В 1956 году
Соломон Аш применил термин «конформизм»
и описал результаты своих экспериментов
с подставной группой и наивным испытуемым.
Группе из 7 человек предлагали участвовать
в опыте по изучению восприятия длины
отрезков. Необходимо было определить,
какой из трех отрезков, нарисованных
на плакате, соответствует эталонному.
На первом этапе подставные испытуемые
в одиночестве давали, как правило, верный
ответ. На втором этапе группа собиралась
вместе, и члены группы давали ложный ответ,
что было неизвестно наивному испытуемому.
Своим категорическим мнением члены группы
оказывали давление на мнение испытуемого.
По данным Аша 37% его испытуемых прислушались
к мнению группы и проявили конформизм.
Называют
несколько условий возникновения конформизма:
- степень
конформизма возрастает, если задание
действительно сложное или испытуемый
чувствует свою некомпетентность;
- тип личности:
люди с заниженной самооценкой больше
подвержены групповому давлению, нежели
люди с завышенной сам оценкой;
- численность
группы: наибольшую степень конформизма
люди проявляют тогда, когда сталкиваются
с единодушным мнением трех и более человек;
- состав
группы: конформность повышается, если,
во-первых группа состоит из экспертов,
во-вторых, члены группы являются значительными
людьми для человека, в-третьих, члены
группы принадлежат к одной социальной
среде;
- ловушка
«группомыслия» среди людей;
- сплоченность:
чем больше степень сплоченности группы,
тем больше у нее власти над своими членами;
- статус,
авторитет: люди, имеющие наибольший статус,
обладают и наибольшим влиянием, им легче
оказывать давление, им чаще подчиняются;
- наличие
союзника: если к человеку, отстаивающему
свое мнение или сомневающемуся в единодушном
мнении группы, присоединяется хотя бы
один союзник, давший правильный ответ,
то тенденция подчиняться давлению группы
падает;
- публичный
ответ: более высокий уровень конформизма
люди показывают тогда, когда они должны
выступить перед окружающими, а не тогда,
когда они записывают свои ответы в свои
тетради. Высказав мнение публично, люди,
как правило, продолжают его придерживаться.
В отношении
к давлению группы мы различаем четыре
типа поведения:
- внешний
конформизм - мнения и нормы группы принимаются
человеком лишь внешне, а внутренне, на
уровне своего самосознания, он продолжает
не соглашаться с группой, вслух этого
не высказывает. В принципе это и есть
истинный конформизм. Это тип поведения
приспосабливающегося к группе человека;
- внутренний
конформизм - человек действительно усваивает
мнение большинства и полностью согласен
с этим мнением, что показывает высокий
уровень внушаемости данного человека.
Это тип приспосабливающегося к группе
человека;
- негативизм
- человек сопротивляется давлению группы,
активно отстаивает свое мнение, показывает
свою независимую позицию, спорит, доказывает,
стремится к тому, чтобы его индивидуальное
мнение стало мнением всей группы, открыто
заявляет об этом своем желании. Это тип
поведения человека, не приспосабливающегося
к группе, а стремящегося приспособить
группу к самому себе;
- нонконформизм
- независимость, самостоятельность норм,
ценностей и суждений, не подверженность
давлению группы. Это тип поведения самодостаточного
человека, когда точка зрения не меняется
в угоду большинству и не навязывается
другим.
Подводя
итоги, отметим для себя, что механизм
влияния через конформность работает
благодаря тому, что люди проявляют конформизм
не только для того, чтобы получить одобрение
других членов общества, но и с целью подтвердить
свою правоту в ситуациях неопределенности.
При этом влияние группы будет тем более
сильным, чем авторитетнее и привлекательнее
будет для человека группа, в которую он
входит. Однако совершенно необходимо
учитывать, что определенную, но малочисленную
группу людей составляют нонконформисты,
оказать влияние на которых чрезвычайно
не просто.
Социальная
установка – мотив, побуждающий личность
к деятельности. Д. Узнадзе определил установку
состоянием готовности к определенной
активности. В случае повторения ситуации
возникает фиксированная установка в
отличие от ситуативной.
В 1918 г.
У. Томас и Ф. Знанецкий установили две
зависимости, определяющих процесс адаптации:
взаимозависимость индивида и социальной
организации. Они охарактеризовали обе
стороны вышеприведенного отношения понятиями
«социальная ценность» (для характеристики
социальной организации) и «социальная
установка», «аттитюд» (для характеристики
индивида). Аттитюд – «состояние сознания
индивида относительно некоторой социальной
ценности».
Аттитюд
понимался всеми как:
- определенное
состояние сознания и нервной системы;
- выражающее
готовность к реакции;
- организованное;
- на основе
предшествующего опыта;
- оказывающее
направляющее и динамическое влияние
на поведение.
Функции
аттитюд:
- приспособительная
(адаптивная) – направление субъекта к
объектам, служащим достижению его целей;
- функция
знания – выработка способа поведения
по отношению к конкретному объекту;
- функция
выражения (функция саморегуляции) -освобождение
субъекта от внутреннего напряжения;
- функция
защиты – разрешение внутренних конфликтов
личности.
Через
усвоение установок происходит социализация.
Выделяют:
- Базовые
– система убеждений (ядро Личности). Формируется
в детстве, систематизируется в подростковом
возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а
затем не меняется и выполняет регулирующую
функцию.
- Периферийные
– ситуативные, могут меняться от социальной
обстановки.
Установочная
система – это система базовых и периферийных
установок. Она индивидуальна для каждого
человека.
Стереотип
– это чрезмерное обобщение какого-либо
явления, переходящее в устойчивое убеждение
и влияющее на систему отношений человека.
В 1942 г.
М. Смитом определена структура аттитюда:
- когнитивный
компонент (осознание объекта социальной
установки);
- аффективный
компонент (эмоциональная оценка объекта);
- поведенческий
компонент (последовательное поведение
по отношению к объекту).
В результате
стереотипизации формируется социальная
установка.
Социальные
установки обладают некоторой устойчивостью
и несут в себе функции облегчения, алгоритмизации
и познания. Зная социальные установки
человека, можно прогнозировать его действия.
Поскольку
установка определяет избирательные направления
поведения индивида, она регулирует деятельность
на трех иерархических уровнях: смысловом,
целевом и операциональном.
На смысловом
уровне установки определяют отношение
личности к объектам, имеющим личностное
значение для индивида. Целевые установки
связаны со стремлением довести начатое
до конца (эффект незавершенного действия
(К. Левин, В. Зейгарник). На операциональном
уровне установка обусловливает принятие
решения на основе прошлого опыта.
Ж. Годфруа
выделил три основных этапа в формировании
социальных установок у человека в процессе
социализации:
- до 12 лет
– установки соответствуют родительским
моделям;
- с 12 до
20 лет – установки связаны с усвоением
социальных ролей;
- с 20 до
30 лет происходит формирование на основе
установок системы убеждений
- Узнадзе Д.И. Экспериментальные
основы исследования установки // Психологические
исследования. М., 1966.
- Прангишвили А. С., Исследования
по психологии У., Тб., 1967
- Психологии, проблемы социальной
регуляции поведения, М., 1976
- Магун B.C. Потребности и психология
социальной деятельности личности. Л.,
1983.
- Узнадзе Д.Н. Психология установки
// С.–Пб. — 2001.
- Узнадзе Д.Н. Психологические
исследования // Москва. — 1966..
7. Л. Асмолов, М. Ковалъчук «О соотношении понятия установки в общей
и соцальной психологии»