Контрольная работа по дисциплине Психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:59, контрольная работа

Краткое описание

Длительное время в марксистской литературе указанные понятия «человек», «индивид», «личность» почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности - их резкому разграничению и противопоставлению.

Содержание

1. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». 3
2. Раскройте понятие структуры личности. 10
3. Практическое задание. 13
Список литературы. 14

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р..docx

— 35.96 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО

Финансовый университет  при Правительстве 

Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Психология.

Вариант №13.

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка Нурмухаметова Альбина

Фидаилевна

Курс  2      № группы 2БЭВ

Личное дело № 11ФЛБ01203

Преподаватель: Валеева З.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2012

Оглавление

 

1. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». 3

2. Раскройте понятие структуры личности. 10

3. Практическое задание. 13

Список литературы. 14

 

 

  1. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».

 

Длительное  время в марксистской литературе указанные понятия «человек», «индивид», «личность»  почти не различались  и употреблялись как нечто  взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия  однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности - их резкому разграничению и противопоставлению.

Наиболее  общим, родовым понятием является человек. Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или - точнее - субъект данных общественных отношений  и тем самым общемирового исторического  и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных  качеств, получивших отражение в  определении человека как целостной  многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Индивид - это единичный представитель  человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек - безотносительно  к его реальным антропологическим  и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но он не есть еще  человеческая индивидуальность. Индивид  становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и  приобретает относительную самостоятельность  своего бытия в обществе, становится личностью.

 Существуют  различные определения понятия  «личность».

1-я группа: общечеловеческий подход, из которого  выходят разные конкретные науки,  например определение К. Маркса: «Личность есть совокупность  всех общественных отношений».

2-ой подход: отраслевой, в котором исходят  из предмета той или иной  науки, например социальные науки определяют Личность, как качество субъекта.

3-ий подход: конкретные концептуальные авторские  определения в рамках одной  науки, но разные по-своему  содержанию.

Личность  — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально  обусловленных психологических  характеристик, которые проявляются  в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для  него самого и окружающих (Маклаков А.Г.)

Личность, с одной стороны, обозначает конкретного  индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» (И.С. Кон).

Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных  деятельностях (Леонтьев). Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического  и развития человека в онтогенезе (Леонтьев).

Личность - совокупность внутренних условий, через  которые преломляются все внешние  воздействия (Рубинштейн).

Личность - общественный индивид, объект и субъект  социальных отношений и исторического  процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).

Личность - субъект общественного поведения  и коммуникации (Б.Г. Ананьев).

Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное  к трудовой деятельности (А.В. Петровский).

Личность - человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

Личность - это интегральное понятие, характеризующее  человека в качестве объекта и  субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое (Б.Д. Парыгин).

Важнейшим аспектом проблемы человека предстает формирование его как активной личности, духовно богатой и гармонично развитой. Вопросы о том, что такое человеческая личность, каковы перспективы ее становления и воспитания в современном мире, остро дискуссионные. В русской религиозной философии господствовало убеждение, что суть личности может быть раскрыта только через ее отношение к Богу. Н. Бердяев считал, что без Бога свобода вырождается в своеволие и становится источником зла в человеке и в обществе. Отказываясь от Бога, полагал Д. Мережковский, человек неминуемо отказывается от своей собственной абсолютной божественной личности. В западной философии в трактовке личности наиболее рельефно представлены две противоположные позиции (если оставить в стороне религиозную точку зрения): биологизаторски-индивидуалистическая и структура - диетическая. Представители первой отрицают социальную обусловленность личности, объясняя ее исключительно действием наследственности и нейрофизиологических структур организма. Приверженцы же структуралистического воззрения, признавая социальную обусловленность личности, сводят по существу социум к неким безличным неизменным структурам общества и человеческого духа. Односторонне противопоставляя общество и индивида, некоторые философы на Западе рассматривают современную эпоху как слепое «восстание массы», подавляющей самостоятельность и уникальность человеческой личности, превращающей людей, по словам К. Ясперса, в муравьев. Неудивительно, что, оценивая столь же негативно массовые действия как засилье людских миллионов на заводах, в шеренгах и на площадях, Тейяр де Шарден призывает отвести подобающее место личности и силам персонализации.

Понятие личности, конечно, связано с понятием индивида. Но если понятие индивида отражает целостность конкретного человеческого субъекта с момента рождения, то личность у новорожденного пребывает только в возможности, связанной с будущей деятельностью воспитателей: родителей, учителей, коллективов, общества в целом. Поэтому правильно говорится, что личностью не рождаются, а становятся. Личность - всецело продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Она непосредственно реализуется в социальном статусе и социальных ролях индивида, в его социально-значимых поступках и мотивах, побуждениях и т.д. Личность не только продукт и объект общества, но обязательно - субъект, воздействующий своей активной деятельностью на окружающую его среду. И чем больше это воздействие, тем заметнее он проявляет себя как личность. Следовательно, нельзя сводить личность только к сознанию человека, его мыслям и мотивам. Личность как активно действующий субъект налагает свою печать на все окружающее.

Исходным для материалистического  представления о личности является тезис Маркса, что как социальное качество человека личность есть совокупность общественных отношений. Впрочем, уникальность и индивидуальная неповторимость личности каждого человека детерминированы не только социально. Человек, будучи частичкой, субъектом общества, одновременно неразрывно связан с природой. Своей плотью и мозгом он принадлежит ей, находится внутри нее. Личность интегрирует в себе не только всю гамму общественных отношений, в которых она функционирует и развивается, но и испытывает на себе воздействие генетических структур организма. Личность суть единство органического и социального бытия. Основа личности таится в том особом иерархическом строении различных видов деятельности, которые возникают на определенном этапе связей человека с миром. Только через актуализацию своих отношений с обществом, с многообразием различных человеческих общностей формируется и получает развитие человеческая личность. В коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков.

Личность проявляется через  такие свои атрибутивные свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность, направленность и неповторимость (уникальность), характер и темперамент и т.д. В этих сущностных свойствах личности отражается ее социальная и вместе с тем конкретно-историческая природа.

Личность не есть хаотичная совокупность отношений, свойств и т.д. Она представляет относительно устойчивую целостность составляющих ее компонентов и элементов - структуру, которая отражает структуру деятельности и основных отношений индивида с окружающим миром. Выражением структурности личности является наше Я, в котором как бы интегрируются и приобретают определенную устойчивость и целостность все связи и отношения индивида с его окружением, с социальным бытием. В соответствии с современным пониманием человека как биопсихологического существа в структуре личности различают три уровня деятельности нашего Я. Так называемая биономно-социальная концепция организма личности представляет ее структуру как соотношение жизненно-витальных потребностей и проявлений нашего Я (включающих в себя наряду с биологическими потребностями и социабельные - деятельность, общение, познание); аксиологических - системы ценностей и ориентации; рефлексивных - самосознание, связывающее витально-жизненный и аксиологический уровни личности в целостное единство ее характера, направленности, темперамента, сознания, воли и т.д. Решающим для деятельности личности является установление определенной связи между системой ее ценностных ориентации и системой основных жизненных функций.

Ядром личности выступают ценностно-мировоззренческие установки, которые складываются в процессе воспитания и жизненного опыта индивида. Вместе с тем свойственная человеку как разумному существу свобода воли позволяет ему осуществить сознательный выбор среди различных альтернатив и возможностей. Благодаря этому человек способен подняться над соответствующими условиями, детерминирующими направленность его личности, и, преодолев себя, изменить характер своих социальных действий. Естественно, такой акт свободы личности может быть продуктивным и творческим, если он будет дополняться осознанием ответственности, т.е. пониманием и учетом следствий своей деятельности. Значит, подлинная свобода имеет свои границы в неотделимой от нее ответственности, и в этом факте свобода обнаруживает диалектическую связь с необходимостью.

Формирование личности происходит под воздействием социокультурных программ как систем функционирующих в обществе ценностей. Реализация таких программ составляет содержание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, на его практическую деятельность, в которой личность изменяет социальную среду и тем самым себя.

Уникальность  и индивидуальная неповторимость личности включают в себя вместе с тем общность особенностей и свойств в деятельности, потребностях и интересах, в направленности и ориентации той социальной среды (класс, нация, профессиональные, половозрастные группы и т.п.), в которую входит данный индивид.

Если  по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования  она индивидуальна. Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств - общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса. 

  1. Раскройте понятие структуры личности.

 

В психологической  науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о  четырех аксиомах:

1) личность  присуща каждому человеку;

2) личность  есть то, что отличает человека  от животных, у которых личности  нет;

3) личность  есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной  ступени эволюции человеческого  существа;

4) личность  есть индивидуальная отличительная  характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека  от другого. Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада.

Следует сказать, что до сих пор понятие "личность" на Востоке и на Западе трактуется по-разному. В европейской  культуре, основанной на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 — 479 гг. до н.э.), для которого личностью был "благородный муж", т.е. активно участвующий в управлении государством, пекущийся о его благе. В новое время западная личность — это прежде всего индивидуальность, как бы стоящая над обществом, а идеал восточной личности — человек, добровольно отдающий себя служению обществу.

 Основных компоненты личности.

Первый  компонент структуры характеризует  направленность личности, или избирательное  отношение человека к действительности. Направленность включает различные  свойства, систему взаимодействующих  потребностей и интересов, идейных  и практических установок. При этом один из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.

Второй  компонент определяет возможности личности включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие подчиняются.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения  человека в социальной среде. Характер – сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную  систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных  качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. Четвертым  компонентом, надстраивающимся над  всеми остальными, будет система  управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Структура личности будет неполной, если исключить из нее психические процессы и состояния.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине Психология