Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 10:49, реферат
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без их функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив -формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами.
Введение 3
1.Конфликтология как наука 5
Конфликт как объект конфликтологии 5
Причины конфликтов 7
Функции конфликта 10
2.Природы и механизмы конфликтофобии 12
Заключение 20
Во-вторых, для вступления в конфликт, его эскалации требуется, чтобы все потенциальные участники оного как бы «дали добро» к его началу: «обменялись любезностями», что в свою очередь, заставляет людей перешагнуть определенную черту: внутренний предел дозволенного во взаимоотношениях соглашательства. Для этого надо не просто перешагнуть через страх, а обладать соответствующим «воинственным» духом, темпераментом, допускающим такой психологический «перегрев».
В-третьих, в конфликт никогда не вступит человек, для которого проблема или вопрос, требующий разрешения, не представляет важности, и не потребует соизмеримых психических и, может быть, физических затрат для защиты: мотив для конфронтации должен быть сопоставим с масштабом самой конфронтации.
Другой, не менее важной причиной конфликтофобии, может быть элементарное незнание о возможном, обоюдно полезном разрешении конфликта без его зачастую грубой дезактуализации.
Б. И. Хасан, один из известных отечественных исследователей конфликта в своей книге «Психотехника конфликта и конфликтная компетентность» пишет: «Наиболее важный пункт в психологическом обсуждении конфликта заключается в том, что любой конфликт независимо от его содержания и феноменальной представленности (внешний или внутренний) образуется как структура расщеплением "Я" (или другого типа целостности), а как процесс — взаимоизменением столкнувшихся действий (образов действий).
Настаивая на том, что этот тезис имеет отношение не только к внутреннему, но и к внешнему конфликту, хочу обратить внимание на достаточно типичное игнорирование существенной разницы между столкновением и взаимоизменением деятельностей и "натолкновением" и изменением одной деятельности (без характеристики "взаимо"). Исследования интроспективных фиксаций в том и в другом случае показывают, что существуют, по крайней мере, два типа интерпретаций инцидента (независимо от бихевиоральной, гещтальт или когнитивной ориентации), которые являются основаниями для дальнейшего разворачивания действий либо как конфликта, либо как преодоления препятствия (еще раз специально подчеркиваю это как разное). Второй вариант традиционно понимается как фрустрация со всеми возможными вытекающими отсюда исходами, в том числе и конфликтом. Но это как бы лежит в нем дальше. Первый же вариант интресен тем, что в нем сразу реализуется расщепление определенной целостности на носителей разных действий.
Таким образом, я утверждаю, что взаимопринятие каждой из столкнувшихся сторон действий (образов действий) другой стороны — сцепление с момента столкновения и вгшоть до разрешения — автономизации действий с новыми или сохраненными качествами и возвратом целостности — есть необходимый атрибут любого конфликта и, более того, его сущностная характеристика как организованности и специального психологического явления.
Вариативность действий (образов действий) немедленно рождает болезненную трудность выбора. Поскольку единовременно действие может быть совершено только одно, то выбор требуется однозначный.
В традиционно-психологическом понимании
содержание действий
выбора представляет собой ядро картины
конфликта. Основная ее
проблематика состоит в том, что расщепление
"Я" или какой-либо другой
целостности образует одновременно несколько
инстанций, актуализация
которых в неизменном виде невозможна.
Например, актуализация
учительской позиции по отношению к ученику
делает невозможной
одновременную актуализацию родительской
позиции; какая-то из них или
обе должны измениться для решения одной
ситуации....Понятно, что
возможность применения кооперативной
или компромиссной стратегии
предполагает возможность неодн
откладывающегося решения, оставляя вместе с тем линейную картину развития конфликта в промежутке между полюсами:
выигрыш проигрыш
Сторона А Сторона Б
проигрыш выигрыш
.. Преодоление такого расщепления (разрешение конфликта) и восстановление единства — целостности "Я" — в ситуации выбора порождает самую тяжелую (потому и болезненно переживаемую) проблему отказа. Отказ от одного из образов действии означает вместе с тем и необходимость дискредитации инстанции-носителя (автора), а ведь это тоже "Я"!
Итак, я подчеркиваю первую составляющую механизма конфликтофобии, которая формулируется примерно так: "Конфликт — это выбор; выбор — это всегда отказ; отказ от себя, даже частично — болезненно и страшно!".
Этот механизм необходимо (неизбежно) существует на базе необходимого (неизбежного) конфликта — в обыденном сознании как стремление избежать или изжить то, чего избежать невозможно. Индивидуальный опыт личных переживаний подобного типа формирует соответствующие фобические установки»5.
Таким образом, конфликтофобия зиждется на стереотипах, что конфликты мешают прогрессу, что " в хороших коллективах не бывает конфликтов", что "худой мир лучше доброй ссоры". Она основана на том, что конфликт отождествляется с конфликтным взаимодействием, конфронтацией.
Поэтому люди стремятся поддерживать хорошие отношения дома и на работе, не любят осложнять отношения и плохо переносят межличностные трудности. Стремление к взаимной близости сохраняется у каждого человека с детства и на протяжении всей жизни. Негативные установки в отношении конфликтов усиливаются социокультурными факторами. Человеческая общность немыслима без сотрудничества своих членов. Все виды социальных структур во все времена были ориентированы на человеческую солидарность, сплоченность, что является основанием их устойчивости. Любое жизнеспособное сообщество всегда будет в той или иной форме порицать или прямо осуждать разрыв отношений, плохие взаимоотношения, одиночество, неудачный брак и т. п., которые рассматриваются как социальная неудача. Трудно спорить с тем, что жизнь в согласии лучше, чем противоречия, споры, враждебность и конфликты.
5 Цит. по: Леонов Н. И. Конфликтология: хрестоматия. - М.: Логос, 2001. - С. 182.
Однако, всем зрелым, (т.е. уже не инфантильным) людям, из которых часто получаются неплохие руководители, рано или поздно становиться ясно, что хорошие отношение не там, где отсутствуют конфликты, а там, где с ними работают. Сами по себе они не исчезают, а либо разрешаются, приводя к сотрудничеству, взаимному развитию, и сближению, либо "заметаются под ковер", ожидая повода для эскалации, которого ждать долго, как правило, не приходится.
При более внимательном взгляде в существо этой проблемы вырисовывается другой подход, другая точка зрения, согласно которой конфликт не только негативное социальное явление, но также еще и позитивное, как норма развития социальных отношений, нормальное состояние общества и коллектива6.
Слишком много гармонии в организации, считает американский специалист по менеджменту Б. Уоррен, - вещь опасная . Гармония в управлении всегда отдает фальшью. В управлении организацией важен такой фактор, как "созидательная конфронтация". Окружая себя людьми, которые достаточно подготовлены, чтобы иметь свое профессиональное мнение, и достаточно независимы в своих суждениях, чтобы открыто его излагать, оуководитель формирует команду, которая будет отстаивать истинные интересы всей организации.
Самые распространенные из социальных страхов и установок:
Страх прояснять ситуацию - не только из-за того, что ее выгодно оставлять мутной. Часто люди считают неприличным "раскапывать" свои и чужие мотивы (целых два стереотипа: "меньше знаешь, крепче спишь" и "не пускай в душу, наплюют").- Напряжение, возникающее во время разрешения конфликта, довольно дискомфортно для участников, и, вполне естественно, что они не желают его испытывать, не имея веры в результат (стереотип: будут искать виноватого).
Готовность к разрешению конфликтов - ключевой фактор, определяющий исход конфликта. Желание сотрудничать, повышает самооценку человека, делает его более уверенным, сильным. Иногда даже одного этого уже достаточно для позитивного выхода из конфликта в пользу развития.
6 Социальная конфликтология// Дедов Н.П., Морозов А.В., Сорокина Е.Г., Суслова Т.Ф.
7 Цит по: Сивкова Г. Как управлять
конфликтом // Журнал "Тпе СН1ЕР" -
2002 - № 11.
Заключение
Подводя итог работе, можно заключить следующее.
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество). Часто отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.
В психологии общепризнанно мнение о том, что возникновению конфликта неизбежно предшествует субъективное отражение ситуации, именно восприятие ситуации как конфликтной «создает» конфликт -«запускает» для субъекта необходимость реагирования в виде выбора соответствующей стратегии конфликтного взаимодействия.
Современная конфликтология выделяет два принципа в исследовании конфликта. Во-первых, признания конфликтов в качестве закономерностей и естественной характеристики социальных отношений, возможности протекания конфликтов в разнообразных, в том числе и конструктивных формах. Во-вторых, утверждение принципиальной возможности управления конфликтами.
Неотъемлемыми атрибутами субъекта конфликта
является
биполярность. Биполярность как наличие
и противостояние двух начал,
означает одновременное существование в пространственно-временном
континууме взаимосвязанных и в
взаимодействующих сторон. Противоположно направленными силами, которые сталкиваются в конфликте, могут выступать цели, интересы, мнения, позиции сторон. Конфликт возникает, если человек воспринимая сложившуюся ситуацию как неприемлемую для него, начинает что-то предпринимать, возникает «активность», направленная на преодоление противоречия, изменение ситуации, т.е. активность, выступает вторым универсальным признаком конфликта. Одной из стратегий поведения в конфликтной ситуации является уход, избегание конфликта. Такое поведение порождает конфликтофобия - страх перед конфликтом.