Контрольная работа по "Юридической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:34, контрольная работа

Краткое описание

1) Психологические методы изучения личности субъекта правоприменительной деятельности. Каждой науке присущи предмет и соответствующие ему методы научного исследования, к которым предъявляются следующие требования.
Во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии и связи с окружающей средой во взаимосвязи с другими системами.
3) Мотивация преступного поведения. В основе любого поведения лежат те или иные мотивы. По мнению юристов, преступления совершаются главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских, сексуальных побуждений.

Вложенные файлы: 1 файл

юр.псих..docx

— 26.96 Кб (Скачать файл)

1)Психологические методы изучения личности субъекта правоприменительной деятельности.

Каждой науке присущи  предмет и соответствующие ему  методы научного исследования, к которым  предъявляются следующие требования.

Во-первых, изучаемое явление  должно быть исследовано в своем  развитии  и связи с окружающей средой во взаимосвязи с другими  системами.

Во вторых, научное исследование должно быть объективно. Это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.

Применительно к способам исследования психология располагает  следующими методами: метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных результатов  необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют;
  2. Составить программу наблюдения;
  3. Правильно фиксировать результаты исследования;
  4. Определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц.

 

Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь записи речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В отдельных случаях полезно применять фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применены только в рамках процессуального активно используется в самом начале исследования с целью общий ориентировки и создания рабочей гипотезы. Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем  не менее, она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения. При подготовке к беседе следует большее внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными. Вопросы, относящиеся непосредственно к личности того с кем проводиться беседа, не следует задавать в самом ее начале. Лучше, если они возникнут естественно как следствие разговора на более нейтральные по своему содержанию темы.

Анкетный метод. Этот метод  характеризуется однородностью  вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения  количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статической обработке  и анализу, в области юридической  психологии анкетный метод получил  распространении при исследовании механизма образования преступного  умысла. В настоящее время анкетный метод начал применятся практическими  работниками для исследования некоторых  аспектов причин преступности. Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения». Главное достоинство этого метода - его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Биографический метод. Основное назначение данного метода состоит  в сборе сведений о фактах и  событиях, имеющих социально-психологическое  значение в жизни человека, с момента  его рождения и до того периода, который  интересует следователя, суд. В ходе допросов свидетелей, хорошо знающих данного субъекта, во время бесед с ним выясняются сведения о его родителях, социальной среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, о его учебе, работе, интересах, склонностях, перенесенных заболеваниях, травмах характере. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, характеристики из школы, с места работы, личное дело, письма, дневники, и т.д.…

Метод эксперимента. При  использовании этого метода экспериментатор  изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешний ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент в основном распространен в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы, к недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использовании техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличии протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента. В целом системный подход в сочетании  с различными методами психологии и  юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.

3) Мотивация преступного поведения.

В основе любого поведения  лежат те или иные мотивы. По мнению юристов, преступления совершаются  главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских, сексуальных  побуждений. Мотив в психологии определяется как предмет потребности, ее конкретизация. Именно потребности определяют направленность мотивов. Взаимодействуя между собой, мотивы усиливают друг друга, вступают в конфликты, результатом которых  может быть и преступное поведение  тоже. Ведущие мотивы (не единственный мотив) придают личностный смысл  поведению. Например, в основе хищений  могут лежать не только корыстные  мотивы, но и мотивы самоутверждения. По результатам многочисленных исследований можно выделить следующие главные  мотивы антисоциальной деятельности;

-мотивы самоутверждения;

-защитные мотивы;

-замещающие мотивы;

-игровые мотивы;

-мотивы самооправдания:

Мотивы самоутверждения

Потребность в самоутверждение  проявляется в стремление человека утвердить себя в социальном, социально-психологическом  и индивидуальном плане (мотив самоутверждения). Чаще всего человек не осознает этот процесс. Расхитители престижного  типа, например, стремятся достичь  определенного социального статуса  или же сохранить его любым  путем, в том числе и преступным. Если это становиться для них невозможным, то воспринимать неудачу они будут как жизненную катастрофу.

Самоутверждение - наиболее распространенный мотив при совершении изнасилований. Переживание собственной неполноценности, ущербности как мужчины фиксируют его на фрустрирующем объекте (женщина вообще). Желание избавиться от зависимости и, в тоже время, утвердиться в мужской роли может подтолкнуть такое лицо на совершение преступления, изнасилование. Наиболее опасны серийные сексуальные убийства, в основе которых лежат следующие мотивы.

-Сексуальные посягательства на женщин, сопровождаемые особой жестокости, за которой стоит необходимость избавиться от психологической зависимости, от женщины как абстрактного образа, обладающего большой силой.

-Социальное или биологическое отвержение (действительное или мнимое) женщиной порождает у лица страх потерять свой социальный и биологический статус. Полностью господствуя над жертвой, преступник само утверждается.

-Нападение на подростков и, особенно, на детей нередко объясняется бессознательными мотивами снятия и вымещения тяжких психотравмирующих переживаний детства, связанных с эмоциональным неприятием родителями, с унижениями по их вине. Здесь жертва также выступает в качестве символа, и преступник уничтожает этот образ, пытаясь таким образом освободиться от постоянных мучительных переживаний. В данном случае проявляется мотив вымещения.

-Получение сексуального  удовлетворения и даже оргазма  при виде мучений и агонии  жертвы. Это сугубо садистская  мотивация.

 

Защитная мотивация

Значительное число убийств, считают многие исследователи, имеет  субъективный, как правило неосознанный смысл защиты от внешней угрозы, которой в действительности может и не быть (защитные мотивы). В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение упреждающих агрессивных действий.

Ю.М. Антонян приводит следующий  пример.

О., ещё, будучи подростком, часто совершал хулиганские действия и избивал своих сверстников, если ему казалось, что они хоть как-то ему угрожают. Был постоянно готов к отпору и для этого всегда с собой носил нож. Уже после службы в армии ударил на работе кулаком мастера, который якобы оскорбил его. В другой раз, он подойдя к группе мужчин, ударил одного из них ножом сзади (но лишь порезал костюм)- ему показалось, что они говорили о нем плохо. Через год, увидев у входа в клуб группу подростков, подошел к ним и ударил парня ножом в сердце, от чего тот на месте скончался. О., объяснил свои действия следующим образом: «Он меня обругал, а я ни от кого не потерплю такого». Интересно, О., по его же словам, убил не того, кто его оскорбил, а другого, рядом с ним стоявшего. Это говорит о том, что ему важно было реализовать свою готовность к нападению, а оскорбления были лишь поводом для вымещения защитной агрессивности.

Мотивы замещения

Суть насильственных преступлений по механизму замещающих действий состоит  в том, что если первоначальная цель становиться по каким- либо причинам недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой, более доступной (мотивы замещения). Благодаря «замещающим» действиям происходит разрядка (снятие) нервно- психического напряжения в состоянии фрустрации.

 «Замещение» действий, т.е. смещение в объекте нападения, может происходить разными путями:

-Путем «генерализации»  или «растекания» поведения, когда  насильственные побуждения направлены  не только против лиц, являющихся  источником фрустрации, но и против  их родственников, знакомых и  т. д.

-Путем эмоционального  переноса. Например, подросток, ненавидящий отчима, портит его вещи.

-Агрессия при «заменяющих»  действиях направляется против  неодушевленных предметов или  посторонних лиц, подвернувшихся  под руку. Это так называемая  респондентная агрессия, наиболее  опасная, поскольку ее объектом  часто выступают беззащитные  люди.

-Автоагрессия, т. е. обращение  агрессии на самого себя. Не  имея возможности «выплеснуть»  свою враждебность вовне, человек  начинает распекать себя, и не  редко причиняет себе различные  повреждения.

Игровые мотивы

К числу основных мотивов  преступного поведения относится  игровой. К представителям преступников- игроков принадлежат те, кто совершает преступления не только ради материальной выгоды, но ради игры, доставляющей острые ощущения. Игровые мотивы часто встрнечаются в преступных действиях воров- карманников и не редко тех, кто совершает кражи из квартир, магазинов и других помещений. Эти мотивы ярко проявляются в мошенничестве, где осуществляется интеллектуальное противоборство, состязание в ловкости, сообразительности, умении максимально использовать благоприятные обстоятельства и быстро принимать решения. Карточные шулера ведут как бы двойную игру- и по правилам, и обманывая, получая тем самым максимальные переживания от риска.

Исследователи выделили среди преступников - игроков два типа личности и, соответственно, два типа подобной мотивации:

  1. Игровой активный;
  2. Игровой демонстративный.  

Представители игрового активного типа отличаются способностью к длительной активности и импульсивностью. Они испытывают постоянное влечение к острым ощущениям, что толкает их на поиск возбуждающих рискованных ситуаций. Экстраверты, они нуждаются во внешней стимуляции, чрезвычайно общительны, контакты. Пускаясь на самые отчаянные авантюры, не испытывают страха перед возможным разоблачением и не думают о последствиях. «Играя» с законом и соучастниками, они рискуют свободой и угрозой расправы со стороны сообщников, поскольку основным мотивом их поведения является получение острых ощущений.

Игровой демонстративный  тип личности характеризуется стремлением произвести сильное впечатление на окружающих, занять лидирующее положение в преступной группе. Обладая артистическими способностями, пластичным поведением, они легко приспосабливаются к изменяющейся ситуации, что помогает им совершать преступление.

Мотив самооправдания

Универсальным мотивом преступного  поведения является мотив самооправдания - отрицание вины и, как следствие, отсутствие раскаяния за содеянное.

Мотивы самооправдания преступного  поведения проявляются в:

-искаженном представлении о криминальной ситуации, в которой избирательно преувеличивается значение одних элементов и преуменьшается роль других, в результате чего возникает иллюзия необязательности применения уголовного наказания;

-исключении ответственности за возникновение криминальной ситуации, которая понимается как роковое стечение обстоятельств;

-изображении себя жертвой принуждения, вероломства, коварства и обмана других лиц либо собственных ошибок и заблуждений, которые и привели к противоправным действиям;

-убеждении в формальности нарушаемых норм, обыденности подобных действий, в силу чего они расцениваются как допустимые;

-отрицании жертвы преступления и предмета преступного посягательства и тем самым игнорировании вредных последствий и общественной опасности деяния;

-умалении и приукрашивании своей роли в совершенном преступлении;

-облагораживании истинных мотивов своих действий, в результате чего они представляются извинительными и даже правомерными (защита справедливости и т.д.);

-рассмотрении себя в качестве жертвы ненормальных условий жизни, среды, которые как бы неизбежно толкнули на совершение преступления;

-гипертрофии собственных  личностных качеств, утверждении  своей исключительности, ставящей  лицо, по его мнению, выше закона.  

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"