Контрольная работа по "Юридической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 23:59, контрольная работа

Краткое описание

Определите возможность рецепции (заимствования) юридической психологией знаний структурной теории черт личности Р. Кеттела. Укажите, для решения каких исследовательских проблем юридической психологии целесообразно обращаться к этой теории. Приведите примеры подобного заимствования, существующие в отечественной или зарубежной юридической психологии. Опишите преимущества и недостатки, характерные для использования данных рассматриваемой теории, возникающие при решении задач юридической психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

юридическая психология 13.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

     Тенденция к политкорректности предполагает формулировку представителей типа по схеме « – тип», предполагая нефатальность поведенческих реакций, значимость волевого фактора при принятии решений и т. д. В обозначении типа были использованы понятия, демонстрирующие генетическую связь психотипа и схожей психопатической модели поведения. Акцентуированным личностям посвятили свое внимание такие исследователи, как К. Леонгардт, П. Б. Ганнушкин, А. Е. Личко.

Понятие малой  группы и социально-психологический  механизм ее сплочения:

     Феномен группы в юридической психологии вообще и в криминальной психологии в частности — один из ключевых. Это обусловлено тем, что малая группа является микросредой, в которой живет и действует личность, группа — это фактор, влияющий на проявление личностных особенностей. Не случайно групповые преступления, по сравнению с индивидуальными, имеют большую общественную опасность, так как в условиях группы психологически облегчается совершение преступления. Для понимания феномена группового взаимодействия необходимо понять психологические механизмы сплочения малых групп.

      Человеческое существо требует к себе более пристального внимания, чем то, которое ему может оказать общество. В наиболее остром виде данная проблема возникает тогда, когда несовершеннолетний вступает в тот возрастной период, когда взрослые начинают диктовать и вместо «хочу» появляется грозное «надо». Ребенок теряет чувство уверенности в своей ценности, и ему необходимо приобщение к какой-либо группе.

      Ребенок растет, и возникает конфликт поколений, когда у одной стороны при малом количестве опыта значительное количество актуальных для него потребностей, а у другой стороны нет желания/возможности их удовлетворять. Следовательно, в переходном возрасте подросток «уходит» из семьи, он ищет другую нишу, которая могла бы его защитить, у него появляются друзья, определенная точка зрения. Пребывая в детском возрасте, юноша или девушка находят подобную модель существования идеальной.

     Человеческие общности обычно сопутствуют существованию человеческой личности на всем протяжении ее жизни. Наиболее сильное влияние оказывают малые группы

       Выделяют три вида общения, доминирование которых часто определяет природную направленность малой группы:

1) Личностное (характеризуется  диспозитивностью, равенством субъектов). Ролевое поведение при личном общении в группе характеризуется тем, что оно незначительно отличается от истинного.

2) Формальное (четкое  определение прав и обязанностей участников) — не характерно для малых групп.

3) Ролевое.

     Понятие «малая группа» в психологических науках не тождественна понятию «группа» в юридических науках.

     Преступная группа — это разновидность малой группы, и при ее описании целесообразно обращать внимание на характеристики, традиционно изучаемые в социальной психологии.

     Неидеинтичность понимания природы структуры малой группы напрямую отражается в психологическом понимании структуры малой группы.

     Численный состав. Малая группа эффективно реализует потенциал ожидания ее участников, если количественный состав группы не является стрессовым фактором. В социальной психологии существует дискуссия, какое число считать минимально допустимым для эффективного существования малой группы.

     В попытке принятия общего решения в процессе общения двоих лиц, одна

из сторон всегда (осознанно или неосознанно) будет  пытаться манипулировать другой, поэтому эффективного группового взаимодействия двоих не произойдет. Третий член группы это всегда возможность принятия компромиссного решения, направленного на психологический комфорт не одного из ее участников а всех. Таким образом, мы полагаем, что нижний порог количества членов малой группы определяется числом три.

    Различные исследователи называют различную величину максимально возможного количества членов малой группы. Как правило, от 5 до 40. Большинство современных исследователей ориентируется на оптимальность семи членов группы как максимального количества участников малой группы.

     Миллеровская семерка — это количество объектов, которые человек способен воспринимать без излишнего перенапряжения ресурсов психики, бытовой уровень комфортного восприятия.

     Экспериментально установлено, что в группах с численным составом более 7 человек высок уровень критического отношения членов группы друг к другу.

     Наличие общих интересов, могут предопределить возникновение общих целей при достаточном развитии личности в группе.

     Фактор непосредственного общения. Общение в малой группе происходит на личностном уровне. Данный уровень предполагает существование достаточно высокой степени доверия. Известно, что коммуникативные процессы включают в себя вербальную и невербальную составляющие.

     Вербальное общение своей целью преследует передачу информации во всем спектре ее смыслового смысла и эмоциональной составляющей.

     Невербальное общение в рамках действия такого неосознаваемого механизма психической защиты, как проекция, ориентировано на уменьшение психического напряжения за счет передачи истинной информации неявным способом.

     Невербальное общение восстанавливает психический гомеостаз за счет своей «правдивости», но не осложняет социальные связи, в силу значительной «закодированности» передаваемой информации.

     В силу сказанного, общение в малой группе должно обладать признаком непосредственности, так как опосредованные способы связи (письма, телефон, Интернет) не могут передавать информацию на невербальном уровне, что способствует формированию у «общающихся» чувства неосознанного недоверия к воспринимаемой информации.

     Помимо малой группы, необходимо уяснить содержание понятий «группировка», «коллектив» и «общество».

     Наиболее близким к понятию малой группы является понятие группировки, в которой не имеется ограничений по численному составу. Группировка может иметь абстрактную цель и разрабатывать средства к достижению этой цели; она может включать личностное общение, а может и не включать; по своей природе группировка кратковременна. Таким образом, для группировки значим фактор цели и может отсутствовать любой фактор из факторов, присущих малой группе.

     Коллектив создается под реализацию конкретных задач.

     Общество в психологическом аспекте — понятие расплывчатое и крайне аморфное. Как правило, человек ориентируется не на общественные установки, а на установки малых групп, в которых он преимущественно существует. Хотя последнее положение, конечно, отвергалось советской наукой, постулирующей общество как основную движущую силу в процессе социализации. Но понятия «группировка», «коллектив» и «общество» не являются в чистом виде психологическими образованиями, поэтому исследовать их посредством использования психологических приемов достаточно нецелесообразно.

     Вывод:

     Человек неосознанно предполагает, что как ценностная характеристика он может обладать невысокой ценностью. Ему необходимо избавиться от неуверенности, поэтому желание быть в малой группе это своего рода инстинкт. Вступая в группу, мы как бы соглашаемся играть определенную роль в обмен на возможность в этой малой группе функционировать. Обязательным условием существования малой группы, таким образом, становится наличие иерархии групповых ролей. Каждый представитель группы, реализуя себя в рамках отдельной роли, уверен в своей полезности для группы, а следовательно, в своем праве в ней находиться. Приняв на себя определенную роль, он монолитно вписывается в группу.

     С точки зрения целесообразности использования психологических приемов, вероятно, не вполне целесообразно изучать криминальные группы, выделенные на основе таких признаков, как пол, этническая принадлежность и территориальная принадлежность. Без сомнения, эти данные о членах группы важны, но важны в плане криминологическом и криминалистическом, так как современный уровень развития знаний о человеке недостаточен для формулировки конкретных выводов и рекомендаций, проистекающих из знания о половых, этническихи территориальных особенностях членов группы.

      В пенитенциарных учреждениях с различным режимом отбывания наказания выделяется значительная группа осужденных, несущих повышенную криминогенную нагрузку, т.е. совершающих, по сравнению с другими, более тяжкие и злостные преступления, отличающихся упорным рецидивным поведением. К ним относятся осужденные с психическими девиациями эпилептоидного, шизоидного, гипертимного и паронойяльного круга. В процентном соотношении среди всех аномальных они составляют около 60%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: Прайм  ЕВРОЗНАК, 2007 – 784 с.
  2. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ: Пер.с англ./ Науч.ред. Д.А.Леонтьев.-СПб.:Речь,2002.-539с.
  3. Мейли Р. Структура личности. // Экспериментальная психология /Под ред. П. Фресс и Ж. Пиаже. – М.; Прогресс, 1975.
  4. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии.  -  М.: Владос, 2007. – 688 с.
  5. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов/Под ред. А.Г. Шмелёва. — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 535 с.
  6. Психологическая диагностика: Уч.пос./ Под ред. К.М. Гуревича,Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997.
  7. Психология личности: Словарь – справочник/Под ред.  П. Горностай, Т. Титаренко. Киев:Рута,2001.-319с.
  1. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. - М.: Мир, 2004, 2095 с.

  1. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. –М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 592 с.
  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности:основные положения, исследования и применение.  – СПб.:Питер, 2004.  -608 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"