Конфликт в Нагорном Карабахе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:32, сочинение

Краткое описание

Конфликт в Нагорном Карабахе по своему характеру является этнополитическим и межобщинным конфликтом, имеющим давнюю историю. Особо остро себя проявила проблема Нагорного Карабаха во время перестройки. В этот конфликт оказались вовлечены почти все жители Азербайджана и Армении, что придало ему статус открытой межнациональной конфронтации. В Карабахском конфликте столкнулись два фундаметальных принципа: принцип территориальной целостности и право народа на национальное самоопределение.

Вложенные файлы: 1 файл

Конфликт в Наг.Карабахе.Эссе.docx

— 22.39 Кб (Скачать файл)

Эссе: Конфликт в Нагорном Карабахе

Конфликт в Нагорном Карабахе  по своему характеру является этнополитическим  и межобщинным конфликтом, имеющим давнюю историю. Особо остро себя проявила проблема Нагорного Карабаха во время перестройки. В этот конфликт оказались вовлечены почти все жители Азербайджана и Армении, что придало ему статус открытой межнациональной конфронтации. В Карабахском конфликте  столкнулись два фундаметальных принципа:  принцип территориальной целостности и право народа на национальное самоопределение.

Обратимся к истории Карабахского конфликта , которая уходит корнями к началу XX века, когда в 1905 году Нагорный Карабах стал ареной столкновения армян и азербайджанцев. В 1918 году после Октябрьской революции жители Закавказья не признали власти большевиков и отделились от России. В мае Армения, Азербайджан и Грузия объявили о своей независимости. Так получилось, что национальные границы не совпали  с границами бывших губерний, и тогда государства предъявили друг другу взаимоисключающие территориальные требования. Ситуация осложнялась наступлением Турции, которая, не довольствуясь Брест-Литовским договором, предъявила далеко идущие претензии для себя и Азербайджана. Азербайджан, никогда не имея государственности, теперь претендовал почти на все губернии. С 1920 г. По 1921 г.  вопрос о принадлежности Нагорного Карабаха решался согласно текущим задачам внешней политики советского  руководства. Сначала Азревком признал Зангезур и  Нахичевань частью Советской Армении, а за Нагорным Карабахом было признано право на самоопределение. Однако чуть позже – 5 июля 1920 года пленум Кавбюро ЦК РКП(б) принял решение оставить Нагорный Карабах в пределах Азербайджанской ССР и предоставить ему автономию, несмотря на то, что большинство населения составляют армяне. В июле 1937 года была образована Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО). Время от времени армянским руководством поднимался вопрос о передаче НКАО Армении, но не находил отклика в центре. В течение 1960-х годов  ситуация в НКАО не раз ухудшалась по экономическим и социальным показателям, что становилось причиной обвинений в дискриминации  в адрес  азербайджанского руководства. Так же имел место процесс  постепенного вытеснения армянского населения с территории Нагорного Карабаха.

Ситуация усилилась после политики демократизации Горбачева. Население НКАО  оставалось недовольным социально-экономической политикой Азербайджана и обвиняло руководство в создании искусственных культурных преград между азербайджанцами и армянами. Начались демонстрации и митинги с требованием передать НКАО в состав Армянской ССР. Подливали масло в огонь и армянские националисты, которые как мне кажется, не могли возникнуть и быть сами по себе, а скорее всего, поддерживались политическими элитами  Нагорного Карабаха. Зимой 1987-1988 года в Азербайджан хлынула волна  беженцев с Армянской ССР, которые решили покинуть свои дома  по причине применявшегося к ним насилия. 20 февраля 1987 года облсовет НКАО обратился к руководству Азербайджана  с просьбой положительно решить вопрос о передаче Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР. Азербайджанские власти отказались признать решение облсовета НКАО.  В  воскресенье 21 февраля Политбюро ЦК КПСС  приняло постановление, в котором требование о включении Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР было представлено как принятое в результате действий «экстремистов» и «националистов» и противоречащее интересам Азербайджанской и Армянской ССР.

После принятия решения облсоветом НКАО об отделении Нагорного Карабаха начался процесс постепенного перехода  к вооруженному конфликту. После этого в Аскеране произошли столкновения между армянами и азербайджанцами, разгул насилия в Сумгаите. Отсутствие расследования причин погромов привело к дальнейшей эскалации конфликта. Весенне-осенний период  в НКАО был отмечен многочисленными шествиями, митингами  и забастовками коллективов различных заведений  с требованием присоединения Нагорного Карабаха к Армении. В Азербайджане звучали призывы к наведению порядка в НКАО.  Началось выселение азербайджанцев с территории Армении и армян с территории  Азербайджана. С каждым днем усиливалось напряжение и национальная неприязнь между азербайджанцами и армянами, нарастал взаимный поток беженцев. Со временем ситуация только ухудшилось. Конфликтующие стороны  предъявляли друг другу взаимные обвинения.

18 июля 1988 года Президиум Верховного Совета СССР в очередной раз пересмотрев просьбу руководства Армянской ССР,  принял решение не изменять границ обоих государств. В ноябре-декабре  на территориях обоих государств происходят массовые погромы с применением насилия и убийствами мирного населения. 12 января 1989 года в Армении и Нагорном Карабахе было введено чрезвычайное положение. С конца апреля — начала мая 1989 г. начался новый виток обострения обстановки в регионе, вызванный непрерывными и все нарастающими акциями «карабахского движения». Лидеры этого движения и их единомышленники перешли к тактике откровенного провоцирования столкновений армянского населения НКАО с внутренними войсками и азербайджанцами.

После января 1990 года на границе обоих  государств начинаются взаимные артиллерийские обстрелы. В августе в Казахском районе Азербайджана произошли бои с участием части Советской армии.

В период с января по октябрь продолжаются вооруженные столкновения армян и азербайджанцев, в результате которых были погибшие и пострадавшие жители от обоих сторон. 30 апреля по указу  Президента СССР началась операция «Кольцо» , целью которой было  разоружение незаконных вооруженных формирований армян. Желаемых плодов эта спецоперация не принесла, но привела к вооруженным столкновениям и жертвам. 25 сентября начинается 120-суточный обстрел Степанакерта противоградовыми установками «Алазань». Эскалация военных действий разворачивается практически на всей территории Нагорного Карабаха.

Вскоре Госсовет СССР принял постановление, призывающее стороны прекратить огонь и вывести из зоны конфликта незаконные вооруженные формирования и отменить постановления, изменяющие статус НКАО. 12 декабря прошли выборы в Верховный Совет самопровозглашённой НКР. В результате выборов  к власти пришло новое поколение политиков, связанных с вооруженными отрядами и менее склонное к компромиссам. После развала СССР и вывода войск из Нагорного Карабаха ситуация в Нагорном Карабахе стала неконтролируемой. Когда –то дружественные народы – армяне и азербайджанцы стояли на пороге войны за Нагорный Карабах.

4 февраля 1995 под эгидой  ОБСЕ, по предложению сопредседателей  между Азербайджаном, Арменией и  Нагорно-Карабахской Республикой  было заключено соглашение для улаживания инцидентов. В некоторых районах до 2012 года происходят  локальные вооруженные столкновения.

Президент Республики Арцах Бако Саакян 8 марта 2011 г на конференции в Париже высказал свою позицию по вопросу о Нагорном Карабахе, в которой подчеркнул, что решение о насильственном присоединении Арцаха к Советскому Азербайджану, принятое Кавказским бюро большевистской партии, было направлено на распространение большевизма на Востоке.

В вопросе урегулирования Карабахского конфликта Бако Саакян подчеркнул, что официальный Степанакерт является сторонником мирного урегулирования конфликта путем переговоров, но это не означает, что Арцах  не готов защитить свою независимость и безопасность при необходимости. Самым большим препятствием в переговорном процессе Президент посчитал деструктивную позицию Азербайджана и проводимую им радикальную и воинственную антиармянскую политику. О международном статусе Нагорного Карабаха Президент высказался таким образом(цитата): «В течение двух десятилетий существования Республики Арцах нам удалось построить демократическую, стабильно развивающуюся и не представляющую ни для кого опасности страну. А такая страна не может быть не признана».

Азербайджан в свою очередь настаивает на урегулировании конфликта, основанном на уважении территориальной целости и нерушимости государственных границ, а так же на мирном соседстве в Нагорном Карабахе армянской и азербайджанской общин.

По сей день конфликт остается неразрешенным до конца, так как каждая из сторон «гнет свою линию» и не желает идти на компромисс. Поэтому, очень сложно предугадать дальнейшее развитие событий.


Информация о работе Конфликт в Нагорном Карабахе