Конфликтология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы выяснить по каким этапам развивается конфликт, каковы его основные стадии.

Предметом является особенности развития конфликта, представляющий собой процесс, состоящий из определенных стадий. Динамика конфликта – это и есть процесс его изменения. Всякий конфликт может быть представлен тремя этапами: начало, развитие, завершение.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение Контрольная.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Конфликт  – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов, оппонентов и субъектов  взаимодействия. В нем могут участвовать различные стороны: индивиды, социальные группы, государства и целые группы стран, объединённые общими интересами и целями. Конфликты возникают по самым разнообразным причинам и мотивам: экономическим, психологическим, ценностным, религиозным, этническим, политическим и т.д. Сама по себе личность человека устроена таким образом, что внутренне она противоречива и подвержена стрессам. Всем знакома ситуация когда происходит внутреннее напряжение связанное с проблемой выбора между двумя одинаковыми по значимости ценностями, стремлением начать новое дело, испытать новые ощущения, с одной стороны, и боязнь потерять то, что имеешь.

          Конфликт в реальной жизни  существует и отражается в  языке множеством терминов, таких, как противоречие, схватка, ступор, столкновение. Все это выражает суть конфликта. Во всем мире наблюдается рост конфликтов. XX век вошел в историю как век разрушительных революций, мировых войн, политического террора и экономических кризисов. Актуально темы заключается в необходимости тщательно изучать суть возникновения конфликтов с целью их предотвращения, а в дальнейшем разрабатывать четкие рекомендации по их урегулированию для избегания разрушительных последствий. 

           В настоящий момент издано много книг и пособий как избежать конфликтные ситуации и урегулировать тот или иной спор с наименьшими потерями для обоих сторон, конфликтология – это комплексная наука которая появилась сравнительно недавно но уже успела сформироваться и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, историей, правом, этикой, рядом с других социальных и гуманитарных наук.

          Цель данной контрольной работы выяснить по каким этапам развивается конфликт, каковы его основные стадии.

          Предметом является особенности  развития конфликта, представляющий собой процесс, состоящий из определенных стадий. Динамика конфликта – это и есть процесс его изменения. Всякий конфликт может быть представлен тремя этапами: начало, развитие, завершение.

     К конфликту примыкают ещё два  периода: предконфликтный и послеконфликтный.

     Таким образом, общая схема динамики конфликта  складывается из следующих периодов:

       1. предконфликтная ситуация (латентный период);

       2. открытый конфликт (собственно конфликт):

       • инцидент (начало конфликта),

       • эскалация (развитие) конфликта

       • завершение конфликта;

          3. послеконфликтный период. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     1 ПРЕДКОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ 

     Предконфликтная ситуация – это возможность, а  не действительность конфликта, который  не возникает на пустом месте, а вызревает  постепенно, по мере развития обострения противоречий его вызывающих. Эти  противоречия вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту.

     Предконфликтная ситуация характеризуется тем, что  она создает реальную возможность  конфликта. Но она может быть разрешена и «мирным» путем, если условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут «сняты» в результате осознания ситуации в качестве предконфликтный. Само осознание причин конфликта может быть как адекватным (правильным), так и неадекватным. При неадекватном осознании причин конфликт не может быть устранен окончательно, ибо истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать. Неадекватное осознание проблемной ситуации может иметь следующие последствия:

     1) оно может способствовать сдерживанию, затягиванию возникновения открытого конфликта;

     2) оно может способствовать форсированию  наступления явного конфликта,  его искусственному подталкиванию.  Важно отметить, что различные  оппоненты потенциального конфликта  могут быть заинтересованы в неадекватной оценке и неадекватном восприятии опасности противоречий и факторов, возникших в предконфликтной ситуации, и сознательно вводить в заблуждение других участников будущего конфликта. Цели этой дезинформации и дезориентации противника потенциального конфликта могут быть направлены либо на сдерживание будущего единоборства, либо на провоцирование одного из оппонентов конфликта к форсированию противоборства. В первом случае опасность противоречий предконфликтной ситуации сознательно преуменьшается, во втором – преувеличивается. Но в любом случае сознательная ложная оценка предконфликтной ситуации используется одной из сторон в своих интересах. Таким образом, адекватное и своевременное осознание предконфликтной ситуации является важнейшим условием наиболее оптимального разрешения предконфликтной ситуации и эффективным способом предотвращения возможного конфликта. Правильное осмысление противоречий на этой стадии позволяет предпринять меры по их урегулированию еще до начала открытого конфликта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ОТКРЫТЫЙ КОНФЛИКТ 

     Эта стадия характеризуется прежде всего  наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения  соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента. Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Поскольку открытый "обмен ударами" хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели. Наблюдая самый обычный уличный инцидент, можно увидеть, что окружающие редко остаются равнодушными: они возмущаются, сочувствуют одной стороне и могут быть легко втянуты в активные действия. Таким образом, активные открытые действия обычно расширяют сферу конфликта, они ясны и предсказуемы. Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в конфликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть соперничающую сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. По определению, сформулированному В. Лефевром, рефлексивное управление - это способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Это означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал эту информацию. Таким образом, любые "обманные движения", провокации, интриги, маскировки, создание ложных объектов и вообще любая ложь представляют собой рефлексивное управление. Причем ложь может иметь сложное строение, например передача правдивой информации, чтобы ее приняли за ложную. Итак, действия в непосредственном конфликте могут быть весьма разнообразными - открытыми, скрытыми, непосредственными, опосредованными, физическими, психологическими и идеологическими.                                                                           По своему внутреннему содержанию конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных норм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рациональных конфликтов. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, компромиссу, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается. Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным. С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику. Так, во время межнациональных конфликтов создается образ "чужой" национальности как некультурной, жестокой, обладающей всеми мыслимыми пороками, причем этот образ распространяется обычно на всех без исключения представителей другой национальности. Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Поэтому желание некоторых руководителей организаций искусственно вызвать конфликт для разрешения спорной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать лишь до определенного предела и после перехода конфликта на эмоциональный уровень его уже невозможно погасить, а можно только локализовать.

     Чаще  всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых  людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный  настрой, ненависть и другим поколениям. Тогда конфликт продолжается достаточно длительное время, то затухая, то вновь разгораясь. Нужна настоящая ломка сознания, чтобы уничтожить стереотипы неприязни и ненависти.

     Весьма  характерным моментом на этапе непосредственно  конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Одним из критериев подхода к критической точке можно считать интеграцию, однонаправленность усилий каждой из конфликтующих сторон, сплоченность групп, участвующих в конфликте. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или, если конфликтная ситуация осталась прежней и не устранены причины, вызывающие фрустрирующее состояние, к новому всплеску сил противостояния, к новому подъему, новой критической точке.

     Важно знать время прохождения критической  точки, так как после этого  ситуация в наибольшей степени поддается управлению. В то же время вмешательство в критический момент, на пике конфликта бесполезно или даже опасно. Руководителю, общественному деятелю лучше воздействовать на ход развития конфликта либо до критического состояния, либо после него. Достижение критической точки и ее прохождение во многом зависят от внешних по отношению к участникам конфликта обстоятельств, а также от ресурсов и ценностей, вносимых в конфликт извне.

     Вместе  с тем встречаются и исключения из правил, когда конфликт, даже не достигая критической точки, быстро прекращается, несмотря на активное влияние и приток ресурсов извне. Такое протекание конфликта может наблюдаться в случае появления катарсиса - снижения интенсивности социального процесса при минимуме изменений факторов, определяющих его интенсивность. Явление катарсиса наиболее часто встречается в политических конфликтах. Когда население поддерживает определенную политическую партию, проводится идеологическая работа, используются материальные средства поддержки, неожиданно для руководителей партии наступает состояние полного бездействия и апатии, равнодушия, при которых невозможны активные действия. Причины появления катарсиса в конфликтных ситуациях не известны и совершенно не изучены.

     Если  намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Противоречие интересов достигает такой степени, что их уже невозможно не замечать или скрывать, они мешают нормальному взаимодействию сторон, которые превращаются в открытых оппонентов, противостоящих друг другу. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы.1 На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своих интересов. Каждый из субъектов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников и средств давления на другого. В ход пускаются не только «дозволенные», общепринятые, но и «грязные» средства, способы и технологии давления на оппонента, который с этого времени считается не иначе как « противником», «врагом». Ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утверждение собственных интересов.

     Внутри этого периода можно выделить свои внутренние этапы, которые характеризуются различной степенью напряженности, обозначающиеся как: 1) инцидент, 2) эскалация, 3) завершение конфликта. 

     2.1 Инцидент

     Инцидент  – это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта следует отличать от его повода, т.е. того конкретного события, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но в любом случае повод еще не есть конфликт. В отличии от этого инцидент – это уже конфликт, его начало. Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на «своих» и «чужих», друзей и врагов, союзников и противников. Однако реальные силы оппонентов до конца не известны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта. И эта неопределенность истинных сил и ресурсов (материальных, физических, финансовых, психических, информационных и т. д.) противника является важным фактором сдерживания развития конфликта на его начальной стадии. Вместе с тем эта неопределенность способствует и дальнейшему развитию конфликта. Если бы обе стороны имели четкое представление о потенциале противника, его ресурсах, то многие конфликты были бы прекращены с самого начала. Более слабая сторона не стала бы усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, недолго думая, подавила бы противника своей мощью. В обоих случаях инцидент был бы достаточно быстро исчерпан. Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта не демонстрируется, хотя все силы уже начинают приводить в боевое состояние. Однако даже после инцидента можно решить конфликт мирным путем, посредством переговоров прийти к компромиссу между субъектами конфликта. 

Информация о работе Конфликтология