Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 21:49, контрольная работа
Вопрос№1. Учение Демокрита о душе и психических процессах. Вопрос№3. Представления Платона о душе и ее функциях. Вопрос№4. Представления Аристотеля о душе. Способности души.
В связи с этим А. пишет о добродетелях : а) мужествености (безбоязненно встречает смерть => нравственно прекрасное и есть цель, ради которой такой человек выносит и совершает какие-то поступки); б) благоразумии - обладание серединой в связи с удовольствиями; в) щедрости - щедрый будет давать кому и сколько следует и это также доставляет ему удовольствие; г) ровность - это обладание серединой в связи с гневом. Это есть противоположность горячности желчности и злобности и др.
Вопрос №5. Психологические взгляды стоиков.
Близкими к учению
Аристотеля по общим исходным положениям
являлись взгляды стоиков. Стоицизмпредставлял
собой философскую школу, возникшую на
рубеже вв. до н.э. и просуществовавшую
почти до в. н.э.
Стоики полагали, что все явления космоса
связаны единством своего происхождения
в результате взаимодействия двух мирообразующих
начал - пассивного и активного. Пассивным
началом выступает материя, активным -
воздухо-огненная стихия, названная стоиками
пневмой. Пневма в ее наиболее совершеннейших
проявлениях и есть то, что составляет
человеческую душу.
Из вышеизложенного видно, что душа человека
по своей природе материальна. Она подобна
теплому дыханию. В основе своей душа едина,
но может проявляться в различных способностях,
каждая из которых определяется разной
степенью развития и интенсивности пневмы.
Всего стоиками выделялось восемь способностей
души. Свойственная человеку, как и всему
живому, способность к размножению и росту,
способность речи, пять основных видов
чувствительности и гегемоникон, выступающий
в качестве носителя высшей и ведущей
способности, связанной с переработкой
всех поступающих впечатлений в общие
представления, понятия, волевые и побудительные
акты. От рождения гегемоникон подобен
чистому листку бумаги, записи на которой
появляются в результате взаимодействия
человека с внешним миром. После этого
в гегемониконе происходит переработка
чувственных впечатлений в общие представления,
которым стоики приписывали характеристики
и признаки, свойственные понятиям. Процесс
формирования этих обобщенных представлений
и составляет суть мышления.
С мышлением стоики тесно связывали и
аффективную сторону души. Аффекты понимались
ими как реакции на отклонения в мыслительной
деятельности, и потому оценивались ими
как противоестественные и болезненные
состояния души, требующие не столько
управления ими, сколько полного искоренения
и избавления от них. В этой связи стоики
указывали на два возможных пути преодоления
аффективных состояний. Один из них состоит
в устранении первоначального аффекта
другим, ему противоположным. Так, например,
гнев может быть преодолен страхом. Известно,
что стоики выделяли четыре основных вида
аффектов - печаль, страх, желание и удовольствие.
Печаль и удовольствие вызываются, по
их мнению, ложными представлениями о
настоящем, страх и желание - ложными представлениями
о будущем. Поэтому второй путь избавления
от аффектов должен состоять в том, чтобы
посредством разума приобрести верные
знания и представления о своем настоящем
и будущем.
Эпикур о душе. После Аристотеля и стоиков в античной
философии начинаются заметные изменения
в понимании сущности души. Эти изменения
касаются, прежде всего, вопроса о границах
психического. Философы все больше склоняются
к тому, чтобы от общебиологических явлений
собственно психические, которые были
“слиты” в учении Аристотеля. Эта новая
точка зрения нашла наиболее полное отражение
в философско-психологических взглядах Эпикура (341 – 271 гг.до н.э.) .
Эпикур считал, что первичной реальностью
является материальный мир, независимый
от человека. Исходными элементами всего
сущего являются атомы. Атомы находятся
в вечном движении, необходимым условием
которого является пустота.
Душа - это то, что придает движение. А то,
что придает движение, не может быть само
пустотой. Следовательно, душа человека
материальна. Представляя собой тончайшее
вещество, душа распространяется по всему
телу, с которым она тесно связывается.
Без тела душа рассеивается, тело же без
души - разрушается.
Душевные атомы - воздухо-огненной природы.
Соотношение в ней огненных и воздушных
атомов определяет уровень психической
активности. Чем душа ближе к огню и чем
ее состояние суше, тем выше ее активность.
Преобладание в душе воздушных атомов
снижает душевную деятельность.
Первой формой психического являются,
по Эпикуру, не растительные функции, как
это было у Аристотеля, а ощущения и восприятия.
В них отражаются внешние предметы и их
свойства. Механизм ощущений и восприятий
описывался Эпикуром с позиций теории
истечений.
Ощущения и восприятия являются исходным
материалом, из которого образуются представления.
Без ощущений и восприятий представления
и память не возникают. Мышление заключается
в том, чтобы сравнивать между собой сохраняемые
памятью единичные и обобщенные образы
и сопоставлять их со вновь поступающими
впечатлениями. Критерием истинного знания
является совпадение мысли с реальностью,
которая с достоверностью дана в первичных
восприятиях.
В вопросе о природе эмоций и аффективных
переживаний взгляды Эпикура сходны с
представлениями Демокрита. Чувство удовольствия
и положительные эмоции связаны с удовлетворением
потребностей и равномерным движением
круглых, гладких атомов. Отрицательные
аффекты и чувство неудовольствия или
страдания возникают в том случае, если
потребности организма не удовлетворяются,
а движение атомов неравномерно, причем
сами атомы шероховаты и имеют крючкообразную
форму.
Побуждения, чувства, аффекты, переживания
рассматривались Эпикуром как ведущие
движущие силы человека. Поэтому для философа
представлялся очень важным вопрос о взаимном
соотношении у человека состояний удовольствия
и страданий. Для него удовольствие есть
приобретение спокойного расположения
духа, устранение страданий и тревог. Для
восстановления спокойствия души большое
значение имеет удовлетворение основных
естественных потребностей. Помимо этого
человек должен иметь ясное обозрение
своего прошлого, настоящего и будущего,
которое помогает ему целесообразно соотнести
страдания и удовольствия в разные периоды
его жизни.
Августин Аврелий (354-430) был крупнейшим христианским мыслителем эпохи Средневековья. Его философия представляла собой симбиоз христианских и древних доктрин, главной из которых была идеалистическая философия Платона. Предметом познания является Бог, и в то же время он выступает и в качестве причины познания, помогая находить людям правду. Душа определяется как самостоятельная субстанция, которая не является ни телесным свойством, ни видом тела. Содержанием души не является что-то материальное, и она никак не связана с биологическими функциями организма, а вмещает в себя лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и бессмертна. Человеческую сущность характеризует не
разум, но действие, так как первый имеет всего лишь пассивный характер, а второе тесно связано с активностью и волей. Познание истины о Боге может осуществляться только с помощью веры, но не разума, т. е. утверждалось преобладание веры над разумом и иррационально-волевых факторов над рационально-логическими в процессе познания.
Фома Аквинский (1225/26-1274) основал свою философскую концепцию понимания души на аристотелевском понимании пассивной материи и активной формы .Душа бессмертна, так как является субстанцией, чистой и независимой от всякой материи вообще и телесной оболочки в частности. Душа - это формирующий принцип, дающий основу всей человеческой жизни. Различаются три типа души (по аналогии с аристотелевской): вегетативная душа, отвечающая за физиологические функции и присущая растениям; сенситивная душа, присущая животным и ведающая чувственным восприятием, произвольными движениями; разумная душа, присущая только человеку, имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную способность, и вмещает две предыдущие низшие души. Источником познания считаются не божественные идеи, но опыт и чувственное восприятие индивида. Весь материал познания появляется из чувств, а интеллект, разум обрабатывает этот материал дальше.
Значение Ф.Бэкона для психологии.
Ф.Бэкон (1561 - 1626) наметил новую линию исследования души (переход от науки о душе к науке о сознании). Он призвал отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, и исключить органических функции из ее состава, и перейти к эмпирическому описанию ее процессов. Бэкон развивал идею о единой науки о человеке. Это учение он полагал состоящим из двух частей: одна рассматривает человека как такового (философия человека), вторая – в его отношении к обществу (гражданская философия). К человеку Бэкон подходит натуралистически, он выделяет науки о теле и науки о душе. Он выделял учение о личности и учение о сявзи души и тела. к решению вопросов в рамках этих направлений он подходит материалистически. Учение о душе включает науки о рациональной божественной душе (духе) и о чувствующей нерациональной, общей человеку и животным. В каждой душе Бэкон выделял свои способности (функции): для чувствующей – способность ощущения и способность выбора (стремление к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств, произвольные движения). Эти способности имеют все тела (например, они влекутся к земле).От ощущения следует отличать восприятие как функцию души, однако критериев такого различения Бэкон не дает. Способности рациональной души – память, разум, рассудок, воображение, желание (влечение), воля. Чувства считал исходным элементом познания, но не исчерпывающим. Данные чувств должны обрабатываться разумом. Развил учение о заблуждениях (идолах), обманывающих человека в силу его общей человеческой или индивидуальной природы. Выделил идолов рода, идолов пещеры. идолов площади, идолов театра. Главным орудием познания является метод. Адекватным методом является научная индукция. Ее он разработал как научную теорию. Заложил основы эмпирического изучения явлений сознания. Бэкон своим творчеством завершает этап “психология как наука о душе” и открывает новый этап – “психология как наука о сознании”. Он первым разделил душу и жизнь (“жизненность” и “Душевность”), хотя и не дал критерия их различия. Призывал отказаться от пустых изучений метафизических вопросов о сущности, бессмертии, частях и т.п. души, и перейти к непосредственному изучению психических явлений и процессов как таковых. “О достоинстве и приумножении наук” (1632). Роль орудий и вспомогательных средств (“умственных орудий”) для познания и деятельности. Анализирует состояние науки в разных областях знания на данный момент, дает их классификацию. Предлагает единую науку о человеке, частью которой является психология: философия человека рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает человека во взаимодействии с другими людьми. Человек обладает душой и телом. Тело – жилище души. ® Науки: о душе; теле (медицина, косметика...); теле и душе (учение о личности, союзе души и тела, физиогномика, взаимовлияние тела и души – психосоматика.
Учение о душе. Душа разделяется на рациональную и чувствующую. Р: божественная, м.б. только у человека; ее ф-ции – память, мышление, воля, чувства, цель – овладение ими.Ч: нерациональная, общая, м.б. и у животных; ее ф-ции – ощущение, движение. Ощ. отличается от воспр. Бэкон верит в возможность знания и познания (причем эмпирического), но признает его ограничения. Эти ограничения (ошибки, фундаментальные трудности) – призраки или идолы. 4 типа: 1) идолы рода – в самой природе человека, поскольку все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира. 2) идолы пещеры – заблуждения отдельного человека. В частности, люди любят теории, которые они счиают своими или те, к которым они привыкли. Истину же следует искать в свете опыта природы, который вечен. 3) идолы площади – возникают в силу взаимной связанности и сообщества людей. Напр., громкие и торжественные диспуты ученых часто превращаются в споры о словах. 4) идолы театра – вселились в души людей из разных догматов философии, а так же из превратных законов доказательств. Для того чтобы преодолеть или преуменьшить воздействие идолов необходимо
1) Обратиться
к опыту и эксперименту. Это
усилит познание, сделает доступным
то, что недоступно органам чувств.
Вопрос№9. Арабо-язычная наука
Древнегреческая цивилизация в условиях нараставшей социально-экономической деградации общества разрушалась. Постепенно утрачивалась большая часть добытых знаний. Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церковь, создававшая атмосферу воинственной нетерпимости ко всему "языческому". В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии. В начале VI века император Юстиниан за крыл просуществовавшую около тысячи лет Афинскую школу – последний очаг античной философии. Естественнонаучное исследование природы приостановилось. Его сменили религиозные спекуляции.
После объединения в VII веке арабских племен возникло государство, имевшее своим идеологическим оплотом новую религию – ислам. Под эгидой этой религии началось завоевательное движение арабов, завершившееся образованием Халифата, на территориях которого жили народы с древними культурными традициями. Государственным языком Халифата стал арабский. Сочинения Платона и Аристотеля, других античных мыслителей переводились на арабский язык, переписывались и распространялись по всей огромной арабской державе – от Средней Азии до Пиренейского полуострова и Африки.
Именно это стимулировало развитие науки, прежде всего физико-математической и медицинской. Астрономы, математики, химики, географы, ботаники, врачи создавали мощный культурно-научный слой, из которого выделились крупнейшие умы. Они обогатили достижения своих древних предшественников и создали предпосылки для последующего подъема философской и научной мысли на Западе, в том числе и психологической. [3]
В арабском мире господствовала мусульманская религия. Но социально-экономические запросы, потребности развивающейся культуры требовали изучения работ «неверных», что и обусловливало рост научных представлений о мире, природе и человеке.
Информация о работе Контрольная работа по "Эмпирическая психология"