе некоторые новые качества, которых нет ни у одной из частей. Поэтому при таком подходе сущность психики как целого остается нераскрытой.

Вложенные файлы: 1 файл

Загадочность психической реальности порождает множество попыток дать её более или менее ясное определение.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

 

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Кафедра философии и социологии

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология и  педагогика»

 

Вариант 6

 

 

 

 

 

Выполнила:

                                         

                                  Ф.И.О. Комарова Елена Павловна

                                 Студентка факультета экономика (вечер)

                                 

                                 Курс первый

                                 Личный номер №100.10/120015

 

                                 Преподаватель Нечаева Ольга Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Природа психики, различные  варианты определения её сущности.

Ответ:

Загадочность психической реальности порождает  множество попыток дать её более или менее ясное определение. Чаще всего психика определяется путем перечисления отдельных видов психических явлений. Т.е. психика – это наши ощущения, память, чувства и т.п. Подобное определение исходит из представления, что части всегда проще целого и через них легче понять целое. Но при этом упускается из виду, что целое не сводится к сумме составляющих его частей, что целое есть нечто иное, чем составляющие его части, оно содержит в себе некоторые новые качества, которых нет ни у одной из частей. Поэтому при таком подходе сущность психики как целого остается нераскрытой. Другой популярный способ объяснения психики состоит в указании ее местоположения в организме, ее связи с мозгом, нервной системой. Слабость этого определения состоит в том, что психика является функцией не только мозга и даже не только нервной системы, а продуктом деятельности всего организма в целом. Кроме того, тот или иной орган вообще не определяет природу функции, которую он выполняет. Дело обстоит как раз наоборот: именно необходимость в осуществлении некоторой функции порождает тот или иной орган и соответствующий физиологический процесс. Правильное определение психики предполагает, не только выяснение составляющих ее элементов и не только установление тех органов, с которыми она связана, а прежде всего ответ на вопрос: какую особую задачу, функцию выполняет психика в жизнедеятельности организма? Поэтому в современной науке психика все чаще определяется как функция нервной системы, обеспечивающая организацию и оптимальное поведение организма по реализации своих потребностей и образующихся на их основе побуждений, желаний, целей, ценностных ориентаций, отношений и т.п.

В исторически сложившейся материалистической философской традиции, которой придерживалась советская психология, при определении психики упор делался на выполняемую ею функцию «отражения объективной реальности». Но для чего нужно живому организму, человеку это самое «отражение»?

Процессы «отражения», выражающиеся в ощущениях, восприятиях, представлениях и размышлениях, дают возможность индивиду понять особенности сложившейся жизненной ситуации. Но это лишь начальный этап функционирования психики. Важнейшая ее задача состоит в том, чтобы на основе проведенного анализа организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной субъектом актуальной на данный момент потребности, желания, цели. Таким образом, оказывается, что само по себе «отражение», так же как и психомоторные процессы, и речь, и сознание, представляют собой лишь психические составляющие, подчиненные базовым основаниям психики в виде потребностей и побуждений, которые запускают весь психический процесс в целом и управляют им. «Отражение» представляет собой лишь первичный психический познавательный процесс, который «работает» на удовлетворение каких-то базовых желаний, интересов. Поэтому активность отражательных процессов всегда поддерживается или прекращается в зависимости от степени удовлетворения той потребности, которой она была вызвана. Итак, главная функция психики заключается в организации и осуществлении оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида с учетом своих возможностей и особенностей окружающей среды. Потребности тесно переплетаются с психикой, изначально встроены в неё. По мнению многих западных и отечественных психологов, именно потребности составляют ядро психики (Зигмунд Фрейд, Курт Левин, Уильям Мак-Дугалл, Лев Выготский, Абрахам Маслоу и др.). По-разному трактуя сущность и структуру психики, эти психологи тем не менее были едины в признании того, что именно потребности порождают и организуют поведение, определяют его общее направление. На этом фундаменте формируются познавательные и двигательные процессы, осуществляется работа сознания.

В предложенном понимании сущности психики предлагается объяснение, исходящее из признания ее тесной связи с работой человеческого организма, т.е. с материальными органами и процессами. Однако образ психики в течение длительного времени формировался в ходе решения общефилософской      проблемы взаимосвязи духа и материи. Причем философы долгое время придерживались разных позиций по поводу того, может ли существовать дух вне матери, а душа жить в отрыве от тела. В результате и сложились два различных понимания природы психики: материалистическое и идеалистическое. Проблема приоритета, первичности материи или сознания и поныне разделяет философов. Согласно материалистическому подходу, психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи отражать действительность в форме психических образов. В представлении материалистов психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Философы-идеалисты представляют дело совсем иначе. Согласно их мнению, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Генезис психики на основе материи полностью отвергается. Зато признается собственная эволюция психического, его движение от низших форм к высшим. Идеализм, таким образом, является философским антиподом материализма.

Наиболее популярными в настоящее  время идеалистическими течениями  являются неотомизм и экзистенциализм. Первое из этих течений основывается на концепции объективного идеализма, а содержание второго близко субъективному идеализму. Неотомизм, или новый томизм, - философия современного католицизма. Это философское направление представляет собой обновленный томизм, т.е. философию Фомы (лат. Tohmas) Аквинского, философа XIII в. В 1879 г. неотомизм получил признание главы католической церкви и с этого времени представляет важную часть доктрины католицизма. Неотомизм — наиболее глубоко разработанный вариант современной религиозной философии. Его известные представители — Э. Жипьсон. Ж. Маритен, К. Войтылла (Папа Римский Павел) и др. По мнению неотомистов, убеждение средневековых философов о том, что материя, как и сознание, представляют собой результат божественного творения, было совершенно правильным. Психика для неотомистов никак не связана с материей, она существует самостоятельно как активная субстанция. Отрицается сама возможность самодвижения материи, возможность перехода ее от низших форм к высшим и тем более возможность порождения материей сознания. Живое, утверждают неотомисты, никогда не может появиться из неживого, чувствующее — из нечувствующего, разумное — из неразумного. Все эти чудесные превращения, которые не может сколько-нибудь ясно объяснить современная наука, могли случиться только в результате божественного вмешательства на каждой из этих ступеней развития. Главный вывод неотомизма заключается в том, что сознание человека не материально, а божественно по своему происхождению, а разум — есть «небесный дар» создателя. Но поскольку человеческое сознание есть порождение Бога, человек чувствует и мыслит, не имея какой-либо связи с органами чувств и мозгом.

Ещё одним популярным в настоящее время идеалистическим философским течением, занимающимся проблемами психики и сознания, является экзистенциализм. Наиболее крупными представителями экзистенциализма являются русские философы Николай Бердяев и Лев Шестов, немецкие — Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс, французские — Жан-Поль Сартр и Альбер Камю. Центральной категорией в этой философии является понятие человеческого бытия, или экзистенции. Причем бытие рода человеческого характеризуется как уникальное, неповторимое, единственное в своем роде. Человеческое существование принципиально отлично от бытия других предметов и живых существ. Ж.-П. Сартр указывает, что философия экзистенциализма выступает как против утверждений традиционной религии о том, будто человек и его психика созданы Богом, так и против представлений материалистов о том, что якобы человек создан природой. На самом деле между материей и человеческим сознанием существует «абсолютный скачок».

Но при рождении человек получает свой духовный мир не в готовом  законченном виде, а лишь в виде его контура, проекта. Совершенствуя свой внутренний мир, в течение жизни человек должен создать себя сам. Именно эта «недостроенность» человека и порождает острую необходимость для каждого самому творить себя, а также и соответствующие психологические последствия в виде чувства заботы, тревоги, ответственности, иногда отчаяния, которые сопровождают и окрашивают человеческое существование. Важнейшим пунктом философии экзистенциализма служит тезис о непознаваемости человеческого бытия как методами науки, так и методами религиозно-идеалистических доктрин. По мнению К. Ясперса, единственным способом характеристики экзистенции является не «познание», а лишь «аппеляция к возможности», а вся экзистенциальная философия есть лишь «бесконечное приближение» к прояснению характера человеческого бытия и сознания.

В экзистенциализме философское знание тесно переплелось с психологией, основными категориями экзистенциализма стали такие психологические понятия, как страдание, отчаяние, трагедия, тоска, страх, абсурд, ответственность, душевная болезнь и т.п.

К философии экзистенциализма примыкает трансперсональная психология, рассматривающая человека как космическое, духовное существо, неразрывно связанное, как и все человечество, со Вселенной. Сознание человека здесь рассматривается как часть мировой информационной сети. В качестве самостоятельного раздела психологической науки трансперсональная психология оформилась в 1960-х гг. Большую часть своих материалов трансперсональная психология берет из толкования сновидений, переживаний после приема легких наркотиков, восточных практик медитации, измененных состояний сознания в процессе интенсивного дыхания, создающих особые условия для работы мозга. Представители трансперсональной психологии (Станислав Гроф, Абрахам Маслоу и др.), как правило, допускают существование Высших сил, но избегают признания своей связи с какой-то определенной религией. Сторонники нового направления считают, что так же как существуют несколько способов познания, точно так же имеется и множество состояний сознания, и все они важны для психологии. Причем измененные состояния сознания функционируют по законам, отличным от тех, по которым функционирует нормальное сознание. Так, обычное сознание действует в соответствии с законами логики и выражается в словах и цифрах, а то, что описывает трансперсональная психология, скорее связано с работой правого полушария и выражается в образах, а не в понятиях. Оценка трансперсональной психологии в современной психологической науке неоднозначна. Признается, что заслуга нового направления состоит в обнаружении связи человека с космосом, возможности выхода человеческого сознания за обычные барьеры, преодоления во время трансперсональных переживаний пространственных и временных ограничений и т.п. Но вместе с тем отмечается, что предлагаемый новым направлением путь исследования психики человека является весьма опасным, поскольку предлагаемые методы рассчитаны на проникновение в духовное пространство личности путем разрушения ее защитных механизмов. Поскольку трансперсональные переживания наступают в условиях одурманенности человека психоделиками, гипнозом или усиленным дыханием, они не могут привести к духовному и физическому оздоровлению человека.

2. Структура психики.

Ответ:

Рассмотрение психики  как системного явления, имеющего сложную  структуру, помогает глубже понять ее сущность. Анализ структуры еще раз обнаруживает, что психика человека является сложнейшим явлением. Духовный мир человека целостен, но вместе с тем он представляет собой многомерное явление. Современная психология признает, что все уровни психики «...представляют собой неразрывную цепь, в которой высшая часть ниже следующего звена обязательно является низшей частью вышестоящего звена. Работа высшего звена опосредствуется всей целью... Высшее звено после своего возникновения постепенно занимает доминирующее место во всей цепи, подчиняет себе работу всех нижележащих звеньев, как бы организует, направляет ее. Каждое звено подчиняется не только общей для всей цепи закономерностям, но и своим специфическим, только ему присущим законам».

Для рассмотрения сложных природных и социальных структур сегодня все шире используются положения общей теории систем — одной из новейших общенаучных дисциплин. Система определяется здесь как соединение, целое, состоящее из частей, совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом и образующих некоторую целостность, единство.

Виды систем многообразны: это физические, биологические, социальные и психологические системы. Важнейшая  особенность всех систем, наиболее ярко проявляющаяся в социальных и психологических системах, —  прием, передача и постоянное циркулирование в них информации и осуществление на ее основе процессов управления.

В отечественной психологической  литературе наиболее распространено представление  о четырехчленной структуре психики. Обычно в ней выделяются следующие  основные компоненты, которые различаются между собой степенью динамизма, изменчивости: психические процессы; психические новообразования; психические состояния; психические свойства.

Психические процессы — это наиболее динамичный компонент человеческой психики, который возникает и развивается во взаимодействии живых существ с окружающим миром. Психические процессы продолжаются непрерывно. Они вызываются как внешними воздействиями природной и социальной среды, так и импульсами, идущими от нервной системы, от внутренней среды организма, прежде всего различными желаниями, ощущениями нехватки, дефицита чего-то, разнообразными потребностями. Все психические процессы подразделяются на познавательные, эмоциональные и волевые. Фундаментальной основой всех психических процессов являются наши потребности как низшие, физические, так и высшие, духовные. Одним из важнейших результатов психических процессов является формирование в структуре личности новых психических образований.

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии и педагогике»