Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:50, контрольная работа
Дайте определение и охарактеризуйте специфику предмета психологии.
Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.
Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки.
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
высшего профессионального образования
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФИНУНИВЕРСИТЕТ) |
FINANCIAL UNIVERSITY AT GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION (FINUNIVERSITY) |
Уфимский филиал Финуниверситета
Кафедра философии и социологии
Контрольная работа № 1
по дисциплине «Психология и педагогика»
Исполнитель: |
Байбулатова Э.У |
специальность |
менеджмент |
группа |
1 СП(БМ) |
Номер зачетной книжки |
100.28/120367 |
Преподаватель: |
Гайсина Л.М |
Предметом психологии является изучение
строения и закономерностей возникновения,
развития и функционирования психики
в различных ее формах, в том числе сознания
как высшей формы психического отражения.
Человек не просто проникает в мир с помощью
своих познавательных процессов. Он живет
и действует в этом мире, творя его для
себя с целью удовлетворения своих материальных,
духовных и иных потребностей, совершает
определенные поступки. Психические процессы,
состояния и свойства человека, особенно
в их высших проявлениях, вряд ли могут
быть осмыслены до конца, если их не рассматривать
в зависимости от условий жизни человека,
от того, как организовано его взаимодействие
с природой и обществом (деятельность
и общение). Общение и деятельность также составляют предмет современных психологических
исследований.
Изучая психологию и поведение людей,
ученые ищут их объяснение, с одной стороны,
в биологической природе человека, с другой
- в его индивидуальном опыте, с третьей
- в законах, на основе которых строится
и по которым функционирует общество.
В последнем случае исследуется зависимость
психики и поведения человека от места,
занимаемого им в обществе, от существующей
социальной системы, строя, методов обучения
и воспитания, конкретных отношений, складывающихся
у данного человека с окружающими людьми,
от той социальной роли, которую он играет
в обществе, от видов деятельности, в которых
непосредственно участвует.
Кроме индивидуальной психологии поведения
в круг явлений, изучаемых психологией,
входят и отношения между людьми в различных
человеческих объединениях - больших и
малых группах, коллективах.
Задачи психологии в основном сводятся
к следующим:
· научиться понимать сущность психических
явлений и их закономерности;
· научиться управлять ими;
· использовать полученные знания с целью
повышения эффективности тех отраслей
практики, на пересечении с которыми лежат
уже оформившиеся науки и отрасли;
· быть теоретической основой практики
психологической службы.
Изучая закономерности психических явлений,
психологи вскрывают сущность процесса
отражения объективного мира в мозгу человека,
выясняют, как регулируются действия человека,
как развивается психическая деятельность
и формируются психические свойства личности.
Поскольку психика, сознание человека
есть отражение объективной действительности,
изучение психологических закономерностей
означает прежде всего установление зависимости
психических явлений от объективных условий
жизни и деятельности человека. Но поскольку
любая деятельность людей всегда закономерно
обусловлена не только объективными условиями
жизни и деятельности человека, но и иногда
субъективными (отношения, установки человека,
его личный опыт, выражающийся в знаниях,
навыках и умениях, необходимых для этой
деятельности), то перед психологией стоит
задача выявления особенностей осуществления
деятельности и ее результативности в
зависимости от соотношения объективных
условий и субъективных моментов.
Научная психология, как и всякая наука,
стремится к обобщениям. Для этого она
использует научные понятия. Отработка
понятий - одна из важнейших функций науки.
В научных понятиях отражаются наиболее
существенные свойства предметов и явлений,
общие связи и соотношения. Научные понятия
четко определяются, соотносятся друг
с другом, связываются в законы.
Научные психологические знания рациональны
и вполне осознанны.
Появление психологии в
Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до
н.э. было связано с необходимостью
становления объективной науки
о человеке, рассматривавшей душу
не на основе сказок, мифов, легенд, а
с использованием тех объективных
знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли
в тот период. В то время психология входила
в науку, изучавшую общие закономерности
общества, природы и человека. Эта наука
получила название натурфилософии(философии), в течение долгого периода
времени, почти 20 веков, психология оставалась
частью философии. Естественно, что в обширном
предмете философии к психологии относилась
область, связанная в первую очередь с
человеком, да и само исследование души
(психики) связывалось преимущественно
с особенностями психики человека. В то
же время область психического не ограничивалась
человеком, но распространялась на весь
мир. Такой подход получил название панпсихизм - направление, которое считает весь мир
одушевленным и наделенным душой. В течение
нескольких веков (примерно до III в. до
н.э.) разница между психикой человека
и животных рассматривалась как чисто
количественная, а не качественная.
От философии психология взяла важное
для любой науки положение о необходимости
строить свои теории на основе знания,
а не веры. Стремление избежать сакральности,
т. е. соединения веры со знанием, а не с
разумом, стремление доказать правильность
высказанных взглядов и было самым важным
отличием научной, философской психологии
от донаучной.
Первые представления о душе, возникшие
на основе мифов и ранних религиозных
представлений, выделили некоторые функции
души, прежде всего энергетическую, побуждающую
тело к активности. Эти представления
и легли в основу исследований первых
психологов. Уже первые работы показали,
что душа не только побуждает к действию,
но и регулирует активность индивида,
а также является главным орудием в познании
мира. Эти суждения о свойствах души и
стали ведущими в последующие годы. Таким
образом, важнейшим для психологии в античный
период было изучение того, как душа придает
активность телу, как она регулирует поведение
человека и каким образом познает мир.
Анализ закономерностей развития природы
привел мыслителей того времени к идее
о том, что душа материальна, т. е. состоит
из тех же частиц, что и окружающий мир.
Все в мире имеет свою первооснову - элемент,
являющийся первой и главной составляющей
всех объектов, архе. Исследования окружающего мира привели
ученых VII-V вв. до н. э. к мысли о том, что
архе - это тот элемент, без которого не
может существовать мир и все в нем, поэтому,
как и все в природе, этот жизненно важный
элемент должен быть материален. Так, Фалёс
(VI в. до н.э.), на концепцию которого повлияли
воззрения египтян, считал, что первоосновой,
душой является вода, так как вода (например,
Нил, от которого зависели урожаи) - это
основа жизни. Анаксимен (V в. до н.э.) вечно
движущимся и вечно живым началом считал
воздух. Необходимо отметить, что на взгляды
древнегреческих ученых повлияли разнообразные
философские и психологические концепции,
в том числе и древнеиндийские веды, в
частности учение о том, что важнейшим
свойством (праной) жизни является дыхание (диада - атман-брахман).
Отражение этих идей можно увидеть в теории
Анаксимена и других греческих ученых,
связывавших архе с дыханием, воздухом,
ветром. Идея о том, что пневма (воздух,
движение) является одной из составляющих
души, прослеживается и в более позднее
время, например в концепции Эпикура.
Распространенность мнения о материальности
души находит свое подтверждение в том,
что в самом начале развития психологии
ученые считали главным качеством души
активность, т. е. утверждали, что душа
- это прежде всего энергетическая основа
тела, которая приводит инертное, пассивное
тело в движение. Таким образом, душа является
источником жизни, в основе которой лежит
активность.
Несколько позже появилась идея о том,
что конкретный материальный объект (вода,
земля или воздух), даже очень важный для
мира и жизнедеятельности, не может быть
первоосновой. Уже Анаксимандр (VI в. до
н. э.) писал о «беспредельном», т. е. о таком
физическом начале, из которого все возникает
и в которое все превращается. В теориях
Левкиппа и Демокрита (V-IV вв. до н.э.) возникла
идея атомов,мельчайших, невидимых миру
частиц, из которых и состоит все окружающее.
Атомистическая теория, разработанная
этими учеными, была весьма распространена
и являлась составной частью психологических
учений многих ученых не только Древней
Греции, но и Рима. Считая душу источником
активности для тела, Демокрит и следующие
за ним ученые утверждали, что она состоит
из самых мелких и круглых атомов, которые
наиболее активны и подвижны.
Не менее важной для развития психологии
стала высказанная Гераклитом идея о том,
что все в мире действует по определенным
законам, по Логосу, который и является
главной управляющей силой. Логос объясняет
и взаимосвязь между отдельными событиями,
в том числе между разными эпизодами в
жизни людей. Таким образом, все в мире
причинно обусловлено, все события проистекают
не просто так, случайно, но по определенному
закону, хотя мы не всегда эту связь, причину
произошедшего события можем установить.
Такой подход, называемый, как было сказано
в предыдущей главе, детерминизмом, показал
возможности понимания и объяснения происходящего
в мире и человеке, открыл новые перспективы
перед наукой. Тем самым идея Логоса стала
очень важным фактором на пути преодоления
сакральности и превращения психологии
в науку.
Идея о всеобщей причинной обусловленности
стала одной из важнейших и в теории Демокрита.
Однако ее распространение на все стороны
жизни человека имело и отрицательные
последствия, так как лишало его свободы
выбора, свободы поведения, которая понималась
как возможность самому выстраивать свою
судьбу. Это лишение человека свободы
воли стало одной из главных причин критики
концепции Демокрита Сократом и Платоном,
которые доказывали, что таким образом
у человека отнимается не только свобода
выбора, но и критерии нравственной оценки
своего поведения. Мнение о том, что предопределенность
поведения делает человека зависимым
от окружающей ситуации и лишает его нравственной
свободы, свободы выбора, было опровергнуто
в теории стоиков, которые разделяли внешнюю
и внутреннюю свободу и, не отказываясь
от детерминизма, открывали перед человеком
возможности для свободного нравственного
самосовершенствования.
Примерно с III в. до н.э. психологов начали
больше интересовать не столько общие
закономерности и функции души, сколько
содержание души человека. На первый план
стали выходить не общие для всего психического
законы, но изучение того, что отличает
человека от других живых существ. Идея
о преимущественно энергетической функции
души перестала удовлетворять психологию,
так как душа - источник энергии не только
для человека, но и для других живых существ.
В это время ученые пришли к мнению о том,
что душа человека служит источником не
только активности, но и разума и нравственности.
Такое новое понимание души было заложено
в теории Сократа, а затем развито в концепциях
Платона и Аристотеля.
Впервые в этих концепциях психики появилась
и идея о том, что важнейшим фактором, влияющим
именно на психику человека, является
культура. Если активность связывалась
психологами с определенными материальными
факторами, то разум, нравственность понимались
как продукты культурного развития, как
результат духовной работы не одного человека,
а народа в целом. Особенно явно это проявилось
в теории Аристотеля. Естественно, что
фактор культуры не мог повлиять на психику
животных и относился только к душе человека,
обеспечивая ее качественное отличие.
Таким образом, изменение в приоритетах
психологических исследований, появление
новых концепций души стало важным поворотным
моментом в развитии психологии.
Объяснить же с точки зрения науки (биологии,
физики, медицины) того времени, каким
образом строение атомов души человека
приводит к ее качественному, а не только
количественному отличию от души животного,
было невозможно. Поэтому психологические
концепции в этот период перешли от материалистической
ориентации к идеалистической. Различие
материализма и идеализма в психологии
связано преимущественно с разным понимаем
содержания души, психики; в последней
материализм выделяет прежде всего активность,
материальная природа которой была очевидна
для ученых того времени, а идеализм - еще
и разум и нравственность, природу которых
объяснить материальными законами было
невозможно. Поэтому ученик Сократа Платон
пришел к идее о нематериальности и вечности
души.
Среди важнейших функций души психологи
античности называли познание мира. Сначала
в процессе познания выделялось всего
две ступени - ощущение (восприятие) и мышление.
При этом для психологов того времени
не существовало разницы между ощущением
и восприятием, выделение отдельных качеств
предмета и его образа в целом считалось
единым процессом. Постепенно изучение
процесса познания мира становилось все
более значимым для психологов, а в самом
процессе познания выделялось уже несколько
этапов. Платон впервые выделил память
как отдельный психический процесс, подчеркнув
ее значение как хранилища всех наших
знаний. Аристотель, а вслед за ним и стоики,
выделили еще и такие познавательные процессы,
как воображение и речь. Таким образом,
к концу античного периода представления
о структуре процесса познания были близки
к современным, хотя мнения о содержании
этих процессов, конечно, существенно
различались.
В это время ученые впервые стали задумываться
над тем, как же происходит построение
образа мира, какой процесс - ощущение
или разум - является ведущим и насколько
построенная человеком картина мира совпадает
с реальной. Иначе говоря, многие вопросы,
которые и сегодня остаются ведущими для
когнитивной психологии, были поставлены
именно в то время.
Демокрит в своей теории познания доказывал,
что истинное знание базируется на ощущениях,
а разум привносит только заблуждения.
Еще более последовательно раскрывал
это положение Эпикур, подчеркивавший,
что все заблуждения связаны с тем, что
наш ум придумывает, субъективирует окружающее.
Ощущения же дают нам истинное представление
о нем.
По Эпикуру, в основе знания лежит наш
личный опыт, данный нам в наших ощущениях.
Он может быть дополнен знаниями, данными
другими, а эмпирические знания могут
быть обобщены и систематизированы разумом.
Но в этих дополнениях кроются и причины
ошибок. Такой подход к познанию получил
в философии название сенсуализм, и это направление, распространившееся
в науке в XVII-XVIII вв., зародилось еще в античности.
Тогда же в теории Демокрита появились
и первые сомнения в истинности и объективности
знаний, которые основаны на ощущениях,
на сенсорном опыте человека, что связывалось
с субъективностью и ограниченностью
этого опыта.
Другое направление в психологии познания,
названное позднее в философии рационализмом, исходило из того, что истинные знания,
т. е. знания об общих законах и понятиях,
основаны только на разуме и мало связаны
с сенсорными данными о внешнем мире. Такой
подход к познанию был характерен для
Платона, стоиков, Плотuна (II в. н.э.). Исходя
из него, ощущения дают нам знания только
о единичных вещах, знания же о всеобщем
могут быть результатом только деятельности
разума. Таким образом, в познании выделяются
два этапа - сенсорный опыт, который может
дать знания только о конкретном, т. е.
о тенях идеальных предметов, и рассуждение,
разум, который постигает их суть, всеобщее
в мире. Эти знания, по мнению многих психологов-рационалистов
античности, должны быть врожденными,
данными нам вместе с нашей бессмертной
душой. Поэтому такое знание объективно
и отражает истинную картину мира.
Таким образом, видно, что не только в современной
психологии, но уже в период античности
среди психологов не было единой точки
зрения на природу и функции психики, на
познавательные процессы. Точно так же
не было единства и в подходах психологов
к проблеме эмоций и их роли в регуляции
поведения. Изначально Демокрит, а затем
Эпикур, Лукреций Кар и некоторые другие
ученые считали, что именно эмоции лежат
в основе нашего выбора и регулируют нашу
деятельность. Они писали, что в своей
активности человек стремится к тому,
что приносит ему удовольствие, и избегает
того, что приносит неудовольствие. Часто
этот подход сочетался с идеей о том, что
эмоции, вызываемые внешними предметами,
связывают наше поведение, которое, таким
образом, становится также зависимым от
окружающей действительности. Это же привело,
как говорилось выше, Демокрита к мысли
о том, что человек несвободен.
Однако психологи, которые доказывали
возможность свободной воли и свободного
выбора человеком своих поступков, начиная
с Сократа и Платона, настаивали на том,
что главным регулятором поведения должны
быть не чувства, а разум. Платон, соглашаясь
с тем, что эмоции могут повлиять на деятельность
человека, видел недостатки этой регуляции
как раз в том, что эмоции связаны с окружающим,
зависят от внешнего мира и подводят человека
под эту зависимость. В то же время разум,
преодолевая оковы непосредственной ситуации,
высвобождает человека из-под ее диктата,
позволяет правильно оценить ситуацию
и адекватно построить свое поведение.
Поэтому именно разумная регуляция является
истинной, и к ней должен стремиться человек,
который дорожит своей свободой.
III-II века до н.э., по праву считающиеся
временем расцвета античной психологии,
были и временем создания классических
теорий античности - теорий Платона и Аристотеля,
со смертью которого и заканчивается этот
период.
Третий, заключительный этап в развитии
античной психологии существенно отличается
от предыдущих прежде всего своей проблематикой,
преобладанием практических интересов,
связанных с анализом причин тех или иных
поступков человека, способов преодоления
трудностей и проблем, встающих перед
ним, над теоретическим размышлением.
Третий этап получил название период эллинизма, так как связан с распространением греческой
науки и культуры по всему миру после походов
Александра Македонского. Он характеризуется
и более тесными связями с восточной культурой,
расцветом точных наук, театра, поэзии.
При этом новые исследования психики основывались
на достижениях выдающихся психологов
классицизма.
Интерес к человеку, его личности, причине
его свободных поступков, мотивации его
поведения, его физической организации
приводит к тому, что проблема этического,
нравственного развития и критерии оценки
нравственной личности в эллинистический
период выходят на первый план и становятся
важнейшими для психологии. Логика развития
самой науки и логика развития общества
привели к тому, что этические вопросы
занимали все более значимое место в общественном
и научном сознании. Начиная с Сократа
человек осознается как самостоятельная
ценность, не подчиняющаяся природе, но
стоящая вне и выше ее. Неудивительно поэтому,
что именно связь нравственности с активностью,
с законами человеческого поведения и
стала центральной проблемой для психологов
эллинизма.
Необходимо отметить, что в науке того
времени, как и в предыдущие периоды, не
существовало единой точки зрения на проблему
соотношения поведения и нравственности,
и ведущие психологические школы эллинизма
- эпикурейцы, стоики, киники, платоники
- по-разному отвечали на вопрос о том,
какое поведение следует рассматривать
как социально желательное. Важное значение
имели и дискуссии о том, должен ли человек
подчиняться внешним правилам, законам
общества, или же он должен следовать только
собственным представлениям о добре и
зле, собственным желаниям и нормам. При
этом основной причиной расхождения позиций
стоиков и эпикурейцев стал вопрос о взаимоотношениях
между личностью и обществом.
Дискуссии стоиков и эпикурейцев нашли
отражение и в искусстве, прежде всего
в драме, в которой эти вопросы находили
воплощение в образах наиболее известных
героев. Еще в доэллинистический период
драматурги большое внимание в своих произведениях
уделяли проблеме этического детерминизма,
свободе воли и нравственности человека.
Одним из первых эту проблему анализировал
Софокл в своей трагедии «Эдип». Рассматривая
легенду о царе Эдипе, Софокл исходил из
того, что единственной детерминантой,
определяющей жизнь человека, является
воля богов. Все законы, в том числе и этические,
даются только ими, они могут карать или
миловать человека, причем субъективная
оценка человеческих поступков не имеет
существенного значения, важно только,
как эти поступки рассматриваются богами.
Софокл изобразил Эдипа добрым, хорошим
человеком, который следует всем этическим
заповедям, чтит богов и общественные
законы. Однако этот хороший, честный,
богобоязненный человек с самого рождения
был обречен на несчастья, потому что его
род (а не он лично) в стародавние времена
прокляли боги. Поэтому, несмотря на отсутствие
субъективного греха, судьба его складывается
роковым образом, он совершает, не зная
этого, богопротивные, греховные проступки,
за которые и наказывается. Таким образом,
в своей трагедии Софокл утверждает бессилие
человека, его беспомощность перед волей
богов. Перед таким детерминизмом, фатальной
ролью судьбы, рока, которые направляются
богами, человек ничтожен, и его нравственные
законы ничего не значат. Поэтому истинно
нравственная позиция заключалась в послушании,
почитании богов, их воли и желаний. О таком
подходе к нравственности говорят и древнегреческие
мифы, в которых нарушение воли богов,
так же как сопротивление или вызов им,
жестоко наказывается: вспомним хотя бы
наказание царя Марсия, Арахны, Ниобы,
которые посмели сказать, что они умеют
что-то делать не хуже богов.
Однако другой древнегреческий драматург,
Еврипид, возражал против такого подхода
к проблеме свободы воли, оценки поведения
человека. Он, как и психолог Эпикур, настаивал
на том, что источник нравственности -
в самом человеке, он сам и совершает свои
поступки, и судит о них, оценивает их как
нравственные или безнравственные. В трагедии
Еврипида «Медея» героиня не только сама
решает, каким образом ей поступить, ориентируясь
исключительно на свои намерения и желания,
но и в оценке своих действий исходит не
из того, насколько этот поступок хорош
или нравствен для всех, а насколько он
хорош для нее. Поэтому она без малейших
угрызений совести нарушает принятые
на себя обязательства, самовольно слагая
сан жрицы, предает своего отца и братьев,
мстит своему мужу, убивая своих детей,
а потом, добиваясь власти над вторым мужем,
стремится к смерти своего пасынка. Совершая
эти поступки, она, несомненно, сеет зло,
принося несчастья другим и нарушая волю
богов, но ее поступки не приводят ни к
какому наказанию лично для нее, она не
просто в состоянии их совершить, но и
остается хорошей в глазах Еврипида и
зрителей, которые сочувствуют именно
ей и считают именно ее правой, принимая
ее субъективную оценку событий и поступков.
Таким образом, Еврипид одним из первых
писателей заговорил о ценности индивидуального
человека, о праве личности на индивидуальное
поведение и собственные этические нормы.
Так еще в культуре Древней Греции впервые
появляется мысль о том, что сильная, значительная
личность имеет право на свои законы, на
собственную позицию и ее поступки надо
оценивать по другим этическим нормам,
чем жизнь простого человека. В наше время
эта идея о сверхчеловеке была развита
Ф. Ницше, стала популярной и нашла отражение
во многих художественных произведениях.
Анализ двух противоположных позиций
в разработке этических норм приводил
к необходимости, не отступая от идеи самоценности
и активности личности, доказать значимость
объективного нравственного закона, по
которому должны оцениваться поступки
всех людей. Такая позиция отражена в знаменитой
трилогии Эсхила «Орестея». В трагедии
Клитемнестры, Агамемнона, Электры и Ореста
также повинны боги, которые прокляли
их род (как и род Эдипа). Поэтому особенно
в начале, как показывает Эсхил, их поведение
является следствием проклятия, а не их
субъективных желаний, хотя уже у Клитемнестры
есть варианты поведения - от мести и убийства
мужа до смирения перед волей богов.
Но кульминации эта возможность выбора
достигает в поступках Электры и Ореста.
Эсхил доказывает, что человек волен в
своих поступках, сам их выбирает и потому
сам за них должен отвечать. При этом он
показывает, что не существует единой
правды и единой воли богов, так как их
истина неабсолютна и несовершенна. С
его точки зрения, свобода человека проявляется
не в том, что он может действовать так,
как ему захочется, а в том, что человек
сам решает, по каким законам он будет
строить и оценивать свое поведение. То
есть именно человек, а не боги, вырабатывает
этические законы и способы их соблюдения.
Так, Орест и Электра принимают сторону
отца и, солидаризуясь с Аполлоном, выступают
против божественного (и более древнего)
права матери. Выбирая эту позицию, Орест
вступает в конфликт с богами, и Эриннии,
посланные ими, должны ему отомстить. Наиболее
важным в трагедии является то, что фактически
происходит не только конфликт Ореста
с богами (Эринниями), но и конфликт богов
между собой, так как на стороне Ореста,
защищая его, выступает бог Аполлон. Бессилие
богов решить конфликт доказывает, с точки
зрения Эсхила, преимущественное значение
гражданских, а не божественных законов,
так как решается этот конфликт не судом
Зевса, но гражданским судом города Афин,
который оказывается важнее суда богов.
Вопросы, которые ставили художники в
своих произведениях, получали объективное
обоснование в трудах ученых. При этом
основной вопрос заключался не в отказе
от принципа индивидуализма, а в поиске
объективных этических норм, ограничивающих
вседозволенность человека, определяющих
разницу между добром и злом. Таким образом,
проблема социализации, соотношения индивидуальных
особенностей и общественных норм и правил
поведения, которая поднималась уже в
работах Платона и Аристотеля, получала
особое звучание.
В этом контексте важное значение приобретал
вопрос свободы воли, так как еще Сократ
и Платон отмечали, что если человек не
властен над своими поступками, то невозможно
установить этические законы, по которым
его можно судить. Как, например, можно
осудить вора или убийцу, если самой судьбой
ему предписано совершить данный грех?
Точно так же мы не всегда можем наградить
добродетельного человека, ибо его хорошее
поведение зависит не от его высокой нравственности,
но от его судьбы, и в других обстоятельствах
он может совершить бесчестные поступки.
Такой подход проявляется в трагедии Софокла,
в которой судьба жестоко карает субъективно
нравственного и хорошего человека.
Однако и вседозволенность, отсутствие
объективных нравственных законов, по
которым можно оценить поведение человека,
также приводит к потере нравственных
ориентиров, к злу. Хотя источник активности
и может находиться внутри человека, но
судить его поведение должны другие, по
объективным, распространяющимся на всех
законам, доказывали психологи.
Так из сферы искусства проблемы этического
развития и свободы человека, т.е. наиболее
важные для современной психологии личности
проблемы, переходят в науку, где рассматриваются
прежде всего с точки зрения детерминации
поведения. В связи с этим встают вопросы,
подчиняется ли человек законам окружающего
мира или только своим мотивам, чем отличается
нравственная мотивация от другой, например
чисто биологической, какой должна быть
структура идеальной личности. Все эти
вопросы, поставленные наряду с другими
уже в теориях Платона и Аристотеля, выходят
на первый план в эпоху эллинизма.
Киники в поисках свободы доказывали,
что человек должен освободиться от всего,
что мешает ему обрести независимость,
т. е. должен стать самодостаточным. Самодостаточность
понималась ими достаточно прямолинейно,
прежде всего как независимость от достижений
общества, цивилизации - хорошей одежды,
пищи, дома, крыши над головой. Киники также
доказывали, что человек должен освободиться
от стыда, не должен стыдиться нарушения
моральных запретов, своей неграмотности
и вообще не должен зависеть от тех знаний,
которые изобрели до него, поэтому невежество,
негативизм - это символы независимости.
В своем поведении некоторые киники демонстрировали,
что не стыдятся даже отправлять свои
естественные потребности на глазах у
всех, так как мнение окружающих для них
безразлично.
Позиция киников доказывала бесплодность
полного отрицания, негативизма, демонстрировала,
что личная свобода не может рассматриваться
вне ответственности за свою жизнь, не
может стать свободой от всего, без осознания
ее целей. Другими словами, киники и в своей
теории, и в практике наглядно показали
бесперспективность обретения той свободы,
которую позже известный психолог Э. Фромм
назвал «свободой от», противопоставляя
ее «свободе для», подразумевающей и определенные
ограничения своего «Я».
Другие ученые, рассматривая проблемы
личности, не отрицали полностью связь
человека с окружающими его людьми и его
ответственность перед ними. Разногласия
касались главным образом вопроса о том,
что же регулирует поведение человека
- разум или эмоции и насколько он свободен
в выборе собственного пути развития.
При этом Эпикур, доказывая, что человек
подчиняется только своим собственным
мотивам, входит в противоречие сам с собой,
ибо тот факт, что поведение регулируется
эмоциями, частично приводит его к мысли
о том, что полностью человек свободен
быть не может, так как эмоции вызываются
внешними воздействиями. Чтобы избавиться
от этих противоречий, он высказал мысль
о том, что эмоции могут быть связаны как
с телесными, так и с духовными нуждами,
которые наиболее важны, так как именно
они выводят человека из-под зависимости
от внешнего мира.
В этом плане наиболее последовательными
были стоики, выделявшие два вида детерминации
и два вида свободы - внешнюю и внутреннюю.
Внешней свободы фактически не существует,
так как человек не свободен в выборе своей
судьбы - места рождения, болезней, смерти
и т.д. Эти внешние факторы, как правило,
вызывают то или иное эмоциональное отношение
- аффект, с которым человек должен бороться
для того, чтобы обрести внутреннюю свободу.
Внутренняя свобода - это свобода разума,
который осознает ограниченность внешнего,
судьбы, так же как и безграничность интеллектуальных
возможностей человека в его постижении
мира, себя и общества. Так впервые в психологии
появилась мысль о том, что свобода возможна
только на основе разума, не подверженного
законам материального мира, которые,
воздействуя на тело, ограничивают его
свободу.
Таким образом, в психологии античности,
т.е. в психологии, которая развивалась
учеными Древней Греции и Рима, можно условно
выделить три этапа - зарождение и становление
психологии (VII-IV вв. до н.э.), период классической
греческий науки (III-II вв. до н. э.) и период
эллинизма (II в. до н. э. - III-IV вв. н. э.)
В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные
концепции психики, в которых она рассматривалась
прежде всего как источник активности
тела. При этом считалось, что душа человека
и души других живых существ имеют чисто
количественные различия, так как человек,
как любое живое существо, подчиняется
тем же законам, что и все в природе. В это
же время возникли и первые теории познания,
в которых преимущество отдавалось эмпирическому
знанию. Эмоции рассматривались в качестве
основного регулятора поведения. Главное,
что уже в этот период были сформулированы
ведущие проблемы психологии: в чем заключаются
функции души, каково ее содержание, как
происходит познание мира, что является
регулятором поведения, есть ли у человека
свобода этой регуляции (см. табл. 2).
В период классической греческой психологии
появились первые развернутые концепции
психического, сформулированные Платоном
и Аристотелем. Этот период, считающийся
вершиной греческой философии, можно рассматривать
как ведущий и для психологической науки.
В это время ученые обратились к человеку,
началось исследование тех качественных
отличий, которые свойственны только душе
человека и которых нет у других живых
существ. Возникла идея о том, что психика
- носитель не только активности, но и разума
и нравственности, т.е. на ее развитие оказывают
влияние не только материальные факторы,
но и культура, духовный уклад. Так появились
идеи о необходимости свободы для человека,
которая возможна только при отходе от
мысли о том. что поведение детерминируется
и регулируется эмоциями. Таким образом,
разум, а не чувства начинают рассматривать
в качестве главного регулятора поведения,
и разум же становится источником объективных
знаний о всеобщем, истинном, которое может
быть совершенно не связано с чувственными
ощущениями (см. табл. 2).
В период эллинизма, в котором греческая
наука, культура вышли за рамки Греции,
произошло и перемещение основных психологических
школ из Греции в Рим. В это время не возникли
принципиально новые подходы к психике,
большинство школ модифицировали взгляды,
высказанные учеными в предыдущие периоды.
Однако открылось много интересных и важных
фактов, связанных с исследованием особенностей
поведения, его регуляции, с проблемой
оценки деятельности человека и критериев
этой оценки (см. табл. 2).
Окончился этот период в III-IV вв.. когда зарождающаяся религия начала доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья.
а) наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм;
б) наука о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы;
в) наука о закономерностях развития высших психических функций личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах.
Психология изучает психические процессы, психологические черты личности и психологические особенности человеческой деятельности.
К психическим процессам относятся ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание и т.д. В своей совокупности психические процессы составляют психику, или сознание человека.
Сознание всегда принадлежит тому или другому отдельному человеку — индивидууму. Оно отличается характерными особенностями в зависимости от индивидуальных черт личности этого человека. Таким образом, психология включает в свой предмет не только психические процессы, но и психологические особенности личности человека — направленность личности, темперамент, характер, интересы, способности данного человека.
Как психические процессы, так и психологические черты личности всегда проявляются в деятельности человека. Они могут быть познаны только через свое выражение в этой деятельности.
В предмет психологии обязательно входят также и психологические особенности различных видов человеческой деятельности — труда, учения, творчества в различных областях искусства, игры, спортивной деятельности и т. д.
Современная научная психология рассматривает сознание, психику как свойство высокоорганизованной материи — мозга, как субъективное отражение объективного мира.
Психологическая наука пришла к этому единственно правильному взгляду на природу психики не сразу, а в процессе длительного развития.
На протяжении всего своего существования
психология была ареной ожесточенной
борьбы двух мировоззрений —
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"