Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 20:01, контрольная работа
1. Аффект. Диагностические признаки аффекта.
2.Факторы, влияющие на формирование показаний свидетеля и потерпевшего
1) Аффект. Диагностические признаки аффекта………………...…………………3
2)Факторы, влияющие на формирование показаний свидетеля и потерпевшего………………………………………………………….....………..11
Список использованной литературы……………………..………………………..16
Традиционно выделяют три этапа:
1) Возникновение своеобразного эмоционального отклика на противоправные или аморальные действия, при котором происходит резкая дезорганизация психической деятельности человека, происходит нарушение его ориентирования в окружающей действительности
2) Аффективный взрыв: с биологической точки зрения является процессом реагирования. Комплекс сильнейшего чувственного тона, требующий немедленного реагирования. Волевые расстройства: усиливающееся побуждение преобладает над тормозящим аппаратом (утрата самообладания). Утрачивается ясность поля сознания, снижается его порог. Поведение: агрессивный или пассивный характер.
3) Изживание аффекта: истощение психических и физических сил. Отсроченные воспоминания о событиях нарушаются.
Способы выявления аффекта
Выявление аффекта возможно вследствие сохранения аффективного следа. Задача диагностики - установить само наличие следа аффекта, понять содержание ситуации, в которой произошел аффект.
1) Метод свободных ассоциаций (из классического психоанализа).
Инструкция: давать любые возможные ассоциации на значимые ключевые слова. Детали и свойства аффектогенной ситуации выделяют заранее. Их помещают в список вместе с нейтральными словами. Аффект нарушает нормальное течение ассоциаций. Словесный раздражитель может провоцировать связанные с ним аффективные состояния. Значимые для испытуемого слова выдают себя особыми реакциями. Таким признаком будет нестандартная, низкочастотная ассоциация (по сравнению со стандартными значениями), торможение ответа, признаки возбуждения, многословие, примитивность. Дело даже не в том, что испытуемый старается скрыть аффект. Он амбивалентен, это попытка одновременно раскрыться, и по значимым словам дать обнаружить себя, с другой стороны - речевая защита от повторного переживания аффекта. Испытуемый может приспособиться и, давая стандартные асссоциации, скрыть дефект в речи.
2) Методика сопряженных моторных реакций.
Если аффект не проявляется в речи, задержан, замаскирован, то он должен проявиться в других сопряженных реакциях - одновременно с произнесением ассоциаций испытуемый должен сжимать резиновую грушу (нажимать на кнопку). Задержанный в речи аффект разрушает другую реакцию - двигательная задержка, тремор, отсутствие движений. Само количество мелких движений (тремор) - количество возможных ассоциаций, которые отверг испытуемый. Ограничения метода: юридический − даже обнаруженный аффективный след не должен иметь значение т.к. не обязательно связан с совершенным преступлением, или другой объективной причиной. Его может вызвать косвенная субъективная причина.
В Уголовном кодексе РФ содержатся две статьи, предусматривающие ответственность за совершение преступления в состоянии аффекта: совершение убийства (ст. 107) и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст.113). Нахождение лица в состоянии аффекта − обстоятельство, подлежащее доказыванию (ст. 73 УПК РФ)
В связи с вышесказанным, хотелось бы резюмировать, что сотрудник правоохранительных органов, адвокат при работе по делам о преступлениях, совершенных в состоянии аффекта, может и должен обладать дополнительными познаниями не только в области права, но и в области, лежащей на первый взгляд далеко за рамками права − в области психологии. Именно поэтому он должен постоянно следить за работами по психологии, и, в частности, за различиями в точках зрения по вопросам, связанным с состоянием аффекта.
2. Факторы, влияющие на формирование показаний свидетеля и потерпевшего
В следственной практике важное место занимает тактика допроса, поскольку является одним из сложных, но одновременно результативных и распространённых следственных действий, позволяющих получить необходимые показания свидетелей, потерпевших и обвиняемых. Знание и грамотное применение тактики допроса - залог успеха в следственной работе. Допрос представляет собой получение в соответствии с установленной законом процедурой от допрашиваемого лица сведений о существенных обстоятельствах дела путем постановки перед ним задачи на воспроизведение и передачу информации в устной форме7. Из отдельных разновидностей допроса самым распространенным является допрос свидетелей и потерпевших. Любое лицо, которое способно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания, может быть свидетелем, за исключением защитника обвиняемого, который не может быть допрошен об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника.
Свидетелем может быть как человек, непосредственно воспринимавший событие преступления или другие обстоятельства, имеющие значение для дела, так и тот, кому стало известно об этом со слов других лиц или из документов, а также из других источников. Потерпевшим является лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Он так же, как свидетель, может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию, а также о своих взаимоотношениях с обвиняемым.
Показания свидетелей и потерпевших это есть исходящая от них информация о фактах, которые имеют значение для дела. В связи с этим, в психологии свидетельских показаний рассматриваются пути прохождения этой информации от источников получения ее свидетелем до передачи ее лицу, ведущему расследование и закрепления в установленной процессуальным законом форме.
Для того чтобы оценить показания свидетеля и потерпевшего, с точки зрения объективной достоверности, необходимо проследить стадии формирования показания свидетеля и выяснить объективные и субъективные факторы, влияющие на эти стадии.
Основные стадии формирования показаний:
1) Восприятие и запоминание лицом, которое может быть вызвано и допрошено в качестве свидетеля, фактов, имеющих значение для дела.
2) Сохранение в памяти таким лицом воспринятых и запомненных фактов.
3) Воспроизведение на допросе сохраненных в памяти фактов.
Стадия восприятия.
В качестве объективных факторов, влияющих на формирование показаний, выступает внешняя обстановка восприятия свидетелем и потерпевшим факта:
− расстояние до объекта наблюдения.
− время восприятия свидетелем интересующего следствие события;
− метеорологические условия (туман, солнце, дождь, снег);
− условия освещения наблюдаемого объекта;
− сила раздражителя воспринимаемого объекта (резкий скрип тормозов, яркость света от загоревшегося в темноте источника и др);
− объем полученной информации (крушение поезда, массовые беспорядки).
Вышеперечисленные объективные условия восприятия в одних случаях могут играть положительную роль, в других отрицательную8.
На полноту и точность восприятия свидетелей и потерпевших немаловажное значение оказывает и целый ряд субъективных факторов. К субъективным факторам необходимо отнести личностные свойства самого свидетеля:
− состояние органов чувств (дефекты органов чувств допрашиваемого, нормальное или болезненное состояние органов чувств, состояние утомления. Слепота, глухота, или их частичное проявление, отсутствие одного глаза, элементы дальтонизма значительно снижают возможности восприятия фактора или явления. Состояние утомления особенно необходимо учитывать при расследовании автодорожных происшествий);
− эмоциональное состояние (В состоянии тоски, горя, раздражения и т. д. человек может почти не обращать внимание на окружающую действительность, поскольку его органы чувств в этот момент оказываются в значительной степени заторможенными. Следует также отметить, что сильный испуг, нервное потрясение, возбуждение или волнение также резко снижают способность к объективному и полному восприятию события. Так, при грабежах, разбое, изнасиловании потерпевший от сильного испуга склонен преувеличивать угрожавшую ему опасность, что сказывается на объективности его показаний);
− состояние алкогольного опьянения (существенно искажает оценку свидетелем или потерпевшим ситуации, события или факта);
− направленность внимания (адекватная направленность внимания в момент восприятия события или акта, положительно сказывается на полноте показаний допрашиваемого. Если внимание человека ничем другим не отвлекается, то детали события воспринимаются и фиксируются полнее и лучше. Направленность внимания дает большой результат в восприятии деталей события, если она будет сопровождаться личной или профессиональной заинтересованностью. И наоборот, если допрашиваемый не обратил внимание на происходящее событие, не заинтересовался им, проявил равнодушие, то восприятие им данного события будет далеко не полным и неточным);
− профессиональные навыки (способствуют тому, что водитель автотранспорта автоматически определяет марку и скорость автомобиля, а по шуму мотора, и отдельные его неполадки. Портной или продавец готового платья может в своих показаниях описать такие мелкие детали платья или костюма, которые остаются незамеченными другими свидетелями. Человек гораздо полнее воспринимает объект или оценивает событие, если оно затрагивает его профессию).
Вторая стадия - это сохранение в памяти воспринятого факта. Объективным условием сохранения в памяти воспринятого факта является время, которое проходит с момента восприятия до момента воспроизведения. Воспоминания могут бледнеть и вовсе стираться под влиянием напряженной умственной работы, большого количества интересных событий и обилия новых восприятий и т. д. Вот почему промедление с допросом свидетелей и потерпевших нежелательно: чем больше время, отделяющее показания от фактов, которые в них освещаются, тем более вероятны ошибки. Временное снижение памяти может быть также обусловлено психологическими и даже физическими факторами. Длительность сохранения информации зависит от индивидуальных и возрастных особенностей, от преимущественного запечатления зрительного, звукового, цифрового или какого-либо иного материала, что в значительной степени обуславливается интересами и профессиональной деятельностью.
Субъективными факторами, влияющими на эту стадию формирования показания являются свойства памяти свидетеля, значимость факта для воспринимавшего. Следует помнить, что при восприятии внимание свидетеля концентрируется на смысле происходящего, а чувственная основа, как правило, отодвигается на второй план. Поэтому, при воспроизведении свидетель вспоминает лишь значение события, а исходные данные остаются в глубине его памяти. Вот почему свидетель на допросе далеко не все воспроизводит из того, что помнит. Он полагает, что для освещения вопроса, который поставлен перед ним следователем, вполне достаточно сообщить сой вывод, рассказать о смысле воспринятого. Значительную часть информации он не передает, поскольку считает ее несущественной. Поэтому необходимо всегда побуждать свидетеля к исчерпывающему воспроизведению всего, что может относиться к исследуемому явлению или иметь значение для проверки и оценки показаний9.
Очень часто эмоции, которые свидетель испытывает в связи с допросом, отрицательно влияют на его память и мешают вспомнить факты, которые в другой обстановке вспоминаются им без особого труда. Поэтому нужно сделать так, чтобы свидетель при допросе не испытывал волнения (создать соответствующую обстановку). Если у следователя появятся основания полагать, что волнение помешало свидетелю вспомнить что-либо существенное, то следует через некоторое время произвести повторный допрос.
Третья стадия - воспроизведения. Полнота и точность воспроизведения сообщаемых сведений зависит от объективного фактора - обстановки допроса. И от субъективных факторов от уровня владения устной и письменной речи, богатства языка.
Однако стоит отметить, что имеется существенная разница между предметом допроса свидетеля и потерпевшего, а также условиями, при которых тот и другой воспринимали событие преступления. Показания потерпевшего отличаются от свидетельских и по процессуальной природе: они не только источник доказательств, но и средство защиты его интересов. При оценке показаний потерпевшего, с точки зрения достоверности, необходимо помнить, что потерпевший - это тоже свидетель только заинтересованный в исходе дела. Как показывает практика, потерпевшие начинают преувеличивать тот ущерб, который им причинен преступлением, особенно это характерно для стадии судебного разбирательства. Объясняется это тем, что ознакомившись с материалами дела по окончании предварительного расследования потерпевшие очень часто считают, что сухие слова процессуальных документов не передают того эмоционального состояния, страданий и боли, которые они испытали в связи с совершением преступления.
Отношение потерпевшего к установлению истины может быть весьма различным. В одних случаях он заинтересован в раскрытии истины, в других -ему безразлично, будет ли по делу установлена истина, в-третьих - он заинтересован в том, чтобы воспрепятствовать раскрытию преступления и изобличению преступника, т. е. установлению истины, и, наконец, в-четвертых - он заинтересован в доказывании обстоятельств, заведомо не имевших места в действительности, что также является формой воспрепятствования раскрытию истины. Интересы потерпевшего полностью соответствуют задаче установления истины в тех случаях, когда потерпевший заинтересован в раскрытии преступления и изобличении его подлинного виновника. Установление следователем психологического контакта с допрашиваемым, как ранее отмечалось, является необходимой предпосылкой достижения цели допроса.
В заключение можно сделать вывод о том, показания потерпевшего и свидетеля играют большую роль в работе органов правосудия. В связи с чем необходимо проведение изучения личности допрашиваемого на предварительном следствии в целях получения от него достоверных показаний.
Показания допрашиваемого зависят от многих субъективных и объективных факторов. Знание психологических закономерностей процесса формирования показаний и их особенностей у потерпевшего, изучение мотивации последнего помогает следователю избрать нужные тактические приемы для получения достоверных сведений.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Психология"