Конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

План:
Введение......................................................................2
I. Описание методик и стратегических средств разрешения конфликтных ситуаций.....................................................................6
a). Рационально- интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией.................7
б). Принципиальные переговоры............11
II.Применение стратегий и методов для выработки модели поведения в конфликтной ситуации...................................................................14
a).Адекватное восприятие конфликта................................................................14
б). Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон......................................16
в). Создание климата взаимного доверия и сотрудничества.................................19
г). Определение существа конфликта...............................................................20
д). Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров.............................22
Заключение..............................................................25
Список литературы............................................26

Содержание

Введение......................................................................2
I. Описание методик и стратегических средств разрешения конфликтных ситуаций.....................................................................6
a). Рационально- интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией.................7
б). Принципиальные переговоры............11
II.Применение стратегий и методов для выработки модели поведения в конфликтной ситуации...................................................................14
a).Адекватное восприятие конфликта................................................................14
б). Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон......................................16
в). Создание климата взаимного доверия и сотрудничества.................................19
г). Определение существа конфликта...............................................................20
д). Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров.............................22
Заключение..............................................................25
Список литературы............................................26

Вложенные файлы: 1 файл

КОНФЛИКТ.docx

— 46.87 Кб (Скачать файл)

. В нижеследующей схеме  приведены вопросы и соответствующая  стратегия, которые можно применить  при разрешении конфликтной ситуации.

Схема 1

Вопрос

Стратегия

I.Являются ли эмоции  причиной конфликта или препятствуют  ли они его разрешению? Если  да, то:

а). Каковы эти эмоции

1). Раздражение?

2). Недоверие?

3). Страх?

4). Другие эмоции

II.Каковы скрытые причины  конфликта?

III.Вызван ли конфликт  непониманием?

VI.Вызван ли конфликт  тем обстоятельством 

а).Техника охлаждения эмоций обеих сторон, чтобы вы смогли выработать

решения (соглашения)

1). Техника охлаждения  или рассеивания раздражения,  такая. Как сочувственное выслушивание, предоставление выхода гнева,  убеждения с целью смягчения  отрицательных эмоций или устранения  недопонимания, вызывающего раздражение

2). Техника преодоления  недоверия или открытого и  продуктивного обсуждения его.

Техника уменьшения страха, открытого и продуктивного обсуждения его

Техника самоуспокоения и  успокоения других людей

Рассмотрение реальных нужд и желаний

Техника преодоления непонимания  посредством улучшения общения.

Техника определения ответственной  стороны и выработка соглашения о принятии ответственности

что кто-то не берет на себя ответственность за какие-то действия?

V.Какой из стилей проведения  был бы лучшим в данной конфликтной ситуации?

VI.Имеются ли особые  личностные факторы, которые должны  быть учтены при решении конфликта?

VII.Какого рода альтернативы  и решения возможны?

Оценка подходящих стилей и выбор наилучшего

Техника эффективного выражения  своих нужд. Использование техники  общения с особо трудными людьми

Выработка собственных идей или побуждение других сторон к выдвижению предположений.

а). Метод мозговой атаки  и творческой визуализации для генерирования  идей

б). Установление приоритетов  среди разных возможностей


Далее рассмотрим подробнее, как и когда применять каждую из этих стратегий.

б). Принципиальные переговоры

.Нельзя забывать о  таком механизме человеческого  общения, как переговоры.

. В наше время все  чаще приходится прибегать к  переговорам. Но стандартная переговорная  стратегия перестала удовлетворять  людей. Они видят лишь две  возможности ведения переговоров  - быть подталкиваемыми или жесткими. Мягкий по характеру человек  желает избежать личного конфликта  и ради достижения соглашения  с готовностью идет на уступки.  Жесткий участник переговоров  рассматривает любую ситуацию  как состязание воли. Он хочет  победить, однако часто кончает  тем, что вызывает такую же  жесткую реакцию, и портит свои  отношения с другой стороной.

. Существует ли альтернатива  позиционному подходу?

. В Гарвардском проекте  по переговорам американскими  учеными разработан метод переговоров,  который предназначен для эффективного  и дружественного достижения  разумного результата. Этот метод  назван принципиальными переговорами  или переговорами по существу.

. Он состоит в том,  чтобы решать проблемы на основе  их качественных свойств, то  есть исходя из сути дела, а  не торговаться по поводу того, на что может пойти или нет  каждая из сторон. Этот метод  предполагает стремление к нахождению  взаимной выгоды там, где только  возможно, а там, где интересы  не совпадают, настаивание на  таком результате, который был  бы основан какими-то справедливыми  нормами независимо от воли  каждой из сторон. Метод принципиальных  переговоров означает жесткий  подход к рассмотрению существа  дела, но предусматривает мягкий  подход к отношениям между  участниками переговоров. Этот  метод дает возможность быть  справедливым, одновременно предохраняя  от тех, кто мог воспользоваться  честностью другой стороны.

.Метод принципиальных  переговоров может быть сведен  к четырем пунктам:

.Первый пункт учитывает  тот факт, что все люди обладают  эмоциями, поэтому каждому трудно  общаться друг с другом. Отсюда  следует, прежде чем начать  работать над существом проблемы, необходимо отделить “проблему  людей” и разобраться с ней  отдельно. Если не прямо, то  косвенно участники переговоров  должны прийти к пониманию  того, что им необходимо работать  бок о бок и разбираться  с проблемой, а не друг с  другом. Отсюда следует первая  рекомендация:

Сделайте разграничение  между участниками переговоров  и предметом переговоров


Сделайте разграничение между  участниками переговоров и предметом  переговоров

.Второй пункт нацелен  на преодоление недостатков, которые  проистекают из концентрации  внимания на позициях, заявленных  участниками, в то время как  цель переговоров стоит в удовлетворении  подспудных интересов. Второй  базовый элемент данного метода  гласит:

Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях


 

.Третий пункт касается  трудностей, возникающих при выработке  оптимальных решений под давлением.  Попытки принять решение в  присутствии другого сужает поле  зрения переговорщиков. Когда многое  поставлено на карту, способность  к созиданию ограничена. Отсюда  вытекает третий базисный пункт: 

Разработайте взаимовыгодные варианты


 
 





 

.Соглашение должно отображать  какие-то справедливые нормы,  а не зависеть от голой воли  каждого из сторон (наличие каких-то  справедливых критериев). Обсуждая  такие критерии, обе стороны могут  надеяться на справедливое решение.  Отсюда четвертый базисный пункт:

 

Настаивайте на использование объективных  критериев 

. Итак, принципиальный метод  позволяет более эффективно достичь  постепенного консенсуса относительно  совместного решения, без всяких  потерь. А разграничение между  отношениями людей и существом  проблемы позволяет иметь дело  друг с другом просто и с  пониманием, что ведет к дружескому  соглашению. Кроме того, этот метод  менее зависим от человеческих  отношений.

II.Применение стратегий  и методов для выработки модели  поведения в конфликтной ситуации

.Суммируя описанные стратегии  и методы решения конфликтов, можно самостоятельно выработать  модель поведения в конфликтной  или чреватой конфликтом ситуации  и добиваться осуществления своих  целей а каждом конкретном  случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в конструктивном  разрешении конфликтов играют  следующие факторы:

Þ адекватность отражения  конфликта;

Þ открытость и эффективность  общения конфликтующих сторон;

Þ создание климата взаимного  доверия и сотрудничества;

Þ определение существа конфликта.

Рассмотрим каждый из этих факторов отдельно.

a).Адекватное восприятие  конфликта

.Очень часто в ситуации  конфликта мы неправильно воспринимаем  собственные действия, намерения  и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента.  К типичным искажениям восприятия  относятся:

.”Иллюзии собственного  благородства” . В конфликтной  ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок  злобного противника, моральные  принципы которого весьма сомнительны.  Нам кажется, что истина и  справедливость целиком на нашей  стороне и свидетельствует в  нашу пользу. В большинстве конфликтов  каждый из оппонентов уверен  в своей правоте и стремлении  к справедливому разрешению конфликта,  убежден, что только противник  этого не хочет. В результате  подозрительность часто естественным  образом проистекает из существующей  предубежденности.

“Поиск соломинки в  глазу другого”. Каждый из противников  видит недостатки и погрешности  другого, но не осознает таких же недостатков  у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна  не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его  действия.

“Двойная этика”. Даже тогда, когда противники осознают, что совершают  одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные  действия воспринимаются каждым из них  как допустимые и законные, а действия оппонента - как нечестные и непозволительные.

.“Все ясно”. Очень  часто каждый из партнеров  чрезмерно упрощает ситуацию  конфликта, причем так, чтобы  это подтверждало общее представление  о том, что его достоинства  хороши и правильны, а действия  партнера - наоборот, плохи и неадекватны.

.Эти и подобные заблуждения,  присущие каждому из нас в  конфликтной ситуации, как правило,  усугубляют конфликт и препятствуют  конструктивному выходу из проблемной  ситуации. Если искажение восприятия  при конфликте чрезмерно велико, возникает реальная опасность  оказаться в ловушке собственной  предвзятости. В результате это  может привести к так называемому  само подтверждающемуся допущению:  допуская, что партнер настроен  исключительно враждебно, начинаешь  оборонятся от него, переходя  в наступление. Видя это, партнер  переживает враждебность к нам,  и наше предварительное допущение,  хотя оно было неверным, немедленно  подтверждается, Зная о подобных  представлениях в ситуации конфликта, постарайтесь внимательнее проанализировать свои ощущения в конкретных случаях.

б). Открытое и эффективное  общение конфликтующих сторон

.Общение - это основное  условие конструктивного разрешения  конфликтов. Однако, к сожалению,  в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники  в основном стараются сделать  друг другу больно, а сами занимают  оборонительную позицию, скрывая  любую информацию о себе. Межу  тем коммуникация может помочь  только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа  достичь взаимопонимания. 

Контроль эмоциональной  сферы

.Когда человек “обуреваем”  эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудно выражать свои мысли  и внимательно выслушивать противника. Одним из эффективных способов  справится с человеческим гневом  состоит в том, чтобы помочь  друг другу освободиться от  этих чувств. Люди получают психологическое  освобождение, если они просто  расскажут о своих обидах. Поэтому,  порой, имеет смысл в самом  начале конфликта пойти на  риск и как можно полнее, пусть  даже в резкой форме, высказать  друг другу то, что чувствуешь.

. Японцы, например, придумали  для этого своеобразный ритуал  и мягкие подушки для битья.  Иногда даже крик или удар  по столу подушкой лучше, чем  спокойная, хладнокровная отповедь  противника.

. И все-таки рискованно  обнаруживать свои чувства, если  это ведет к эмоциональной  реакции. Когда за этим не  следишь, может разразиться крупная  ссора. Поэтому, если вы чувствуете, что по мере предъявления своих  претензий вы раздражаетесь все  больше и больше и при этом  обнаруживаете, что ваши жалобы  только накаляют отрицательные  эмоции оппонента, необходимо  сказать себе:” Мне следует  остановиться. Я должен подумать  о том, что я могу сделать  для решения этой проблемы  в будущем”. После этого дайте  понять противнику, что желаете  остановить кипение страстей. Следует  объяснить, что вы не собираетесь  пренебрегать эмоциями оппонента  или отрицать их обоснованность, а хотите только сдержать их. Целесообразно сказать что-то  в роде: “Да, я вижу, мы оба  раздражены но это раздражение  никуда нас не приведет. Мне  хотелось бы, чтобы вы забыли  о нем. Согласимся, что в прошлом  случилось нечто неладное, в результате  чего мы оба раздражены. Но  теперь давайте вместе подумаем  над тем, что мы могли бы  предпринять в будущем”. Это может  быть особенно полезным подходом, если вступили в конфликт с  кем-то. С кем вы должны будете  продолжать общение.

.Хорошо бы, если бы  каждый из противников мог  хотя бы частично сообщить  другому следующее:

· что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?

· каких реакций я жду  со стороны другого?

· на какие последствия  я надеюсь в случае, если будет  достигнуто соглашение?

Преодоление страха в конфликтной  ситуации

.Если вы хотите отделаться  от страхов, ставших препятствием  на вашем пути, примите метод  визуализации, который может помочь  вам в этом случае.

.Итак, уделите приблизительно  одну минуту на то, чтобы видеть, слышать, ощущать этот страх,  его источник на экране перед  вашим внутренним взором. Варьируя  условия, заметьте, в какой ситуации  этот страх возрастает. Теперь  спросите себя, что вы можете  сделать для того, чтобы избавится  от этого страха. Опять же прибегайте  к логике, отвечая на этот вопрос. Пусть ответ каким-то образом  сам появится для вас на  экране. Наконец, закончите визуализацию  тем, что ваш страх становится  меньше и исчезает совсем. Используйте  с этой целью любые подходящие  образы. Можно представить себя  стреляющим в образ своего  страха, которые при этом взрывается. Когда к вам придет ощущение  того, что страх рассеян, медленно  вернитесь в нормальное состояние.

Информация о работе Конфликт