Конфликтология как наука. Роль в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: рассмотреть предмет, задачи, развитие и становление конфликтологии как науки.
Задачи:
Рассмотреть предмет и задачи конфликтологии;
Рассмотреть историю возникновения конфликтологии;
Описать процесс становления конфликтологии и её роль в современном российском обществе.

Содержание

Введение ……………………………………………………….……….……………3
1. Конфликтология: предмет, задачи, развитие и становление как науки ..….….5
1.1 Конфликтология, её предмет и задачи ….……………..………………………5
1.2 История развития конфликтологии ………………………….………………...6
1.3 Процесс становления конфликтологии как науки ..…….…….………………11
2. Роль конфликтологии в современном российском обществе .………...…..….17
Заключение……………………………………………………….………………….19
Список литературы …………………………………………….…………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по конфликтологии.docx

— 59.43 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФБОУ ВПО

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И  СЕРВИСА

 

Кафедра «Социологии и социально-коммуникационных технологий»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Конфликтология»

по теме: «Конфликтология как наука. Роль в современном российском обществе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Выполнил:

                                                                                    студент группы: ГЗК – 21

                                                          Сидоров Э.С

                                                            Проверил(а):

                                                             

 

 

Уфа – 2012 г 
Содержание

 

Введение ……………………………………………………….……….……………3

1. Конфликтология: предмет, задачи, развитие и становление  как науки ..….….5

1.1 Конфликтология, её предмет и задачи ….……………..………………………5

1.2 История  развития конфликтологии ………………………….………………...6

1.3 Процесс становления конфликтологии как науки ..…….…….………………11

2. Роль конфликтологии в современном российском обществе .………...…..….17

Заключение……………………………………………………….………………….19

Список  литературы …………………………………………….…………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одно из важнейших явлений современной  социальной и политической жизни  это конфликты. Конфликт - это столкновение сторон, мнений, сил.

Общеизвестно, что жизнь индивида в обществе очень противоречива  и это часто ведет к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

В истории человеческой цивилизации  существует множество разного рода конфликтов. Одни конфликты были между  отдельными людьми, другие охватывали десятки стран и народов, и  даже континенты, а третьи вовлекали  разные социальные общности. Человечество пытается решить возникающие противоречия с древнейших времен и мечтает  о бесконфликтном обществе. Возникнув  государственность тоже рассматривается  как стремление создать многофункциональный  механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.

В течение многих веков лучшие умы нашей планеты создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а иногда даже пытались воплотить их в реальную жизнь.

К сожалению, данные процессы заканчивались  неудачей и порождались еще более  жестокие конфликты.

Сегодня конфликты – это обыденная  реальность. Может быть, 21 век поставит человечество перед выбором: стать  ему веком конфликтности, либо он будет самым последним веком  в нашей истории. Конфликты в XX в. стали главной причиной гибели людей. Две мировые войны, местные  военные конфликты, многочисленная вооруженная борьба за власть, самоубийства, убийства, противоречия между отдельными людьми несогласия, - все эти виды конфликтов приблизительно унесли в  прошлом столетии до 300 миллионов  человек. Сегодня медленное, но постоянное совершенствование оружия массового  поражения, испытание ядерного оружия говорят о возрастании угрозы войны с применением этого  самого оружия. Внутренняя политическая борьба - это решающий фактор развития большинства государств. Что касается конфликтов в организациях, то они  нередко оказывают определенное влияние на качество их деятельности. Согласие как в семье так и  с самим собой является важнейшим условием счастливой жизни каждого индивида.

Данные факты говорят о решающей роли конфликтов в жизни каждого  человека, организации, государства, семьи, общества, а также человечества в  целом.

Для того чтобы эффективно решить возникающие проблемы каждому человеку необходимо освоить необходимый  уровень практических навыков и  теоретических знаний поведения  в конфликтных ситуациях, а также  знания о возникновении и способах решения этих самых конфликтов.

Объект работы – конфликтология как наука.

Предмет работы – конфликтология в зеркале времени.

Цель контрольной работы: рассмотреть предмет, задачи, развитие и становление конфликтологии как науки.

Задачи:

  1. Рассмотреть предмет и задачи конфликтологии;
  2. Рассмотреть историю возникновения конфликтологии;
  3. Описать процесс становления конфликтологии и её роль в современном российском обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Конфликтология: предмет, задачи, развитие и становление как  науки

1.1 Конфликтология, её предмет и задачи

Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах  и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.

Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.1

Конфликтология – это система  знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях  управления ими.2

Конфликтология представляет собой  отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения –  социальная природа, причины, типы и  динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования. Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Практическое приложение конфликтологии вызвано уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением “худой мир лучше доброй ссоры”, люди, тем не менее, не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым “выходом” из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию в совместных делах, частных и общих интересах, нормах поведения. Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими. Конфликтология реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.3

 

1.2 История развития конфликтологии

С давних времен конфликты привлекали к себе внимание человека. Во многих дошедших до нас памятниках литературного  искусства встречаются упоминания о конфликтах. К примеру, эпизод с  “яблоком раздора”, а также “судом Париса”; библейском сказание о раздоре  между Каином и Авелем – сыновьями  Адама и Евы; кроме того, можно  вспомнить и русские былины.

Исследования по данной проблеме дошедшие до нас относятся к VII-VI векам до н.э. Китайские мудрецы тех времен писали, что источником развития всего существующего на земле – будь то взаимоотношения, присущие материи положительных и негативных сторон, которые находятся в непрерывном противостоянии и приводят к конфликту их носителей.4

Еще в VI в. до н.э. Конфуций в своих  изречениях подчеркивал, что злобу, а с ней и конфликты, необходимо улучшать нравы, избегать ссор, устранять  пороки. Сам Конфуций имел несомненные  достоинства, по словам его учеников, был “ласков, добр, почтителен, бережлив и уступчив”. По крайней мере, четыре недостатка ему были чужды: “упрямство, склонность к домыслам, излишняя категоричность, себялюбие”.5

В древней Греции возникло философское  учение о противоположностях, а также  их роли в появлении вещей. Анаксимандр (около 640-546 гг. до н.э.) утверждал, что  вещи появляются из постоянного движения «апейрона» - целого материального начала, которое приводит к вычленению из него противоположностей. Гераклит (конец VI - начало V вв. до н.э.) попытался раскрыть причину движения, представить передвижение вещей как закономерный, необходимый процесс, возникающий в борьбе противоположностей. «Борьба всеобща и все происходит через борьбу и по необходимости»,- утверждал он.6

К тому периоду относятся первые выводы о роли войны как социального  конфликта. Платон (около 428-347 гг. до н.э) рассматривал вону как величайшее зло, а Гераклит утверждал что война является отцом и царем всего сущего. Он считал, что когда-то существовал «золотой век», и в этот период «люди любили друг друга и были доброжелательными». Хотя, в «идеальном государстве» Платона можно найти воины, готовые немедленно выступить в поход.7

Такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель (V–IV вв. до н. э.) также уделяли конфликтам внимание. Они утверждали: человек  по своей сути существо общественное; а отдельный человек представляет собой лишь часть общества; начало, заложенное в человеке, придает ему  способность к сотрудничеству и  взаимопониманию с другими людьми. По словам Аристотеля, источники конфликтов состоят в неравенстве людей  по получению почестей и обладанию  имуществом, а так же в страхе, наглости, происках, пренебрежении, чрезмерном возвышении одних, несходстве характеров, и унижении других.8

Мыслителю прошлого Гераклиту противоречил Геродот (около 490-424 гг. до н.э.) утверждавший, что «никто не безрассуден настолько, чтобы предпочесть войну миру, ведь во время войны отцы хоронят  своих детей, во время же мира - дети отцов».9

Философы прошлого, осознавали неизбежность конфронтаций в обществе и как раз тогда пытались выявить критерии «несправедливого» и «справедливого» насилия. К примеру, Цицерон (106 - 43 гг. до н.э) выдвинул тезис о «благочестивой и справедливой войне» для отмщения за причиненное зло и для изгнания из страны врага, который в нее вторгся. Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345 - 430 гг.) добавлял к тезису Цицерона свое утверждение о «справедливости намерений» ведущего войну. Рассуждения Аврелия о войне и мире, раскрытые в работе «О граде Божьем», своевременно звучат: «те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят другого мира, отвечающему его желаниям».10

Фома Аквинский, мыслитель средних  веков (1225-1274 гг.) развивая тезисы о возможности  войны в обществе, определил условие  справедливости войны: «для нее должна быть авторизованная компетенция», имея ввиду санкцию государственной  власти. Тем не менее, он утверждал, что «война и насилие являются всегда грехом».11

Флорентийский государственный деятель  и теоретик Николо Макиавелли (1469-1526 гг.) один из первых попытался провести систематический анализ социальных конфликтов. Основные ценности, выдвинутой им концепции, заключается в отходе от преобладавших в то время божественных взглядов на развитие общества. Макиавелли считал, что конфликт является универсальным и постоянным состоянием общества ввиду корыстной сущности человека, стремления разных групп неограниченному и постоянному обогащению. Великий теоретик средневековья считал знать, собравшую в своих руках всю государственную власть - одним из источников конфликта. В это выражалось его отрицательное отношение к дворянству. Тем не менее, Н.Макиавелли видел в конфликтах кроме разрушительной еще и созидательную функцию. Мыслитель считал, чтобы уменьшить негативную роль конфликта, необходимо правильно воздействовать на него и в этом заключается миссия государства.12

Эразм Роттердамский, Томас Мор, Френсис Бэкон и другие гуманисты резко осуждали средневековые смуты, социальные беспорядки и кровопролитные междоусобицы. Они выступали за добро и мир между людьми, как решающим фактором общественного развития.

Эразм Роттердамский (1469-1535 гг.) считавший, что «война сладка лишь для тех, кто ее не знает», подчеркивал наличие собственной логики разгоревшегося конфликта, который возрастает, подобно цепной реакции, вовлекая в свое влияние все новые слои населения этой страны.13

Гуго Гроций (1548 - 1645 гг.) рассматривал возможность войны между суверенными государствами, которые убеждены в своей правоте. Именно его рассуждения в последствии заложили основу для одних из последних понятий нейтралитета.

Также интересны идеи относительно происхождения конфликта, выдвинутые английским философом Ф.Бэконом (1561 -1626 гг.), которые провел основательный теоретический анализ в системе причин социальных конфликтов внутри страны.

Томас Гоббс и Джон Локк полагали, что человек есть самоценное отдельное  существо, для которого остальные  люди являются только средой обитания. Личность в соотнесении с обществом  имеет приоритет. Состояние общественных связей в естественном виде – “война всех против всех”, а люди в ней  выступают в качестве врагов или  партнеров.14

Информация о работе Конфликтология как наука. Роль в современном российском обществе