Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:59, контрольная работа
Длительное время в марксистской литературе указанные понятия «человек», «индивид», «личность» почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности - их резкому разграничению и противопоставлению.
1. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». 3
2. Раскройте понятие структуры личности. 10
3. Практическое задание. 13
Список литературы. 14
ГОУ ВПО
Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Психология.
Вариант №13.
Студентка Нурмухаметова Альбина
Фидаилевна
Курс 2 № группы 2БЭВ
Личное дело № 11ФЛБ01203
Преподаватель: Валеева З.Р.
Уфа 2012
Оглавление
1. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». 3
2. Раскройте понятие структуры личности. 10
3. Практическое задание. 13
Список литературы. 14
 
Длительное время в марксистской литературе указанные понятия «человек», «индивид», «личность» почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности - их резкому разграничению и противопоставлению.
Наиболее 
общим, родовым понятием является человек. 
Человек - это субъект общественно-
Индивид 
- это единичный представитель 
человеческого рода, частное от общего, 
отдельно взятый человек - безотносительно 
к его реальным антропологическим 
и социальным особенностям. Родившийся 
ребенок - индивид, но он не есть еще 
человеческая индивидуальность. Индивид 
становится индивидуальностью по мере 
того, как он перестает быть только 
«единицей» человеческого рода и 
приобретает относительную 
Существуют различные определения понятия «личность».
1-я группа: 
общечеловеческий подход, из которого 
выходят разные конкретные 
2-ой подход: отраслевой, в котором исходят из предмета той или иной науки, например социальные науки определяют Личность, как качество субъекта.
3-ий подход: 
конкретные концептуальные 
Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Маклаков А.Г.)
Личность, с одной стороны, обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» (И.С. Кон).
Личность 
- совокупность общественных отношений, 
реализующихся в многообразных 
деятельностях (Леонтьев). Личность - относительно 
поздний продукт общественно-
Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).
Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
Личность 
- субъект общественного 
Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
Личность - человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое (Б.Д. Парыгин).
Важнейшим аспектом проблемы человека 
предстает формирование его как активной 
личности, духовно богатой и гармонично 
развитой. Вопросы о том, что такое человеческая 
личность, каковы перспективы ее становления и воспитания 
в современном мире, остро дискуссионные. В 
русской религиозной философии господствовало 
убеждение, что суть личности может 
быть раскрыта только через ее отношение 
к Богу. Н. Бердяев считал, что без Бога 
свобода вырождается в своеволие и становится 
источником зла в человеке и в обществе. 
Отказываясь от Бога, полагал Д. Мережковский, 
человек неминуемо отказывается от своей 
собственной абсолютной божественной 
личности. В западной философии в трактовке 
личности наиболее рельефно представлены 
две противоположные позиции (если оставить в 
стороне религиозную точку зрения): биологизаторски-
Понятие личности, конечно, связано с понятием индивида. Но если понятие индивида отражает целостность конкретного человеческого субъекта с момента рождения, то личность у новорожденного пребывает только в возможности, связанной с будущей деятельностью воспитателей: родителей, учителей, коллективов, общества в целом. Поэтому правильно говорится, что личностью не рождаются, а становятся. Личность - всецело продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Она непосредственно реализуется в социальном статусе и социальных ролях индивида, в его социально-значимых поступках и мотивах, побуждениях и т.д. Личность не только продукт и объект общества, но обязательно - субъект, воздействующий своей активной деятельностью на окружающую его среду. И чем больше это воздействие, тем заметнее он проявляет себя как личность. Следовательно, нельзя сводить личность только к сознанию человека, его мыслям и мотивам. Личность как активно действующий субъект налагает свою печать на все окружающее.
Исходным для 
Личность проявляется через такие свои атрибутивные свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность, направленность и неповторимость (уникальность), характер и темперамент и т.д. В этих сущностных свойствах личности отражается ее социальная и вместе с тем конкретно-историческая природа.
Личность не есть хаотичная совокупность отношений, свойств и т.д. Она представляет относительно устойчивую целостность составляющих ее компонентов и элементов - структуру, которая отражает структуру деятельности и основных отношений индивида с окружающим миром. Выражением структурности личности является наше Я, в котором как бы интегрируются и приобретают определенную устойчивость и целостность все связи и отношения индивида с его окружением, с социальным бытием. В соответствии с современным пониманием человека как биопсихологического существа в структуре личности различают три уровня деятельности нашего Я. Так называемая биономно-социальная концепция организма личности представляет ее структуру как соотношение жизненно-витальных потребностей и проявлений нашего Я (включающих в себя наряду с биологическими потребностями и социабельные - деятельность, общение, познание); аксиологических - системы ценностей и ориентации; рефлексивных - самосознание, связывающее витально-жизненный и аксиологический уровни личности в целостное единство ее характера, направленности, темперамента, сознания, воли и т.д. Решающим для деятельности личности является установление определенной связи между системой ее ценностных ориентации и системой основных жизненных функций.
Ядром личности 
выступают ценностно-мировоззре
Формирование личности происходит под воздействием социокультурных программ как систем функционирующих в обществе ценностей. Реализация таких программ составляет содержание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, на его практическую деятельность, в которой личность изменяет социальную среду и тем самым себя.
Уникальность и индивидуальная неповторимость личности включают в себя вместе с тем общность особенностей и свойств в деятельности, потребностях и интересах, в направленности и ориентации той социальной среды (класс, нация, профессиональные, половозрастные группы и т.п.), в которую входит данный индивид.
Если 
по своей сущности личность социальна, 
то по способу своего существования 
она индивидуальна. Индивидуальность 
- это неповторимый, самобытный способ 
бытия конкретной личности в качестве 
субъекта самостоятельной деятельности, 
индивидуальная форма общественной 
жизни человека. Она выражает собственный 
мир индивида, его особый жизненный путь, 
который по своему содержанию определяется 
социальными условиями, а по происхождению, 
структуре и форме носит индивидуальный 
характер. Сущность индивидуальности 
раскрывается в самобытности конкретного 
индивида, его способности быть самим 
собой. Важная роль природных задатков, 
врожденных особенностей в ее развитии 
опосредствована социальными факторами. 
Индивидуальность - это единство уникальных 
и универсальных свойств человека, целостная 
система, формирующаяся в процессе диалектического 
взаимодействия его качеств - общих, типических 
(общечеловеческих природно-антропологических 
и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, 
формационных) и единичных (неповторимых 
телесных и духовно-психических характеристик). 
По мере исторического развития трудовой 
деятельности человека происходит все 
большая дифференциация человеческих 
отношений и индивидов, развивается индивидуализация 
человека и его отношений в различных 
областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм 
подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, 
развитие которой играет важную роль в 
истории человечества как одно из необходимых 
условий его прогресса. 
В психологической 
науке имеется несколько 
1) личность присуща каждому человеку;
2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;
3) личность 
есть продукт исторического 
4) личность 
есть индивидуальная 
Следует сказать, что до сих пор понятие "личность" на Востоке и на Западе трактуется по-разному. В европейской культуре, основанной на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 — 479 гг. до н.э.), для которого личностью был "благородный муж", т.е. активно участвующий в управлении государством, пекущийся о его благе. В новое время западная личность — это прежде всего индивидуальность, как бы стоящая над обществом, а идеал восточной личности — человек, добровольно отдающий себя служению обществу.
Основных компоненты личности.
Первый 
компонент структуры 
Второй компонент определяет возможности личности включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие подчиняются.
Третьим 
компонентом в структуре 
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине Психология