Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:59, контрольная работа
Длительное время в марксистской литературе указанные понятия «человек», «индивид», «личность» почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности - их резкому разграничению и противопоставлению.
1. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». 3
2. Раскройте понятие структуры личности. 10
3. Практическое задание. 13
Список литературы. 14
ГОУ ВПО
Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Психология.
Вариант №13.
Студентка Нурмухаметова Альбина
Фидаилевна
Курс 2 № группы 2БЭВ
Личное дело № 11ФЛБ01203
Преподаватель: Валеева З.Р.
Уфа 2012
Оглавление
1. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». 3
2. Раскройте понятие структуры личности. 10
3. Практическое задание. 13
Список литературы. 14
Длительное время в марксистской литературе указанные понятия «человек», «индивид», «личность» почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности - их резкому разграничению и противопоставлению.
Наиболее
общим, родовым понятием является человек.
Человек - это субъект общественно-
Индивид
- это единичный представитель
человеческого рода, частное от общего,
отдельно взятый человек - безотносительно
к его реальным антропологическим
и социальным особенностям. Родившийся
ребенок - индивид, но он не есть еще
человеческая индивидуальность. Индивид
становится индивидуальностью по мере
того, как он перестает быть только
«единицей» человеческого рода и
приобретает относительную
Существуют различные определения понятия «личность».
1-я группа:
общечеловеческий подход, из которого
выходят разные конкретные
2-ой подход: отраслевой, в котором исходят из предмета той или иной науки, например социальные науки определяют Личность, как качество субъекта.
3-ий подход:
конкретные концептуальные
Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Маклаков А.Г.)
Личность, с одной стороны, обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» (И.С. Кон).
Личность
- совокупность общественных отношений,
реализующихся в многообразных
деятельностях (Леонтьев). Личность - относительно
поздний продукт общественно-
Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).
Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
Личность
- субъект общественного
Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
Личность - человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое (Б.Д. Парыгин).
Важнейшим аспектом проблемы человека
предстает формирование его как активной
личности, духовно богатой и гармонично
развитой. Вопросы о том, что такое человеческая
личность, каковы перспективы ее становления и воспитания
в современном мире, остро дискуссионные. В
русской религиозной философии господствовало
убеждение, что суть личности может
быть раскрыта только через ее отношение
к Богу. Н. Бердяев считал, что без Бога
свобода вырождается в своеволие и становится
источником зла в человеке и в обществе.
Отказываясь от Бога, полагал Д. Мережковский,
человек неминуемо отказывается от своей
собственной абсолютной божественной
личности. В западной философии в трактовке
личности наиболее рельефно представлены
две противоположные позиции (если оставить в
стороне религиозную точку зрения): биологизаторски-
Понятие личности, конечно, связано с понятием индивида. Но если понятие индивида отражает целостность конкретного человеческого субъекта с момента рождения, то личность у новорожденного пребывает только в возможности, связанной с будущей деятельностью воспитателей: родителей, учителей, коллективов, общества в целом. Поэтому правильно говорится, что личностью не рождаются, а становятся. Личность - всецело продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Она непосредственно реализуется в социальном статусе и социальных ролях индивида, в его социально-значимых поступках и мотивах, побуждениях и т.д. Личность не только продукт и объект общества, но обязательно - субъект, воздействующий своей активной деятельностью на окружающую его среду. И чем больше это воздействие, тем заметнее он проявляет себя как личность. Следовательно, нельзя сводить личность только к сознанию человека, его мыслям и мотивам. Личность как активно действующий субъект налагает свою печать на все окружающее.
Исходным для
Личность проявляется через такие свои атрибутивные свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность, направленность и неповторимость (уникальность), характер и темперамент и т.д. В этих сущностных свойствах личности отражается ее социальная и вместе с тем конкретно-историческая природа.
Личность не есть хаотичная совокупность отношений, свойств и т.д. Она представляет относительно устойчивую целостность составляющих ее компонентов и элементов - структуру, которая отражает структуру деятельности и основных отношений индивида с окружающим миром. Выражением структурности личности является наше Я, в котором как бы интегрируются и приобретают определенную устойчивость и целостность все связи и отношения индивида с его окружением, с социальным бытием. В соответствии с современным пониманием человека как биопсихологического существа в структуре личности различают три уровня деятельности нашего Я. Так называемая биономно-социальная концепция организма личности представляет ее структуру как соотношение жизненно-витальных потребностей и проявлений нашего Я (включающих в себя наряду с биологическими потребностями и социабельные - деятельность, общение, познание); аксиологических - системы ценностей и ориентации; рефлексивных - самосознание, связывающее витально-жизненный и аксиологический уровни личности в целостное единство ее характера, направленности, темперамента, сознания, воли и т.д. Решающим для деятельности личности является установление определенной связи между системой ее ценностных ориентации и системой основных жизненных функций.
Ядром личности
выступают ценностно-мировоззре
Формирование личности происходит под воздействием социокультурных программ как систем функционирующих в обществе ценностей. Реализация таких программ составляет содержание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, на его практическую деятельность, в которой личность изменяет социальную среду и тем самым себя.
Уникальность и индивидуальная неповторимость личности включают в себя вместе с тем общность особенностей и свойств в деятельности, потребностях и интересах, в направленности и ориентации той социальной среды (класс, нация, профессиональные, половозрастные группы и т.п.), в которую входит данный индивид.
Если
по своей сущности личность социальна,
то по способу своего существования
она индивидуальна. Индивидуальность
- это неповторимый, самобытный способ
бытия конкретной личности в качестве
субъекта самостоятельной деятельности,
индивидуальная форма общественной
жизни человека. Она выражает собственный
мир индивида, его особый жизненный путь,
который по своему содержанию определяется
социальными условиями, а по происхождению,
структуре и форме носит индивидуальный
характер. Сущность индивидуальности
раскрывается в самобытности конкретного
индивида, его способности быть самим
собой. Важная роль природных задатков,
врожденных особенностей в ее развитии
опосредствована социальными факторами.
Индивидуальность - это единство уникальных
и универсальных свойств человека, целостная
система, формирующаяся в процессе диалектического
взаимодействия его качеств - общих, типических
(общечеловеческих природно-антропологических
и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических,
формационных) и единичных (неповторимых
телесных и духовно-психических характеристик).
По мере исторического развития трудовой
деятельности человека происходит все
большая дифференциация человеческих
отношений и индивидов, развивается индивидуализация
человека и его отношений в различных
областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм
подчеркивает величайшую ценность индивидуальности,
развитие которой играет важную роль в
истории человечества как одно из необходимых
условий его прогресса.
В психологической
науке имеется несколько
1) личность присуща каждому человеку;
2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;
3) личность
есть продукт исторического
4) личность
есть индивидуальная
Следует сказать, что до сих пор понятие "личность" на Востоке и на Западе трактуется по-разному. В европейской культуре, основанной на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 — 479 гг. до н.э.), для которого личностью был "благородный муж", т.е. активно участвующий в управлении государством, пекущийся о его благе. В новое время западная личность — это прежде всего индивидуальность, как бы стоящая над обществом, а идеал восточной личности — человек, добровольно отдающий себя служению обществу.
Основных компоненты личности.
Первый
компонент структуры
Второй компонент определяет возможности личности включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие подчиняются.
Третьим
компонентом в структуре
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине Психология