Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:34, контрольная работа
1) Психологические методы изучения личности субъекта правоприменительной деятельности. Каждой науке присущи предмет и соответствующие ему методы научного исследования, к которым предъявляются следующие требования.
Во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии и связи с окружающей средой во взаимосвязи с другими системами.
3) Мотивация преступного поведения. В основе любого поведения лежат те или иные мотивы. По мнению юристов, преступления совершаются главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских, сексуальных побуждений.
1)Психологические методы изучения личности субъекта правоприменительной деятельности.
Каждой науке присущи предмет и соответствующие ему методы научного исследования, к которым предъявляются следующие требования.
Во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии и связи с окружающей средой во взаимосвязи с другими системами.
Во вторых, научное исследование должно быть объективно. Это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.
Применительно к способам
исследования психология располагает
следующими методами: метод наблюдения.
Ценность его заключается в том,
что в процессе исследования не нарушается
обычный ход деятельности человека.
Для получения объективных
Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь записи речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В отдельных случаях полезно применять фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применены только в рамках процессуального активно используется в самом начале исследования с целью общий ориентировки и создания рабочей гипотезы. Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее, она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения. При подготовке к беседе следует большее внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными. Вопросы, относящиеся непосредственно к личности того с кем проводиться беседа, не следует задавать в самом ее начале. Лучше, если они возникнут естественно как следствие разговора на более нейтральные по своему содержанию темы.
Анкетный метод. Этот метод
характеризуется однородностью
вопросов, которые задаются относительно
большой группе лиц для получения
количественного материала об интересующих
исследователя фактах. Этот материал
подвергается статической обработке
и анализу, в области юридической
психологии анкетный метод получил
распространении при
Биографический метод. Основное
назначение данного метода состоит
в сборе сведений о фактах и
событиях, имеющих социально-
Метод эксперимента. При
использовании этого метода экспериментатор
изучает зависимость
3) Мотивация преступного поведения.
В основе любого поведения лежат те или иные мотивы. По мнению юристов, преступления совершаются главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских, сексуальных побуждений. Мотив в психологии определяется как предмет потребности, ее конкретизация. Именно потребности определяют направленность мотивов. Взаимодействуя между собой, мотивы усиливают друг друга, вступают в конфликты, результатом которых может быть и преступное поведение тоже. Ведущие мотивы (не единственный мотив) придают личностный смысл поведению. Например, в основе хищений могут лежать не только корыстные мотивы, но и мотивы самоутверждения. По результатам многочисленных исследований можно выделить следующие главные мотивы антисоциальной деятельности;
-мотивы самоутверждения;
-защитные мотивы;
-замещающие мотивы;
-игровые мотивы;
-мотивы самооправдания:
Мотивы самоутверждения
Потребность в самоутверждение
проявляется в стремление человека
утвердить себя в социальном, социально-психологическом
и индивидуальном плане (мотив самоутверждения).
Чаще всего человек не осознает этот
процесс. Расхитители престижного
типа, например, стремятся достичь
определенного социального
Самоутверждение - наиболее распространенный мотив при совершении изнасилований. Переживание собственной неполноценности, ущербности как мужчины фиксируют его на фрустрирующем объекте (женщина вообще). Желание избавиться от зависимости и, в тоже время, утвердиться в мужской роли может подтолкнуть такое лицо на совершение преступления, изнасилование. Наиболее опасны серийные сексуальные убийства, в основе которых лежат следующие мотивы.
-Сексуальные посягательства на женщин, сопровождаемые особой жестокости, за которой стоит необходимость избавиться от психологической зависимости, от женщины как абстрактного образа, обладающего большой силой.
-Социальное или биологическое отвержение (действительное или мнимое) женщиной порождает у лица страх потерять свой социальный и биологический статус. Полностью господствуя над жертвой, преступник само утверждается.
-Нападение на подростков и, особенно, на детей нередко объясняется бессознательными мотивами снятия и вымещения тяжких психотравмирующих переживаний детства, связанных с эмоциональным неприятием родителями, с унижениями по их вине. Здесь жертва также выступает в качестве символа, и преступник уничтожает этот образ, пытаясь таким образом освободиться от постоянных мучительных переживаний. В данном случае проявляется мотив вымещения.
-Получение сексуального удовлетворения и даже оргазма при виде мучений и агонии жертвы. Это сугубо садистская мотивация.
Защитная мотивация
Значительное число убийств, считают многие исследователи, имеет субъективный, как правило неосознанный смысл защиты от внешней угрозы, которой в действительности может и не быть (защитные мотивы). В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение упреждающих агрессивных действий.
Ю.М. Антонян приводит следующий пример.
О., ещё, будучи подростком, часто совершал хулиганские действия и избивал своих сверстников, если ему казалось, что они хоть как-то ему угрожают. Был постоянно готов к отпору и для этого всегда с собой носил нож. Уже после службы в армии ударил на работе кулаком мастера, который якобы оскорбил его. В другой раз, он подойдя к группе мужчин, ударил одного из них ножом сзади (но лишь порезал костюм)- ему показалось, что они говорили о нем плохо. Через год, увидев у входа в клуб группу подростков, подошел к ним и ударил парня ножом в сердце, от чего тот на месте скончался. О., объяснил свои действия следующим образом: «Он меня обругал, а я ни от кого не потерплю такого». Интересно, О., по его же словам, убил не того, кто его оскорбил, а другого, рядом с ним стоявшего. Это говорит о том, что ему важно было реализовать свою готовность к нападению, а оскорбления были лишь поводом для вымещения защитной агрессивности.
Мотивы замещения
Суть насильственных преступлений по механизму замещающих действий состоит в том, что если первоначальная цель становиться по каким- либо причинам недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой, более доступной (мотивы замещения). Благодаря «замещающим» действиям происходит разрядка (снятие) нервно- психического напряжения в состоянии фрустрации.
«Замещение» действий, т.е. смещение в объекте нападения, может происходить разными путями:
-Путем «генерализации»
или «растекания» поведения,
-Путем эмоционального переноса. Например, подросток, ненавидящий отчима, портит его вещи.
-Агрессия при «заменяющих»
действиях направляется против
неодушевленных предметов или
посторонних лиц,
-Автоагрессия, т. е. обращение
агрессии на самого себя. Не
имея возможности «выплеснуть»
свою враждебность вовне,
Игровые мотивы
К числу основных мотивов
преступного поведения
Исследователи выделили среди преступников - игроков два типа личности и, соответственно, два типа подобной мотивации:
Представители игрового активного типа отличаются способностью к длительной активности и импульсивностью. Они испытывают постоянное влечение к острым ощущениям, что толкает их на поиск возбуждающих рискованных ситуаций. Экстраверты, они нуждаются во внешней стимуляции, чрезвычайно общительны, контакты. Пускаясь на самые отчаянные авантюры, не испытывают страха перед возможным разоблачением и не думают о последствиях. «Играя» с законом и соучастниками, они рискуют свободой и угрозой расправы со стороны сообщников, поскольку основным мотивом их поведения является получение острых ощущений.
Игровой демонстративный тип личности характеризуется стремлением произвести сильное впечатление на окружающих, занять лидирующее положение в преступной группе. Обладая артистическими способностями, пластичным поведением, они легко приспосабливаются к изменяющейся ситуации, что помогает им совершать преступление.
Мотив самооправдания
Универсальным мотивом преступного поведения является мотив самооправдания - отрицание вины и, как следствие, отсутствие раскаяния за содеянное.
Мотивы самооправдания преступного поведения проявляются в:
-искаженном представлении о криминальной ситуации, в которой избирательно преувеличивается значение одних элементов и преуменьшается роль других, в результате чего возникает иллюзия необязательности применения уголовного наказания;
-исключении ответственности за возникновение криминальной ситуации, которая понимается как роковое стечение обстоятельств;
-изображении себя жертвой принуждения, вероломства, коварства и обмана других лиц либо собственных ошибок и заблуждений, которые и привели к противоправным действиям;
-убеждении в формальности нарушаемых норм, обыденности подобных действий, в силу чего они расцениваются как допустимые;
-отрицании жертвы преступления и предмета преступного посягательства и тем самым игнорировании вредных последствий и общественной опасности деяния;
-умалении и приукрашивании своей роли в совершенном преступлении;
-облагораживании истинных мотивов своих действий, в результате чего они представляются извинительными и даже правомерными (защита справедливости и т.д.);
-рассмотрении себя в качестве жертвы ненормальных условий жизни, среды, которые как бы неизбежно толкнули на совершение преступления;
-гипертрофии собственных
личностных качеств,
Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"