Конфликт. Типология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние индивидуально-психологических особенностей на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) подобрать методики для исследования;
3) выявить тип темперамента, поведенческие особенности (такие, как агрессивность и коммуникативный контроль), стили поведения в конфликте;
4) установить влияние темперамента на агрессивность, коммуникативный контроль и выбор стратегий поведения в конфликте.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1: Конфликт, структура конфликта
1.1 Что такое конфликт?......................................................................................5
1.2 Структура конфликта………………………………………………….…..10
Глава 2: Психологические типы личностей
2.1 Характеристика психологических типов личности…………………..…..16
2.2 Различия в психологических особенностях как факторы конфликта…..20
2.3 Краткие рекомендации по разрешению конфликтов………………….24
Глава 3: Акцентуации характера
3.1 Типы акцентуации характера…………………………………………….. 26
3.2 Конфликтные личности…………………………………………………....33
Глава 4: Психологический практикум
4.1. Программа исследования…………………………………………………..36
4.2. Анализ результатов исследования………………………………………….37
Заключение ………………………………………………………………………42
Список используемой литературы……………………………………………...44
Приложение………………………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.rtf

— 343.10 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1: Конфликт, структура конфликта

  1.1  Что такое конфликт?......................................................................................5

  1.2  Структура конфликта………………………………………………….…..10

Глава 2: Психологические типы личностей

2.1  Характеристика психологических типов личности…………………..…..16

2.2 Различия в психологических особенностях  как факторы конфликта…..20

2.3   Краткие   рекомендации  по разрешению  конфликтов………………….24

Глава 3: Акцентуации характера

  3.1 Типы акцентуации характера…………………………………………….. 26

  3.2 Конфликтные личности…………………………………………………....33

Глава 4: Психологический практикум

 4.1. Программа исследования…………………………………………………..36

4.2. Анализ результатов исследования………………………………………….37

Заключение ………………………………………………………………………42

Список используемой литературы……………………………………………...44

Приложение………………………………………………………………………45

 

Введение 

    Актуальность  исследования   состоит   в   том,   что   в современном мире идет активная  перестройка  всех  сфер  жизни общества   и   большой   интерес   представляет   проблематика социальных конфликтов. Нарастание такого интереса  обусловлено широким  распространением  конфликтов  в  общественной  жизни.

    Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как  они являются необходимым условием общественного  развития.  Каждый стремится  добиться  поставленной  цели,  часто   не   обращая  внимания   на   других,   что   порождает   соперничество    и напряженность между людьми. Поэтому велик интерес к  проблемам возможностей и особенностей человеческой личности. Практически все   общественные   науки   обращаются   к   этому   предмету  исследования; проблема личности стоит в центре и философского, и социологического, и психологического знания.

    В    отечественной    психологии    выделяется    задача, заключающаяся   в  исследовании  различных  свойств  личности, которые формируются и проявляются в  деятельности  человека  и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент  -  центральное  образование психодинамической   организации   человека,    преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента  наиболее устойчивы и постоянны  по  сравнению  с  другими  психическими особенностями человека.

    Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди -  знакомые  и  незнакомые:  в  семье,  в  учебном заведении, на работе, в магазине и т.д.

     Во всех этих случаях  человек  взаимодействует  с  группой  и членами  этой   группы,   каждый   из   которых   имеет   свои индивидуальные особенности: темпераментальные  характеристики, коммуникативные   особенности,   склонность   к   агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды.

    При общении происходит столкновение  этих  взглядов,  мыслей. Возникают споры  и   конфликты.  В  силу  своих  особенностей, каждый  человек  ведет  себя  определенным  образом.  Как  при общении у кого-то поведение  устойчиво  и  агрессивно,  кто-то прямолинеен,  гибок,  впечатлителен,  так  и   в   конфликтной ситуации,  то  есть,  у  каждого   человека   существует   так называемый репертуар поведения в конфликтной ситуации. Исходя из этого, объектом исследования является  поведение личности  в  конфликтной  ситуации,   его   характеристики   и особенности, а предметом -  взаимосвязь  темперамента,  уровня агрессивности и основных стратегий поведения в конфликте.

    Цель исследования: выявить влияние индивидуально-психологических особенностей на  поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в  конфликте.  Для  достижения  поставленной  цели  необходимо решить следующие задачи:

    1) проанализировать литературные источники по данным проблемам;

    2) подобрать методики для исследования;

    3) выявить тип темперамента,  поведенческие  особенности  (такие, как агрессивность и коммуникативный контроль), стили поведения в конфликте;

    4)   установить   влияние    темперамента    на    агрессивность, коммуникативный  контроль  и  выбор  стратегий   поведения   в конфликте.

 

    Глава 1. Конфликт, структура конфликта. 

1.1. Что такое конфликт?

    В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения. Человеку на протяжении веков было присуще свойство много действовать и слишком мало мыслить. ( М. Хайггедер ).

    До поры до времени практика обходилась без специального знания о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между и государственной властью, и обществом, отдельными социальными группами, что нашло отражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этно-национальные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец возникает потребность в систематическом анализе всех, существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Эта потребность была продиктована самой природой современного общества, способному к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.

    Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

    Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию «конфликт». Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому, что же такое конфликт.

    Одна группа ученых-социологов считает, что конфликт должен включать особую переменную - разногласия (Дерендорф). Согласно мнению других ученых-социологов, конфликт существует в том случае, когда налицо устранимые разногласия или противоречия интересов (Томас, Аксельдорф). Для третьих представителей конфликтологии, конфликт возникает в тех случаях, когда разногласия предполагают противоборствующие типы поведения.

    Согласно концепции психологов-бихевиористов конфликт понимается как осознанное противоборство индивидов или групп с противоречивыми интересами с целью осуществления собственного интереса за счет интересов других.

    Социально-психологическое научное течение подразумевает под конфликтом аномальное, деформированное состояние чувства, установок и отношений между разными сторонами.

    Итак, что же такое конфликт?

    КОНФЛИКТ - (от лат. “conflictus”- столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия . в основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; 2) либо противоположные цели или средства их достижений в данных условиях; 3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр.[словарь практического психолога].

    Конфликт - это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. [основы конфликтологии].

    Существуют различные определения конфликта, но в основе всякого конфликта лежит противоречие, т.е., такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Мир устроен противоречиво. Об этом устройстве говорят, что оно амбивалентно, двойственно. Конфликт разворачивается в контексте противоречивого мира, являясь, с одной стороны, формой существования противоречия, а с другой стороны - одним из элементов бесконечного ряда противоречий действительности, а с третьей - источник всякого развития, движения.

    “Добро” и “зло”, “день” и “ночь”, “молодость” и “старость”, “жизнь” и “смерть”, “хочу” и “надо”, “сила” и “слабость”, “мечта” и “реальность”, “бедность” и “богатство”, “щедрость” и “скупость”, “любовь” и “ненависть”... - когда в этом содержательном ряду присутствует конфликт?

    Только тогда, когда противоречие рождается и разворачивается в сфере межличностных отношений, между двумя личностями, между двумя субъектами, носителями внутреннего автономного мира, уникального по своему содержанию и не похожего ни на чей другой внутренний духовный мир.

    Там, где нет субъекта, нет и конфликта. Вернее противоречие, возникшее во взаимодействии двух существ, не являющихся личностями, субъектами, не характеризуется как конфликт, не обозначается понятием “конфликт”. Для  сферы столкновений животных и природных стихий есть другие категории. Понятие “конфликт” - достояние сферы социальной, психологической, личностной, отношенческой.

    Два лица, столкнувшиеся с течением обстоятельств в противоречии, должны быть способны осознать как свое “Я” в данном столкновении, так и “Я” другого субъекта. В случае, когда осознание противоречия между двумя внутренними мирами разных “Я” не происходит, столкновение следует квалифицировать как столкновение с препятствием - и тогда возникает ссора, драка, скандал - препятствие устраняется средствами, которыми владеют партнеры взаимодействия.

    Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением    (вот почему так не любят конфликты!), а питает это напряжение то, что называется в психологии личностным смыслом.

    Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противоречия личностно для нас значимы. Хотя, в масштабе общечеловеческом они могут показаться совершенно бессмысленными. К тому же, кого-то они могут волновать больше, кого-то меньше, а для иного могут быть и вовсе безразличными. Личностный смысл - это значение такой меры, от которой зависит наше состояние, самочувствие  и ход жизни, так как то, что вызывает противоречие, составляет часть личностного нашего содержания. “Личностный смысл” - то, что данное явление “означает -для- меня”, то что значимо и затрагивает нашу душу.

    До тех пор, пока нет столкновения личностных смыслов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу одного и того же предмета. Мы можем любить осень, а кто-то зиму, но это противоречие не породит конфликта, пока не возникает вопрос предоставления отпуска для заслуженного отдыха. Кто-то любит тишину, а кто-то другой любит шумное веселье. И такое противоречие не приведет к конфликту, пока обстоятельства не столкнут наши интересы в одном и том же месте и в одно и то время. Конфликт вокруг истины “2X2=4” не возникает именно потому, что данная объективная истина никак не касается наших интересов, момента проживания жизни. Но если вдруг сведения об истине повышают либо понижают статус человека в группе, он станет сражаться за истину в том ее виде, в каком она предстает перед ним.

    Конфликт - явление сложное, многообразное и далеко не однозначное. Несмотря на усложненность данного социально-психологического феномена, возможно выделить его существенные признаки:

    - субъектность носителя противоречия;

    - личностный смысл предмета противоречия для каждого из субъектов;

    - обстоятельства, выявившие противоречие и столкнувшие интересы     субъектов.

Информация о работе Конфликт. Типология личности