Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 17:59, курсовая работа
Цель данной работы - на основании литературных источников изучить управление конфликтами и стрессами.
Изучить задачи контрольной работы:
изучить понятие конфликта;
изучить сущность конфликтов;
изучить причины их возникновения;
изучить способы разрешения конфликтов;
изучить полезные советы по поведению управленца в конфликтных ситуациях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1. Сущность конфликтов и управление ими…………………………...4
1.1. Природа конфликта………………………………………………4
1.2. Типы конфликтов………………………………………………....4
1.3. Причины конфликтов……………………………………………..6
1.4. Методы разрешения конфликтов………………………………...8
2. Сущность и управление стрессом……………………………………10
3. Пример конфликта в организации……………………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: конфликтология
по теме: конфликт и стресс
Екатеринбург
2013
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
|
1. Сущность конфликтов и управление ими…………………………...4 |
|
1.1. Природа конфликта………………………………… |
|
1.2. Типы конфликтов……………………………………… |
|
1.3. Причины конфликтов……………………………… |
|
1.4. Методы разрешения конфликтов………………………………...8 |
|
2. Сущность и управление стрессом……………………………………10 3. Пример конфликта в организации……………………………………14 |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………17 |
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема актуальна для изучения, так как конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.
Слово "конфликт"- латинского корня и в буквальном переводе означает "столкновение". В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям.
Руководитель должен обладать
сильным стремлением к
Стресс - это своеобразное продолжение конфликта, поэтому изучение конфликта необходимо проводить совместно с изучением стресса. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком сильный стресс.
Цель данной работы - на основании литературных источников изучить управление конфликтами и стрессами.
Изучить задачи контрольной работы:
1. Сущность конфликтов и управление ими
1.1. Природа конфликта
Итак, конфликт. Какова его природа? В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, обязательно включает объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта.
Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и желания, вследствие либо объективных обстоятельств, либо случайности.
В развитии каждого конфликта можно фиксировать возникновение новой конфликтной ситуации, ее исчезновение и прекращение инцидента. Любое изменение конфликтной ситуации приведет к прекращению данного конфликта, а, возможно, и к началу нового.
Конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.
Результат конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляет менеджер. Поэтому нужно знать не только природу, но типы конфликтов.
1.2. Типы конфликтов
1. Внутриличностный конфликт. Он возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, заведующий секцией может потребовать, чтобы продавец все время находился на рабочем месте и "работал" с покупателем. Позже заведующий уже выражает недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и не занимается подсортировкой товара.
Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Например, подчиненный планировал в субботу, в свой выходной, какие-то семейный мероприятия, а начальник в пятницу вечером объявил, что он в связи с производственной необходимостью должен в субботу работать. Внутриличностный конфликт проявляется как ответ на рабочую перегрузку или недогрузку
2. Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, пожалуй, самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.
Межличностный конфликт может
также проявляться и как
3. Конфликт между личностью и
группой. В связи с тем, что производственные группы
4. Межгрупповой конфликт. Как известно,
организации состоят из
Кроме того, конфликты классифицируют и по степени проявления: скрытый и открытый.
Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них "сдают" нервы, скрытый конфликт превращается в открытый. Как разновидность конфликта выделяют и интриги. Под интригой понимается намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам и этим наносит коллективу и личности ущерб. Интриги, как правило, тщательно продумываются и планируются, имеют свою сюжетную линию.
1.3. Причины конфликтов
Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Причины, порождающие конфликты, можно сгруппировать.
1. Недостаточная согласованность
и противоречивость целей
2. Усталость организационной
структуры, нечеткое
3. Ограниченность ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как правильно распределить материалы, людские ресурсы, финансы и т.п. между различными группами, чтобы достигнуть целей организации. Выделение большей доли ресурсов одним будет означать недополучение их другими членами коллектива, что вызовет недовольство и приведет к различным видам конфликта.
4. Недостаточный уровень
профессиональной подготовки. В
этом случае возможность
5. Необоснованное публичное
6. Противоречия между функциями,
входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем,
7. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и готовы оспаривать каждое слово. Такие люди и создают вокруг себя конфликтную ситуацию.
8. Неопределенность перспектив
роста. Если сотрудник не
9.Недостаточность
Рассматривая причины конфликтов, нельзя не учитывать тот факт, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель. Причинами конфликта могут быть и беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как принципа управления, тщеславие, резкость и грубость в обращении с подчиненными.
1.4. Методы разрешения конфликтов
Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их "безболезненного" разрешения. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. И первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. Менеджеру следует выяснить это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической несовместимости. После определения причин возникновения конфликта он должен минимизировать количество его участников. Установлено, что чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения
В процессе анализа
конфликта, если руководитель
не в состоянии сам
Существуют три точки зрения на конфликт:
1) менеджер считает, что
2) сторонники второго подхода
3) менеджеры, придерживающиеся
Особую сложность для менеджера представляет нахождение способов разрешения межличностных конфликтов. В этом смысле существует несколько возможных стратегий поведения и соответствующих вариантов действий менеджера, направленных на ликвидацию конфликта.
Поведение менеджера в условиях конфликта имеет по сути два независимых измерения:
1) напористость, настойчивость -
характеризует поведение личности, направленное
на реализацию собственных
2) кооперативность - характеризует поведение, направленное на учет интересов других лиц (лица) для того, чтобы пойти навстречу удовлетворению его потребностей.