Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 17:29, контрольная работа
1. Составьте сравнительные таблицы:
- таблицу развития социальной психологии в России и за рубежом.
- таблицу основных разделов социальной психологии, с указанием области применения и предмета изучения каждого раздела.
- таблицу, отражающую первые теоретические концепции социальной психологии. Названия колонок: время возникновения, основоположник, основные понятия, вклад в развитие социальной психологии.
- таблицу, отражающую систему методологии социальной психологии. Задание 2. Разработайте структурно-логическую схему, отражающую место психологии в системе наук.
Задание 3. Выделите этапы становления отечественной социальной психологии в хронологическом порядке.
Контрольная работа по социальной психологии для 3 курса
Проектное задание
Составьте сравнительные таблицы:
- таблицу развития социальной психологии в России и за рубежом.
- таблицу основных разделов социальной психологии, с указанием области применения и предмета изучения каждого раздела.
- таблицу, отражающую первые
теоретические концепции
- таблицу, отражающую систему методологии социальной психологии. Названия колонок: метод, разновидности метода, область применения, основные преимущества, основные недостатки, примеры методик.
Задание 2. Разработайте структурно-логическую схему, отражающую место психологии в системе наук.
Задание 3. Выделите этапы становления отечественной социальной психологии в хронологическом порядке.
1 таблица
Развитие социальной психологии в России и за рубежом.
развитие социальной психологии в России |
развитие социальной психологии в за рубежом |
В 20-е гг., т.е. в первые годы Советской власти, дискуссия о предмете социальной психологии была стимулирована двумя обстоятельствами. С одной стороны, сама жизнь в условиях послереволюционного общества выдвинула задачу разработки социально-психологической проблематики. Для судьбы социальной психологии особое значение имела точка зрения Г.И. Челпанова, который, защищая позиции идеалистической психологии, предложил разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию. Социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой, не зависимой от мировоззрения вообще и от марксизма в частности (Челпанов, 1924). В конце 50-х — начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии. Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы. Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение основных экономических, социальных и политических проблем позволило более пристально анализировать психологическую сторону различных проявлений общественной жизни. Активное обратное воздействие на ход объективных процессов должно быть особенно детально исследовано в современных условиях, когда психологический, «человеческий» фактор приобретает столь значительную роль. Механизмы конкретного взаимодействия общества и личности в этих условиях должны быть исследованы не только на социологическом, но и на социально-психологическом уровне. Во-вторых, к моменту, когда все эти проблемы с особой остротой были поставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологической науки. Советская психология, осуществляя свою радикальную перестройку на базе марксистской философии, превратилась к этому времени в развитую дисциплину, располагающую и солидными теоретическими работами, и широко разветвленной практикой экспериментальных исследований. Значительно возросла квалификация исследователей как в профессиональном, так и в методологическом плане. К этому же времени произошли изменения в общей духовной жизни общества, что было связано с некоторым смягчением идеологического пресса и начавшейся «оттепелью» и позволило обсуждать судьбу социальной психологии не в качестве «буржуазной науки». Таким образом, были созданы и необходимые субъективные предпосылки для нового обсуждения вопроса о судьбах социальной психологии, о ее предмете, задачах, методах, а также о ее месте в системе наук. Обсуждение этих вопросов на новом уровне становилось не только необходимым, но и возможным. Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Обозначился и третий подход к вопросу. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. |
Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824—1903) и языковед Г. Штейнталь (1823—1893). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории — народ, или «дух целого» (Allgeist), который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии — «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа». В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832—1920). Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863 г. в «Лекциях о душе человека и животных». Основное же развитие идея получила в 1900 г. в первом томе десятитомной «Психологии народов». Уже в «Лекциях» на основании курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Официальная же, интеллектуалистически ориентированная академическая психология пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неуспех. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда — роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания — были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868—1913) и французский социолог Г. Лебон (1841—1931). Сигеле в основном опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа «Психология народов и масс», в которой и изложена суть концепции. Теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла (1871—1938), переехавшего в 1920 г. в США и в дальнейшем работавшего там. Работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса «Социальная психология», и, таким образом, достаточно символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине). Год этот, однако, лишь весьма условно может считаться началом новой эры в социальной психологии, поскольку еще в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал «Исследования по социальной психологии», которые могли бы претендовать тоже на первое систематическое руководство. |
2 таблица
Основные разделы социальной психологии
№ |
Раздел социальной психологии |
Предмет изучения |
Область применения |
1 |
Психология совместной деятельности и общения |
механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности. |
изучает психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности. |
2 |
Социальная психология личности |
личность |
изучает проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей. |
3 |
Психология межличностных отношений |
Межличностные отношения |
изучает различные взаимосвязи, которые возникают между индивидами в процессе их взаимодействия (совместимость, срабатываемость, симпатия, антипатия); |
4 |
Психология социальных групп
|
Социальные группы |
исследует психологические процессы возникновения, функционирования, развития различных общностей людей |
3 таблица
Первые теоретические концепции социальной психологии.
№ |
время возникновения |
основоположник |
основные понятия |
вклад в развитие социальной психологии |
1 |
1900 г. |
В. Вундт (1832-1920) |
физиологическая психология , психология, народов, эксперимент |
Вундт сформулировал идеи психологии народов в 1863 г. в "Лекциях о душе человека и животных". Основное же развитие идея получила в 1900 г. в первом томе десятитомной "Психологии народов". Уже в "Лекциях" на основании курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Соответственно каждой части Вундтом были написаны фундаментальные работы, и вот именно вторая часть была изложена в "Психологии народов". С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов - речи и мышления. Поэтому именно с этого "пункта" и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства. |
2 |
вторая половина XIX в. |
Г.Тард (1843-1904) |
Психология масс социальное поведение, взаимоотношение личности и общества с "индивидуалистических" позиций |
Решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с "индивидуалистических" позиций. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Официальная же, интеллектуалистически ориентированная академическая психология пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неуспех. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. |
3 |
1908 г |
В.Макду-галл (1871-1938) |
теория инстинктов социального поведения |
Работа Макдугалла "Введение в социальную психологию" вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании. Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию "целевой" или "гормической" (от греческого слова "гормэ" - стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ "реализуется в качестве инстинктов" (или позднее "склонностей"). |
4 таблица
Система методологии социальной психологии.
№ |
метод |
разновидности метода |
область применения |
основные преимущества |
основные недостатки |
примеры методик |
1 |
методы эмпирии-ческого исследования |
Наблюде-ние |
события жизнедеятельности личности и группы |
непосредственное взаимодействие исследователя |
Много внимания уделяется способам повышения достоверности получаемых с помощью наблюдения данных, |
По условиям организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях жизни личности или группы) и лабораторные (в искусственных условиях). |
анализ докумен-тов |
для исследования феномена социальной установки. |
является разновидностью общепсихологического метода анализа продуктов человеческой деятельности |
процессы понимания текста и интерпретации исследователем содержащейся в нем информации |
контент-анализ | ||
опрос |
сбора социально-психологической информации |
возможность выполнения массовых опросов и его профессиональной доступности. |
является трудноконтролируемое влияние личности и профессионального уровня исследователя на опрашиваемого, что может приводить к снижению объективности получаемой информации |
интервью анкетирование | ||
социометрия |
для исследования эмоционально-психологических отношений в малой группе |
процедура в социометрии проводится без ограничения количества предпочтений или отклонений членов группы |
высокая вероятность искажения результатов из-за неискренних ответов или психологической защиты; |
шкала приемлемости, аутосоциометрия, коммуникометрия | ||
групповая оценки личности (ГОЛ) |
способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы |
Групповая оценка личности — способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы. |
Адекватность измерения качеств с помощью ГОЛ зависит от познавательных способностей оценивающих, особенностей оцениваемых членов группы, их взаимной позиции в группе, опыта их взаимодействия |
|||
тесты |
для диагностики разных групп, межличностного, межгруппового и других видов взаимодействия, |
Стандартизация условий и результатов, оперативно-сть и экономич-ность, количествен-ным дифферен-цированным характером оценки, оптималь-ной трудностью, надежнос-тью. |
опасность «слепых» (автоматических) ошибок, опасность профанации, потеря индивидуального подхода, стрессоген-ность, потеря индивидуального подхода, репродуктивность, отсутствие возможности раскрыть индивидуальность, потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. |
тесты диагностики интерперсональных отношений Т. Лири, совместимости В. Шутца, перцептивной биполяризации Ф. Фидлера и др. | ||
шкалы измерения социальных установок |
позволяют количественно измерять направленность и интенсивность психологической готовности личности к определенному поведению по отношению к различным социальным категориям стимулов (работе, политике, социальным группам и т. д.) |
измеряют одномерную изучаемую переменную |
одной из сложностей использования шкал является необходимость предварительного определения специальной процедуры их построения. |
шкалы измерения социальных установок по Л. Терстоуну, Р. Лайкерту, Л. Гутману, шкала социальной дистанции Е. Богардуса и др. | ||
аппаратурный метод. |
Для исследования социально-психологических феноменов групповой деятельности. |
включенность ведущих психических процессов в моделируемую групповую деятельность |
способы регистрации различных компонентов деятельности |
совместная сборка «Арки», проведение штифта по «Лабиринту», групповое управление движущимся объектом в «Групповом сенсомоторном интеграторе» и «Кибернометре» | ||
Экспери-мент |
процедура, направленная на установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями |
искусственное моделирование изучаемых социально-психологических явлений или жесткий контроль естественных условий исследования, т. е. создание экспериментальной ситуации; |
трудность перенесения результатов и выводов, полученных в экспериментальной ситуации, на реальную жизнедеятельность личности и тем более группы. Другая проблема заключается в сложности интерпретации данных, полученных в искусственных (лабораторных) условиях. |
лабораторный и естественный. |
Задание 2. Разработайте структурно-логическую схему, отражающую место психологии в системе наук.
Место психологии в системе
наук
Классификации наук разрабатывались и
в XX веке. Одной из наиболее популярных
считается классификация, разработанная
отечественным философом и науковедом
Б.М. Кедровым, Согласно Кедрову, классификация наук
имеет нелинейный характер. Кедров выделяет
три группы научных дисциплин: естественные,
социальные и философские. Схематически
это можно представить в виде треугольника,
вершины которого соответствуют естественным
(верхняя), социальным (левая) и философским
(правая) дисциплинам. Психология имеет
тесные связи со всеми тремя группами
наук, поэтому располагается внутри треугольника,
так как человеческое мышление (один из
существенных разделов психологии) изучается
не только психологией, но и философией
и логикой.
Психология, таким образом, имеет связи
со всеми научными дисциплинами, но наиболее
тесные с философией.
Несколько иначе подошел к вопросу об
определении места психологии в системе
наук выдающийся швейцарский психолог
Ж. Пиаже. Традиционно вопрос о связи психологии
с другими науками рассматривается в таком
аспекте: что психология может получить
от других наук. Такая постановка вопроса
была логичной, поскольку психология —
одна из самых молодых наук («математика
существует уже 25 веков, а психология едва
один век!»). В докладе на XVIII Международном
психологическом конгрессе, который состоялся
в Москве в 1966 г., Пиаже поставил вопрос
иначе: что может дать психология другим
наукам?
Ответ Пиаже знаменателен: «Психология
занимает центральное место не только
как продукт всех других наук, но и как
возможный источник объяснения их формирования
и развития». Пиаже отмечает, что испытывает
чувство гордости по поводу того, что психология
занимает ключевую позицию в системе наук.
«С одной стороны, психология зависит
от всех других наук... Но, с другой стороны,
ни одна из этих наук невозможна без логико-математической
координации, которая выражает структуру
реальности, но овладение которой возможно
только через воздействие организма на
объекты, и только психология позволяет
изучить эту деятельность в ее развитии».
Плодотворное будущее психологии видится
в развертывании междисциплинарных связей.
Б.Г. Ананьев в работе «Человек как предмет
познания» рассмотрел связи психологии
с другими научными дисциплинами. Анализ
этих связей в рамках разработанной Ананьевым
концепции комплексного человекознания
позволил сделать вывод, что психология
синтезирует достижения других наук. Известный
отечественный психолог Б.Ф. Ломов в книге
«Методологические и теоретические проблемы
психологии» отмечал, что важнейшая функция
психологии в том, что она «является интегратором
всех (или, во всяком случае, большинства)
научных дисциплин, объектом исследования
которых является человек». Ломов отмечает,
что взаимодействие психологии с другими
науками осуществляется через отрасли
психологической науки: с общественными
науками через социальную психологию,
с естественными — через психофизику,
психофизиологию, сравнительную психологию,
с медицинскими науками — через медицинскую
психологию, патопсихологию, нейропсихологию
и др., с педагогическими — через психологию
развития, педагогическую психологию
и др., с техническими — через инженерную
психологию, и т.д. Важным фактором дифференциации
психологии являются именно отношения
с другими науками.
От того, какое место отводится психологии
в системе наук, во многом зависит понимание
возможностей использования психологических
данных в других науках. Место, отводимое
психологии в системе наук в тот или иной
исторический период, наглядно свидетельствовало
и об уровне развития психологических
знаний, и об общефилософской направленности
самой классификационной схемы. Следует
отметить, что в истории духовного развития
общества ни одна отрасль знания не меняла
своего места в системе наук так часто,
как психология. В настоящее время наиболее
общепринятой считается нелинейная классификация,
предложенная академиком Б. М. Кедровым.
Она отражает многоплановость связей
между науками, обусловленных их предметной
близостью. Предложенная схема имеет форму
треугольника, вершины которого представляют
науки естественные, социальные и философские.
Такое положение обусловлено реальной
близостью предмета и метода каждой из
этих основных групп наук с предметом
и методом психологии, ориентированным
в зависимости от поставленной задачи
в сторону одной из вершин треугольника.
Важнейшая функция психологии в общей
системе научного знания состоит в том,
что она, синтезируя в определенном отношении
достижения ряда других областей научного
знания является, по выражению Б. Ф. Ломова,
интегратором всех (во всяком случае, большинства)
научных дисциплин, объектом исследования
является человек. Известный отечественный
психолог Б. Г. Ананьев наиболее полно
разработал этот вопрос, показав, что психология
призвана интегрировать данные о человеке
на уровне конкретно-научного знания.
Задание 3. Выделите этапы становления отечественной социальной психологии в хронологическом порядке.
История отечественной социальной психологии
Отечественная социальная психология
возникла в середине XIX в. В своем становлении
она прошла следующие этапы:
— зарождение социально-психологических
идей в общественных и естественных науках;
— отпочкование от родительских дисциплин
(психологии и социологии) и превращение
в самостоятельную науку;
— возникновение и развитие экспериментальной
социальной психологии.
В основе периодизации истории социальной
психологии в нашей стране лежат специфические
общественно-исторические условия, внутренняя
логика развития самой психологии и развитие
смежных научных дисциплин. По этим основаниям
в истории отечественной социальной психологии
выделяют четыре периода.
Становление
социальной психологии (60-е гг. XIX - начало
XX в.).
Особенностью первого
периода было зарождение
Развитие социальной психологии (20-е - первая половина 30-х гг. XX в.).
Характерная особенность этого
периода — поиск своего пути в развитии
мировой социально-психологической мысли.
Этот поиск осуществляется как в дискуссиях
с основными школами зарубежной социальной
психологии, так и путем освоения марксистских
идей и их применения к пониманию социально-психологических
явлений.
Развернувшаяся в этот период общая дискуссия
об отношении марксизма и психологии касалась
и социальной психологии. В этой дискуссии
приняли участие Л. Н. Войтоловский, М.
А. Рейснер, А. Б. Залкинд, Ю. В. Франкфурт,
К. Н. Корнилов, Г. И. Челпанов. Суть этой
дискуссии — обсуждение предмета социальной
психологии, соотношения индивидуальной
и социальной психологии, соотношения
социологии и социальной психологии. Особое
место в этой дискуссии занимал Г. И. Челпанов.
Он говорил о необходимости существования
социальной психологии наряду с психологией
индивидуальной, экспериментальной. Социальная
психология, по его мнению, изучает общественно-детерминированные
психические явления. Она тесно связана
с идеологией, теорией марксизма.
Вторым направлением социальной психологии
в этот период было исследование проблемы
коллективов. В теории коллективов (соотношении
индивида и коллектива), их классификации,
закономерностях развития участвовали
многие социальные психологи (Б. В. Беляев,
Л. Бызов. Л. Н. Войтоловский, А. С. Залужный,М.
А. Рейснер, Г. А. Фортунатов). В этот период
был заложен фундамент последующих исследований
психологии групп и коллективов в отечественной
науке.
К 1930-м гг. относится пик развития социально-психологических
исследований в прикладных отраслях, особенно
в педологии и психотехнике. Так, в области
педагогической практики исследования
проводились по проблемам взаимоотношения
коллектива и личности, факторов формирования
детских коллективов. Особое место занимали
работы по изучению структуры детских
коллективов, стадий их развития, феномена
вожачества, психологических проблем
беспризорности и др.
В области изучения производственной
деятельности решались социально-психологические
проблемы профессиональной пригодности,
утомляемости, аварийности и травматизма,
монотоний, проблемы становления профессионала,
гуманизации техники в системе «человек—машина».
Преимущественно социально-психологическую
составляющую в психологии труда образовывали
исследования проблем руководства трудовыми
коллективами (стиль управления, роль
атмосферы и настроения), соревнования,
конфликта. Социальных психологов привлекали
также проблемы безработицы.
Стагнация
социальной психологии (вторая половина
30-х - первая половина 50-х гг. XX в.).
Информация о работе Контрольная работа по социальной психологии