Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:31, контрольная работа
Цель контрольной работы: рассмотреть предмет, задачи, развитие и становление конфликтологии как науки.
Задачи:
Рассмотреть предмет и задачи конфликтологии;
Рассмотреть историю возникновения конфликтологии;
Описать процесс становления конфликтологии и её роль в современном российском обществе.
Введение ……………………………………………………….……….……………3
1. Конфликтология: предмет, задачи, развитие и становление как науки ..….….5
1.1 Конфликтология, её предмет и задачи ….……………..………………………5
1.2 История развития конфликтологии ………………………….………………...6
1.3 Процесс становления конфликтологии как науки ..…….…….………………11
2. Роль конфликтологии в современном российском обществе .………...…..….17
Заключение……………………………………………………….………………….19
Список литературы …………………………………………….…………………...20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФБОУ ВПО
УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
Кафедра «Социологии и социально-коммуникационных технологий»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Конфликтология»
по теме: «Конфликтология как наука. Роль в современном российском обществе»
Сидоров Э.С
Проверил(а):
Уфа – 2012 г
Содержание
Введение
……………………………………………………….……….…………
1. Конфликтология: предмет, задачи, развитие и становление как науки ..….….5
1.1 Конфликтология,
её предмет и задачи ….……………..…
1.2 История развития конфликтологии ………………………….………………...6
1.3 Процесс становления конфликтологии как науки ..…….…….………………11
2. Роль конфликтологии в современном российском обществе .………...…..….17
Заключение……………………………………………………
Список литературы …………………………………………….…………………...20
Введение
Одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни это конфликты. Конфликт - это столкновение сторон, мнений, сил.
Общеизвестно, что жизнь индивида
в обществе очень противоречива
и это часто ведет к
В истории человеческой цивилизации существует множество разного рода конфликтов. Одни конфликты были между отдельными людьми, другие охватывали десятки стран и народов, и даже континенты, а третьи вовлекали разные социальные общности. Человечество пытается решить возникающие противоречия с древнейших времен и мечтает о бесконфликтном обществе. Возникнув государственность тоже рассматривается как стремление создать многофункциональный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.
В течение многих веков лучшие умы нашей планеты создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а иногда даже пытались воплотить их в реальную жизнь.
К сожалению, данные процессы заканчивались неудачей и порождались еще более жестокие конфликты.
Сегодня конфликты – это обыденная реальность. Может быть, 21 век поставит человечество перед выбором: стать ему веком конфликтности, либо он будет самым последним веком в нашей истории. Конфликты в XX в. стали главной причиной гибели людей. Две мировые войны, местные военные конфликты, многочисленная вооруженная борьба за власть, самоубийства, убийства, противоречия между отдельными людьми несогласия, - все эти виды конфликтов приблизительно унесли в прошлом столетии до 300 миллионов человек. Сегодня медленное, но постоянное совершенствование оружия массового поражения, испытание ядерного оружия говорят о возрастании угрозы войны с применением этого самого оружия. Внутренняя политическая борьба - это решающий фактор развития большинства государств. Что касается конфликтов в организациях, то они нередко оказывают определенное влияние на качество их деятельности. Согласие как в семье так и с самим собой является важнейшим условием счастливой жизни каждого индивида.
Данные факты говорят о
Для того чтобы эффективно решить возникающие проблемы каждому человеку необходимо освоить необходимый уровень практических навыков и теоретических знаний поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о возникновении и способах решения этих самых конфликтов.
Объект работы – конфликтология как наука.
Предмет работы – конфликтология в зеркале времени.
Цель контрольной работы: рассмотреть предмет, задачи, развитие и становление конфликтологии как науки.
Задачи:
1. Конфликтология: предмет, задачи, развитие и становление как науки
1.1 Конфликтология, её предмет и задачи
Конфликтология – отрасль
Конфликтология – отрасль
Конфликтология – это система
знаний о закономерностях и механизмах
возникновения и развития конфликтов,
а также о принципах и
Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования. Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Практическое приложение конфликтологии вызвано уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением “худой мир лучше доброй ссоры”, люди, тем не менее, не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым “выходом” из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию в совместных делах, частных и общих интересах, нормах поведения. Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими. Конфликтология реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.3
1.2 История развития
С давних времен конфликты привлекали
к себе внимание человека. Во многих
дошедших до нас памятниках литературного
искусства встречаются
Исследования по данной проблеме дошедшие до нас относятся к VII-VI векам до н.э. Китайские мудрецы тех времен писали, что источником развития всего существующего на земле – будь то взаимоотношения, присущие материи положительных и негативных сторон, которые находятся в непрерывном противостоянии и приводят к конфликту их носителей.4
Еще в VI в. до н.э. Конфуций в своих изречениях подчеркивал, что злобу, а с ней и конфликты, необходимо улучшать нравы, избегать ссор, устранять пороки. Сам Конфуций имел несомненные достоинства, по словам его учеников, был “ласков, добр, почтителен, бережлив и уступчив”. По крайней мере, четыре недостатка ему были чужды: “упрямство, склонность к домыслам, излишняя категоричность, себялюбие”.5
В древней Греции возникло философское учение о противоположностях, а также их роли в появлении вещей. Анаксимандр (около 640-546 гг. до н.э.) утверждал, что вещи появляются из постоянного движения «апейрона» - целого материального начала, которое приводит к вычленению из него противоположностей. Гераклит (конец VI - начало V вв. до н.э.) попытался раскрыть причину движения, представить передвижение вещей как закономерный, необходимый процесс, возникающий в борьбе противоположностей. «Борьба всеобща и все происходит через борьбу и по необходимости»,- утверждал он.6
К тому периоду относятся первые выводы о роли войны как социального конфликта. Платон (около 428-347 гг. до н.э) рассматривал вону как величайшее зло, а Гераклит утверждал что война является отцом и царем всего сущего. Он считал, что когда-то существовал «золотой век», и в этот период «люди любили друг друга и были доброжелательными». Хотя, в «идеальном государстве» Платона можно найти воины, готовые немедленно выступить в поход.7
Такие выдающиеся умы античности,
как Платон и Аристотель (V–IV вв.
до н. э.) также уделяли конфликтам
внимание. Они утверждали: человек
по своей сути существо общественное;
а отдельный человек
Мыслителю прошлого Гераклиту противоречил Геродот (около 490-424 гг. до н.э.) утверждавший, что «никто не безрассуден настолько, чтобы предпочесть войну миру, ведь во время войны отцы хоронят своих детей, во время же мира - дети отцов».9
Философы прошлого, осознавали неизбежность конфронтаций в обществе и как раз тогда пытались выявить критерии «несправедливого» и «справедливого» насилия. К примеру, Цицерон (106 - 43 гг. до н.э) выдвинул тезис о «благочестивой и справедливой войне» для отмщения за причиненное зло и для изгнания из страны врага, который в нее вторгся. Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345 - 430 гг.) добавлял к тезису Цицерона свое утверждение о «справедливости намерений» ведущего войну. Рассуждения Аврелия о войне и мире, раскрытые в работе «О граде Божьем», своевременно звучат: «те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят другого мира, отвечающему его желаниям».10
Фома Аквинский, мыслитель средних веков (1225-1274 гг.) развивая тезисы о возможности войны в обществе, определил условие справедливости войны: «для нее должна быть авторизованная компетенция», имея ввиду санкцию государственной власти. Тем не менее, он утверждал, что «война и насилие являются всегда грехом».11
Флорентийский государственный деятель и теоретик Николо Макиавелли (1469-1526 гг.) один из первых попытался провести систематический анализ социальных конфликтов. Основные ценности, выдвинутой им концепции, заключается в отходе от преобладавших в то время божественных взглядов на развитие общества. Макиавелли считал, что конфликт является универсальным и постоянным состоянием общества ввиду корыстной сущности человека, стремления разных групп неограниченному и постоянному обогащению. Великий теоретик средневековья считал знать, собравшую в своих руках всю государственную власть - одним из источников конфликта. В это выражалось его отрицательное отношение к дворянству. Тем не менее, Н.Макиавелли видел в конфликтах кроме разрушительной еще и созидательную функцию. Мыслитель считал, чтобы уменьшить негативную роль конфликта, необходимо правильно воздействовать на него и в этом заключается миссия государства.12
Эразм Роттердамский, Томас Мор, Френсис Бэкон и другие гуманисты резко осуждали средневековые смуты, социальные беспорядки и кровопролитные междоусобицы. Они выступали за добро и мир между людьми, как решающим фактором общественного развития.
Эразм Роттердамский (1469-1535 гг.) считавший, что «война сладка лишь для тех, кто ее не знает», подчеркивал наличие собственной логики разгоревшегося конфликта, который возрастает, подобно цепной реакции, вовлекая в свое влияние все новые слои населения этой страны.13
Гуго Гроций (1548 - 1645 гг.) рассматривал возможность войны между суверенными государствами, которые убеждены в своей правоте. Именно его рассуждения в последствии заложили основу для одних из последних понятий нейтралитета.
Также интересны идеи относительно происхождения конфликта, выдвинутые английским философом Ф.Бэконом (1561 -1626 гг.), которые провел основательный теоретический анализ в системе причин социальных конфликтов внутри страны.
Томас Гоббс и Джон Локк полагали, что человек есть самоценное отдельное существо, для которого остальные люди являются только средой обитания. Личность в соотнесении с обществом имеет приоритет. Состояние общественных связей в естественном виде – “война всех против всех”, а люди в ней выступают в качестве врагов или партнеров.14
Информация о работе Конфликтология как наука. Роль в современном российском обществе