Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:21, контрольная работа

Краткое описание

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…...3
1. Характеристика основных психических процессов………………………………………………………………………..4
1.1 Внимание………………………………………………………………….…4
1.2 Ощущение…………………………………………………………………...6
1.3 Память……………………………………………………………………….9
1.4 Воображение……………………………………………………………….11
1.5 Восприятие…………………………………………………………………13
1.6 Мышление и речь………………………………………………………….15
2. Принципы обучения и условия их эффективной реализации……...18
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

к.р по психологии.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Международный славянский институт

Вышневолоцкий филиал

Факультет

«Экономика  и организация предпринимательства»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине:

Психология  и педагогика

Вариант 9

 

 

 

 

Выполнила студентка  группы №34

Финансы и кредит(080507.65)

Степаненко  О.О.

Преподаватель

Васильева Ю.А

 

 

Вышний  Волочек

2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…...3

1. Характеристика основных психических процессов………………………………………………………………………..4

1.1 Внимание………………………………………………………………….…4

1.2 Ощущение…………………………………………………………………...6

1.3 Память……………………………………………………………………….9

1.4 Воображение……………………………………………………………….11

1.5 Восприятие…………………………………………………………………13

1.6 Мышление  и речь………………………………………………………….15

2. Принципы обучения и условия их эффективной реализации……...18

Заключение…………………………………………………………………….19

Список литературы……………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических  явлений. Психический процесс - это  течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий.

Психические свойства личности - это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое  свойство формируется постепенно и  является результатом отражательной  и практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика  основных психических процессов

Психика человека - есть человеческое сознание. Особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций.

1.1 Внимание

Внимание - это  особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:

  • концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте;
  • устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;
  • объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;
  • распределение - способность одновременного выполнения нескольких действий;
  • переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.

Основные функции внимания:

Когда мы говорим  о внимании, то подразумеваем также  сосредоточенность, углубленность  в деятельность. Чем труднее стоящая  перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет  его внимание, и, наоборот, чем легче  задача, тем менее углубленным является его внимание.

Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко  отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся  в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

Виды  внимания:

По своему происхождению  и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное  внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины тесно связаны между собой, но их для удобства можно разделить условно на категории.

  • К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя, прежде всего его сила или интенсивность.
  • Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям.
  • Третья группа причин связана с общей направленностью личности.

Именно по этому, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор, архитектор или художник - на красоту  здания.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Основные  свойства внимания:

Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности  этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

  • Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий
  • Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т. е. основной показатель его выраженности, тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
  • Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Иногда человек действительно способен выполнять два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания, если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.
  • Объем внимания. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

1.2 Ощущение

Ощущение - это не только чувственный образ или, точнее, компонент его, но также деятельность или компонент ее. Будучи сначала компонентом сенсомоторной реакции, ощущение становится затем содержанием сознательной познавательной деятельности, направленной на соответствующее качество предмета или явления. Ощущение - это всегда единство чувственного содержания и деятельности, процесса.

Классификация ощущения:

В качестве основных видов ощущений различают : кожные ощущения - прикосновения и давления, осязания, температурные ощущения и болевые, вкусовые и обонятельные ощущения, зрительные, слуховые, ощущения положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.).

Исходя специально из свойств раздражителей, различают механическую чувствительность, включающую осязательные ощущения, кинестетические и т.д.; близкую к ней акустическую, обусловленную колебаниями твердого тела; химическую, к которой относятся обоняние и вкус; термическую и оптическую.

Органические  ощущения:

Органическая  чувствительность доставляет нам многообразные  ощущения, отражающие жизнь организма. Органические ощущения связаны с  органическими потребностями и  вызываются в значительной мере нарушением автоматического протекания функций внутренних органов. К органическим ощущениям относятся ощущения голода, жажды, ощущения, идущие из сердечнососудистой, дыхательной и половой системы тела. А также смутные, трудно дифференцируемые ощущения, составляющие чувственную основу хорошего и плохого общего самочувствия.

Кожная  чувствительность: Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на четыре различных вида. Обычно различают рецепции: 1) боли, 2) тепла, 3) холода и 4) прикосновения (и давления).Предполагается, что каждый из этих видов чувствительности располагает и специфическими рецепторами и особой афферентной системой.

Боль: Боль является биологически очень важным защитным приспособлением. Возникая под воздействием разрушительных по своему характеру и силе раздражений, боль сигнализирует об опасности для организма.

Температурные ощущения: Температурная (термическая) чувствительность дает нам ощущение тепла и холода. Эта чувствительность имеет большое значение для рефлекторной регуляции температуры тела. Традиционная классическая физиология органов чувств рассматривает чувствительность к теплу и холоду как два разных и независимых вида чувствительности, каждый из которых имеет свои периферические рецепторные аппараты. Существенную роль в термических ощущениях играет способность кожи довольно быстро адаптироваться к разным температурам.

Прикосновение, давление: Характерной особенностью ощущений прикосновения и давления (в отличие, например, от болевых ощущений) является относительно точная их локализация, которая вырабатывается в результате опыта при участии зрения и мышечного чувства.

Осязание: Осязание - это специфически человеческое чувств и познавающей руки; оно отличается особенно активным характером. При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

Осязание включает ощущение прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. У человека есть специфический орган осязания - рука и притом главным образом движущаяся рука. Наиболее слабым пунктом в изолированно действующем осязании является познание соотношений пространственных величин, наиболее сильным - отражение динамики, движения, действенности.

Обонятельные  ощущения: Тесно связанные между собой обоняние и вкус являются разновидностями химической чувствительности. До недавнего времени принято было думать, что у человека обоняние не играет особенно существенной роли. Но значение его все же велико в силу влияния, которое обоняние оказывает на функции вегетативной нервной системы и на создание положительного или отрицательного эмоционального фона, окрашивающего самочувствие человека в приятные или неприятные тона.

Обоняние доставляет нам большое многообразие различных ощущений, для которых характерен присущий им обычно яркий положительный или отрицательный аффективно-эмоциональный тон.

Вкусовые  ощущения: Вкусовые ощущения, как и обонятельные, обусловлены химическими свойствами вещей. Как и для запахов, для вкусовых ощущений не имеется полной, объективной классификации. Из комплекса ощущений, вызываемых вкусовыми веществами, можно выделить четыре основных качества - соленое, кислое, сладкое и горькое.

Слуховые  ощущения: Особое значение слуха у человека связано с восприятием речи и музыки. Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение воздуха. Звуковые волны обладают, во-первых, различной амплитудой колебания. Во-вторых, по частоте или продолжительности периода колебаний. В-третьих, формой колебаний.

Слуховые ощущения могут вызываться как периодическими колебательными процессами, так и  непериодическими с нерегулярно изменяющейся акустической частотой и амплитудой колебаний. Первые отражаются в музыкальных звуках, вторые - в шумах.

Зрительные  ощущения: Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение нам дает наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"