Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:02, контрольная работа
1. Закономерности ощущений( чувствительности, пороги, адаптации)
Общие закономерности ощущений
Пороги чувствительности
2. Понятия о сознании, его общая характеристика и структура.
1
Психология
Вопрос. Закономерности ощущений( чуствительности, пороги, адаптации)
Раздражитель, действуя на анализатор, не всегда вызывает чувство. Прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. Если действует очень сильный раздражитель, может наступить момент, когда ощущение перестают возникать. Звуков с частотой более 20 тысяч Герц мы не слышим. Слишком сильный раздражитель может вызвать боль. Следовательно, ощущения возникают при действии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущений и силой раздражителя выражает понятие порога чувствительности. Есть такие пороги чувствительности: нижний абсолютный, верхний абсолютный и порог чувствительности различения. Та наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора.
Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот.
.
Та самая сила раздражителя, при
которой еще существует
Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, непостоянна и изменяется под воздействием физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.
Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражителя, что проявляется в снижении или повышении порогов.
В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. Когда человек заходит в реку, вода сначала кажется ему холодной. Но потом ощущение холода пропадает. Подобное можно наблюдать во всех видах чувствительности, кроме болевого.
2
Степень адаптации различных анализаторных систем неодинакова: высокая адаптируемость свойственна нюхательным ощущениям, тактильным (мы не замечаем давления одежды на тело), меньше она в слуховых и ощущениях холода. Общеизвестно явление адаптации в нюхательных ощущениях: человек быстро привыкает к пахучему раздражителю и вовсе перестает ощущать его. Адаптация к различным ароматным веществам наступает с разной скоростью.
Незначительная адаптация свойственна болевым ощущениям. Боль сигнализирует о разрушении организма, так что адаптация к боли может привести к гибели организма.
В зрительном анализаторе различают адаптацию к свету и темноте. Попадая в темную комнату, человек вначале ничего не видит, через три-четыре минуты начинает хорошо различать свет, который проникает туда. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. Если адаптация к темноте связана с повышенной чувствительностью, то световая адаптация - со снижением световой чувствительности.
Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой системы. Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами, в значительной мере законом одновременной индукции.
Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность другой системы, сильные - снижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. Одновременно наблюдается резкое ухудшение различной чувствительности глаза вследствие действия сильного шума авиационного мотора.Зрительная чувствительность повышается под воздействием некоторых нюхательных раздражителей. Однако резко выраженную негативную эмоциональную окраску запаха вызывает снижение зрительной чувствительности. Известны случаи повышения зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражителей. Итак, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики.
Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:
3
Потеря зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, которые потеряли зрение, овладели скульптурой, у них хорошо развиты ощущение прикосновения, вибрационная чуткость. Украинский психолог, держа руку на горле собеседника может понять, кто и о чем говорит, а также, беря газету в руки, знает, читал ее или нет.
Явление сенсибилизации органов чувств наблюдается у людей, длительное время занимающиеся определенными видами профессиональной деятельности. Высокого уровня совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина. Дегустаторы могут точно указать, не только из какого сорта винограда сделано вино.
Вопрос. Понятия о сознании, его общая характеристика и структура
Сознание есть высшая, интегрирующая
форма психики, результат общественно-исторических
условий формирования человека в трудовой
деятельности при постоянном общении
(с помощью языка) с другими людьми.
Первая и важнейшая - познавательная,
которая реализуется в приобретении и
накоплении знаний о природе, обществе
и самом человеке. Эта характеристика
дана уже в самом его наименовании: сознание.
Человеческое сознание включает в себя
совокупность знаний об окружающем нас
мире. Карл Маркс писал: "Способ, каким
существует сознание и каким нечто существует
для него, это - знание". В структуру
сознания, таким образом, входят важнейшие
познавательные процессы, с помощью которых
человек постоянно обогащает свои знания.
К числу этих процессов могут быть отнесены
ощущения и восприятия, память, воображение
и мышление. С помощью ощущений и восприятий
при непосредственном отражении воздействующих
на мозг раздражителей в сознании складывается
чувственная картина мира, каким он представляется
человеку в данный момент.
Вторая, тесно связанная
с первой, - творчески конструктивная,
проявляющаяся в опережающем отражении,
в мысленном моделировании будущего и
в целенаправленном преобразовании на
этой основе действительности, в создании,
в частности, предметных форм, не существующих
в природе. Вторая характеристика сознания
- закрепленное в нем отчетливое различение
субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит
"я" человека и его "не-я". Человек,
впервые в истории органического мира
выделившийся из него и противопоставивший
себя окружающему, продолжает сохранять
в своем сознании эго противопоставление
и различение. Он единственный среди живых
существ способен осуществлять самопознание,
т. е. обратить психическую деятельность
на исследование самого себя. Человек
производит сознательную самооценку своих
поступков и себя самого в целом. Отделение
"я" от "не-я" - путь, который проходит
каждый человек в детстве, осуществляется
в процессе формирования самосознания
человека.
Третья функция - регулятивно
управленческая, обеспечивающая разумное
регулирование и самоконтроль поведения
и деятельности человека, его взаимоотношения
с внешним миром (обеспечение целеполагающей
деятельности человека). В функции сознания
входит формирование целей деятельности,
при этом складываются и взвешиваются
ее мотивы, принимаются волевые решения,
учитывается ход выполнения действий
и носятся в него необходимые коррективы.
Карл Маркс подчеркивал, что "человек
не только изменяет форму того, что дано
природой; в том, что дано природой, он
осуществляет вместе с тем и свою сознательную
цель, которая как закон определяет способ
и характер его действий и которой он должен
подчинять свою волю". Всякое нарушение
в результате
4
болезни
или по каким-то иным причинам возможности
осуществлять целеполагающую деятельность,
ее координацию и направленность рассматривается
как нарушение сознания.
четвертая функция - прогностическая.
Человек до определенного предела с некоторой
вероятностью может предвидеть будущее,
прогнозировать свои действия, строить
планы и осуществлять их. "Мое отношение
к моей среде есть мое сознание", - писал
Карл Маркс. В сознание человека неизбежно
входит мир чувств, где находят отражение
сложные объективные и прежде всего общественные
отношения, в которые включен человек.
В сознании человека представлены эмоциональные
оценки межличностных отношений. И здесь,
как и во многих других случаях, патология
помогает лучше понять сущность нормального
сознания. При некоторых душевных заболеваниях
нарушение сознания характеризуется именно
расстройством в сфере чувств и отношений:
больной ненавидит мать, которую до этого
горячо любил, со злобой говорит о близких
людях.
Сознание - это высшая,
свойственная только человеку и связанная
с речью функция мозга, состоящая в обобщенном
и целенаправленном отражении действительности,
в предварительном мысленном построении
действий и предвидении их результатов,
в разумном регулировании и самоконтроле
поведения человека.
Обязательным условием формирования и
проявления всех указанных выше специфических
качеств сознания является язык. В процессе
речевой деятельности происходит накопление
знаний, обогащение человека теми богатствами
человеческой мысли, которые выработало
до него и для него человечество, закрепило
и передало ему в языке. А. И. Герцен писал:
"Каждый человек опирается на страшное
генеалогическое дерево, которого корни
чуть ли не идут до Адамова рая; за нами,
как за прибрежной волной, чувствуется
напор целого океана - всемирной истории;
мысль всех веков на сию минуту в нашем
мозгу...". Язык - особая объективная
система, в которой запечатлен общественно-исторический
опыт или общественное сознание. Будучи
усвоен конкретным человеком, язык в известном
смысле становится его реальным сознанием.
Маркс отмечал, что "язык есть практическое,
существующее и для других людей и лишь
тем самым существующее также и для меня
самого, действительное сознание...".
Понятие "сознание" употребляется
в психологии, психиатрии и других науках
в смысле, отвечающем приведенным выше
его основным характеристикам. При этом
психиатры, перед которыми постоянно возникает
вопрос о наличии, сохранении или нарушении
сознания у больного, под сознанием понимают
заключенные в психике данного человека
возможности отдавать отчет о месте, времени,
окружающей обстановке, состоянии и образе
действий собственной личности. Человек,
у которого сохранено ясное сознание,
оценивает вновь поступающую в мозг информацию
с учетом уже имеющихся у него знаний и
выделяет себя из окружающей среды, сохраняет
сложившуюся систему отношений к другим
людям и к обстановке деятельности и на
основе всех этих данных управляет своим
поведением.
В область бессознательного входят психические
явления, возникающие во сне (сновидения);
ответные реакции, которые вызываются
неощущаемыми, но реально воздействующими
раздражителями ("субсензорные",
или "субцептивные", реакции); движения,
бывшие в прошлом сознательными, но благодаря
повторению автоматизировавшиеся и поэтому
более неосознаваемые; некоторые побуждения
к деятельности, в которых отсутствует
сознание цели. К бессознательным явлениям
относятся и некоторые патологические
явления, возникающие в психике больного
человека: бред, галлюцинации. Было бы
неверно на том основании, что бессознательное
- это противоположное сознанию, приравнивать
его к животной психике.
5
Бессознательное - это столь же
специфически человеческое
Дальнейшее рассмотрение отношения психики
к мозгу как и отношения психики к окружающей
действительности и деятельности, которая
осуществляется с помощью психического
регулирования, программирования и управления,
вызывает необходимость обратиться к
проблеме развития психики. Только понимая,
как возникло, развивалось, изменялось
на разных ступенях эволюционной лестницы
психическое отражение, как возникло и
формировалось человеческое сознание,
можно установить важнейшие закономерности
психики и выявить существенные психологические
факты.
Становление сознания в процессе развития.
Сущность различий психики животных и
человека.
Нет сомнения, что существует огромная
разница между психикой человека и психикой
самого высшего животного.
Так, ни в какое сравнение не идет "язык"
животных и язык человека. В то время как
животное может лишь подать сигнал своим
собратьям по поводу явлений, ограниченных
данной, непосредственной ситуацией, человек
может с помощью языка информировать других
людей о прошлом, настоящем и будущем,
передавать им социальный опыт.
В истории человечества благодаря языку
произошла перестройка отражательных
возможностей: отражение мира в мозгу
человека наиболее адекватно. Каждый отдельный
человек благодаря языку пользуется опытом,
выработанным в многовековой практике
общества, он может получить знания о таких
явлениях, с которыми он лично никогда
не встречался. Кроме того, язык дает возможность
человеку отдавать себе отчет в содержании
большинства чувственных впечатлений.
Разница в "языке" животных и языке
человека определяет различие и в мышлении.
Это объясняется тем, что каждая отдельная
психическая функция развивается во взаимодействии
с другими функциями.
Многими экспериментами исследователей
было показано, что высшим животным свойственно
лишь практическое ("ручное", по Павлову)
мышление. Только в процессе ориентировочного
манипулирования обезьяна способна разрешить
ту или иную ситуативную задачу и даже
создать "орудие". Абстрактные способы
мышления еще не наблюдал у обезьян ни
один исследователь, когда-либо изучавший
психику животных. Животное может действовать
только в пределах наглядно воспринимаемой
ситуации, оно не может выйти за ее пределы,
абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный
принцип. Животное - раб непосредственно
воспринимаемой ситуации.
Поведение человека характеризуется способностью
абстрагироваться (отвлекаться) от данной
конкретной ситуации и предвосхищать
последствия, которые могут возникнуть
в связи с этой ситуацией. Так, моряки начинают
экстренно чинить небольшую пробоину
в судне, а летчик ищет ближайший аэродром,
если у него осталось мало горючего. Люди
отнюдь не рабы данной ситуации, они способны
предвидеть будущее.
Таким образом, конкретное, практическое
мышление животных подчиняет их непосредственному
впечатлению от данной ситуации, способность
человека к абстрактному мышлению устраняет
его непосредственную зависимость от
данной ситуации. Человек способен отражать
не только непосредственные воздействия
среды, но и те, которые его ожидают. Человек
способен поступать соответственно познанной
необходимости - сознательно. Это первое
существенное отличие психики человека
от психики животного.
Второе отличие человека от животного
заключается в его способности создавать
и