Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:03, контрольная работа
В данной работе мы рассмотрим особенности конфликтов в психологии.
Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что вовторой половине XX в. выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Конфликты в общении
1.Введение…………………………………………………………...2стр.
2. Конфликты и роль конфликта в общении……………………....2стр.
3.Виды конфликтов………………………………………………..3стр.
4.Основные причины конфликта…………………………………4стр.
5.Управление конфликтом: способы профилактики
и разрешения…………………………………………………….7стр.
6.Заключение……………………………………………………....10стр.
7.Список литературы……………………………………………..11стр.
Содержание :
1.Введение……………………………………………………
2. Конфликты и роль
конфликта в общении……………………...
3.Виды конфликтов…………………………………
4.Основные причины конфликта……
5.Управление конфликтом:
способы профилактики
и разрешения……………………………………………………
6.Заключение………………………………………………
7.Список литературы……………………………
Введение
Общение - необходимое условие
нормального развития человека как
члена общества и как личности,
условие его духовного и
В данной работе мы рассмотрим особенности конфликтов в психологии.
Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что вовторой половине XX в. выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Конфликты в общении
1 Конфликты и роль конфликта
в общении
В психологии конфликт определяется как
«столкновение противоположно направленных,
несовместимых друг с другом тенденций
в сознании отдельно взятого индивида,
в межличностных взаимодействиях или
межличностных отношениях индивидов или
групп людей, связанное с отрицательными
эмоциональными переживаниями».
Как следует из определения, основу конфликтных ситуаций составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями,целями, различными представлениями о способе их достижения. Конфликт - это трудно разрешимое противоречие, возникшее между людьми и связанное с острыми эмоциональными переживаниями и конфликтными ситуациями.
Конфликты возникают среди людей постоянно, т.е. конфликты неизбежны, но надо уметь вести себя в конфликтной ситуации. Психологи разрабатывают рекомендации по избежанию конфликта.
Значение конфликта для сохранения межличностных отношений, для общения, а также роли конфликта в общении не однозначна, так как она зависит от его последствий. Все конфликты, в зависимости от их исхода, делятся на 2 группы:
Функциональные, конструктивные,когда проблема решается, восстанавливаются отношения, т.е. конфликт имеет положительное значение для сохранения отношений.
Дисфункциональные - приводят к нарушению отношений, они (если решения не удалось найти) становятся напряженными, вплоть до полного разрыва.
Оценка конфликта зависит также от позиции человека в конфликте:
а) победитель - для него это повышение самооценки, положительный эмоциональный настрой;
б) побежденный - для него
это понижение самооценки, ущемление
самолюбия, может быть обида, отчего
может быть стресс и нарушение
здоровья (психические и соматические
заболевания как следствие
2 Виды конфликтов
Основные виды конфликтов: внутриличностный;
межличностный; межгрупповой; конфликт
между личностью и группой.
Внутриличностный конфликт вызывается различными психологическими факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися ИЛИ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ несовместимыми: открытое столкновение мнений и потребностями, интересами, позиций сторон, желаниями, чувствами, ценностями, мотивами и т.п. В зависимости от того, какие внутренние стороны личности вступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный, неадекватной самооценки.
Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Другой распространенный конфликт этого типа - между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и специалистов, из-за неприятия нравственного облика и характера руководителя.
Межгрупповой конфликт возникает между различными (формальными и неформальными) группами в организации, между высшим и более низкими уровнями управления.
Межличностный конфликт - это столкновение между людьми в силу несовместимости их интересов, ценностей, личностных качеств. Межличностные конфликты (как и все другие конфликты) отличаются друг от друга: по глубине, по длительности, по частоте, по характеру проявления в реальном поведении.
Глубина конфликта определяется предметом противоречий (повод, ставший причиной столкновения), степенью включенностью личности в конфликт. По глубине конфликты бывают: а) глубокий (измена); б) неглубокие/поверхностные (претензии);
Длительность конфликта,
в свою очередь, зависит от предмета
конфликта и характера
Частота конфликта может отрицательно повлиять на глубину и длительность: частые конфликты по пустякам, при этом накапливается недовольство друг другом, конфликт приобретает глубокий и длительный характер. По частоте конфликты бывают: а) частые; б) редкие.
В зависимости от того, как конфликт проявляется в поведении и проявляется ли он вообще, различают конфликты: а) скрытые («мысленные»); б) явные (скандал «прямо в лоб»).
Скрытые конфликты - это несогласие по разным поводам, невысказывание вслух, при этом отношения становятся более напряженными, ибо недовольство друг другом, открыто не высказываемое, все равно проявляется в поведении (дистантность, мимика, жесты партнера выдают его истинное отношение и вызывают взаимную скрытую антипатию, которая может «прорываться» при любом подходящем предлоге и привести к открытой конфронтации.
3 Основные причины конфликта
Причины межличностных конфликтов бывают очень разные. Их можно разделить на две группы: 1) объективные; 2) субъективные.
Объективные - то есть никак не связаны с психологическими особенностями людей, выступающих в конфликт - так сложилась ситуация. Это объективные обстоятельства, предрасполагающие к возникновению противоречий и столкновений, независимых от того, какие люди оказываются в этой ситуации:
Нарушение принципа дистрибутивной справедливости.
Нарушение процесса делегирования - отсутствие четкого распределения обязанностей между взаимодействующими людьми.
Взаимосвязанность между людьми - то есть выполнение работы одним человеком зависит от выполнения работы другого человека.
Ограниченность ресурсов (единый и неделимый объект притязаний). Пример: отпуск в летнее время невозможен для всех работников.
Несоответствие ролевым ожиданиям. Поведение одного партнера не соответствует его роли в представлении другого. Пример: в семье при разделении обязанностей на мужские и женские, при этом ссоры неизбежны.
Нарушение коммуникаций (передачи информации, поручений и т.п.).
Объективные причины (неблагоприятные
обстоятельства) возникают в деятельности
и общении людей и создают
потенциальную возможность
Субъективные - связь с психологическими особенностями общающихся людей:. Различия в психологических качествах (свойствах характера, темперамента) и нетерпимость к этим различиям (психологическая несовместимость, отсюда ==> конфликт). Так, например холерик раздражает флегматика и наоборот.
Различия в системе ценностей, манере поведения.
Неспособность понять другого человека, неумение общаться, отсутствие навыков общения.
Конфликтность личности - главная причина: ситуативно-конфликтная личность - это человек, который обнаруживает предрасположенность к конфликту под влиянием ситуативных факторов. Этот конфликт определяется временным состоянием человека: утомление, недовольство собой, обида. Именно под влиянием ситуативных факторов обычно выдержанный человек в состоянии крайнего перенапряжения становится вспыльчивым, раздражительным, резким, способным к обострению отношений.
Постоянно-конфликтная личность вступает в конфликт постоянно, не зависит от ситуаций. Определяется типом характера в сочетании с темпераментом. Отличается устойчивой склонностью к конфликтному реагированию.
Демонстративная личность (истероидная) - стремление привлечь к себе внимание. Конфликт для них - средство привлечь к себе внимание. Они испытывают удовлетворение от конфликтов. Конфликт - их стихия. Демонстративная личность чаще провоцирует эмоциональный, а не рациональный конфликт.
Главная черта демонстративной личности - эгоцентризм + высокая самооценка + честолюбие, и отсутствие внимания к себе они интерпретируют как враждебное к ним отношение, как личное оскорбление.
Ригидная личность (негибкий, инертный человек) - неспособность человека принять чужую точку зрения и отказаться от своего мнения. Повышенная прямолинейность, упрямство, отсутствие гибкости, и в результате конфликт. Такая личность будет стоять на своем, честолюбива. Это «вязкий» эпилептоид. В ситуации конфликта ригидная личность проявляет болезненную обидчивость, подозрительность, повышенную чувствительность к реальной или мнимой несправедливости.
Импульсивная личность (неуправляемая)
- не анализирует конфликтную
Бесконфликтная личность - стремится угодить всем и каждому. Конформная личность уходит от конфликта или избегает их, но стремление уйти от проблемы вызывает недовольство у других, в результате - конфликт.
Конфликтность - свойство, мешающее
человеку приспособиться к своему социальному
окружению. Конфликтность, ставшую
свойством личности (постоянно-конфликтная
личность), трудно преодолеть рациональным
самоконтролем или
4 Управление конфликтом: способы
профилактики и разрешения
Устранить конфликт - значит заменить
ситуацию, породившую конфликт. Разрешить
конфликт - значит изменить поведение
одной или обеих конфликтующих
сторон. Основные способы устранения
конфликта: устранить конфликт, следовательно,
устранить объективную причину конфликта;
изоляция одной из конфликтующих сторон.
Пример: при конфликте ученика и учителя,
ученика могут перевести в другой класс.
Основные способы разрешения конфликта:
Уход (или уклонение от конфликта). Стремление человека не просто не попадать в конфликтную ситуации, отказ от обсуждения возникшей проблемы. Уход - это просто откладывание конфликта, а не его разрешение. Уход позволяет обеим сторонам проанализировать ситуацию и избежать открытого столкновения.
Уклонение возникает, когда хотят сохранить отношения или когда предмет конфликта не существенен, не затрагивает прямых интересов сторон. Уклоняться от конфликта может та и другая стороны, например: жена узнает об измене мужа, но молчит. Может иметь как отрицательные - накапливается недовольство друг другом. Так и положительные стороны- конфликтующий остывает.
Сглаживание-демонстрация покорности, согласия с предъявляемой претензией, но «сглаживатель» не вникает в суть проблемы, не пытается осознать предмет конфликта, ибо не собирается выполнять свои обещания, он апеллирует к потребности в солидарности («не стоит сердиться, мы же так любим друг друга», «все мы одна команда»), в результате может наступить мир и гармония в отношениях, но только на короткое время.
Сглаживание проявляется в системе извинений, обещаний, оправдания. Сглаживание приводит к снижению эмоционального состояния - основная цель - предотвратить конфликт и снятие эмоционального напряжения. Но сглаживание все равно приводит к обострению отношений, ибо при сглаживании возникает недоверие к партнеру (только обещает, а сам ведет себя по-прежнему), кроме того, сглаживание сохраняет проблему (оправдания, извинения не только не снимают проблему, но могут привести к ее обострению).