Конформизм: его достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:05, контрольная работа

Краткое описание

Каждому человеку важно мнение окружающих относительно его поступков, слов, мыслей, внешнего вида, кому-то в большей, а кому-то в меньшей степени. Человек живет и развивается в системе отношений с Окружающим миром. Система включает в себя: отношение людей к природе, к предметному миру (духовным и материальным ценностям), отношения людей друг к другу. Активная деятельность людей, объединяющая их в общность, становится духовной основой коллектива, его движущей силой.

Вложенные файлы: 1 файл

конформизм.docx

— 42.24 Кб (Скачать файл)

 

 

Каждому человеку важно мнение окружающих относительно его поступков, слов, мыслей, внешнего вида, кому-то в  большей, а кому-то в меньшей степени.

Человек живет и развивается  в системе отношений с Окружающим миром. Система включает в себя: отношение  людей к природе, к предметному  миру (духовным и материальным ценностям), отношения людей друг к другу. Активная деятельность людей, объединяющая их в общность, становится духовной основой коллектива, его движущей силой.

 Положение личности  в коллективе зависит от ее  индивидуального социального опыта,  который определяет характер  ее суждений, норм поведений и  т. д. Опыт может соответствовать  и не соответствовать суждениям,  формам поведения личности. То, как  сложатся отношения личности  и коллектива, зависит не только  от качеств самой личности, но  и от коллектива.

 Бывает, человек меняет поведение, если того требует общество. Бывает, человек, изначально не согласный с мнением других, изменяет свое убеждение и принимает чужую точку зрения. Или наоборот, высказав свое мнение, уже от него не отступит, даже если другие считают иначе.

Такое поведение объясняется  способностью к конформизму.

       Конформизм (от позднелат. conformis — подобный, сообразный) - морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д.  Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.   [1, c.326-329]  

Явление конформизма было открыто американским психологом Соломоном  Ашем в 1951г. В его знаменитых экспериментах с подставной группой перед испытуемыми ставилась задача сравнения и оценки длины линий, изображенных на предъявляемых карточках. В контрольных опытах при индивидуальном выполнении задания сравнение не вызывало у испытуемых каких-либо трудностей.

В ходе эксперимента все  участники, кроме одного («наивного  субъекта»), по предварительной договоренности с экспериментатором давали заведомо неправильный ответ. «Наивный субъект» не знал о сговоре и выполнял задание  последним. В экспериментах С. Аша  было обнаружено, что около 30% испытуемых давали вслед за группой ошибочные  ответы, т.е. демонстрировали конформное поведение. После окончания экспериментов  с его участниками проводилось  интервью с целью выяснения их субъективных переживаний. Большинство  опрошенных отмечали значительное психологическое давление, которое оказывает мнение большинства группы.

Результаты работы Эша чрезвычайно важны для психологии в следующих двух аспектах. Во-первых, они продемонстрировали реальную силу социального давления, причем впервые это было сделано так четко и научно обоснованно. Во-вторых, его работа породила целую волну исследований, которые не прекращаются по сей день.

В дальнейшем эксперименты с подставной группой неоднократно воспроизводились в различных модификациях (Р. Крачфилд, 1955). При этом было обнаружено, что за внешне сходным «конформным» поведением могут скрываться принципиально различные по психологическим механизмам его варианты. Одни из испытуемых, давших неправильный ответ, были искренне убеждены в том, что решили задачу правильно. Такое поведение можно объяснить эффектом группового внушения, при котором воздействие группы происходит на неосознаваемом уровне. Другие испытуемые отмечали, что они были не согласны с мнением группы, но не хотели открыто высказывать свое мнение, чтобы не вступать в открытую конфронтацию. В данном случае можно говорить о внешнем конформизме или приспособлении. Наконец, представители третьей группы «конформистов» говорили о том, что у них возникал сильный внутренний конфликт, связанный с расхождением своею мнения и мнения группы, но они делали выбор в пользу группы и были убеждены в правильности группового мнения. Этот тип поведения впоследствии стал обозначаться как внутренняя конформность или собственно конформность.

К настоящему времени исследования по конформизму далеко вышли за рамки  простого описания экспериментально полученных фактов, занимая промежуточное положение  на стыке трех наук: психологии личности, социальной психологии и социологии.

Таким образом, можно сделать  вывод, что конформизм – это морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, законов, господствующих мнений и т.д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция).

В психологии конформизм представляет собой податливость личности реальному  или воображаемому давлению группы. Конформизм проявляется в изменении  поведения и установок в соответствии с ранее не разделяемой позицией большинства.

В то же время в социологии выделяют отдельное определение  социального конформизма, согласно которому социальный конформизм представляет собой некритическое принятие и  следование господствующим мнениям, стандартам и стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам.  [2, c.145-151]

Понятие «конформизм» в литературе претерпело конкретное переосмысление. Вплоть до 90-х годов оно имело безусловно критический и даже иронический оттенок. Этот механизм Э. Фромм сравнивал с защитной окраской некоторых животных: они настолько похожи на свое окружение, что практически неотличимы от него. Многие современные аналитики усматривают в поведении избирателей, готовых согласно проголосовать за «единство», за В.В. Путина, предвестие авторитарности.

 

Опираясь на психологические  опыты, проведенные в 40—50-х гг. по разным методикам, многие психоаналитики и социологи утвердились в  мысли о том, что конформность (уступчивость внешнему влиянию) является имманентным свойством индивидуального  сознания. Успехи пропаганды все чаще объясняли податливостью сознания, а в самой пропагандистской технике  усматривали искусство использования  скрытых пружин конформизма.

Психоаналитики подчеркивали такие характеристики конформистски  ориентированного человека, как стертость  индивидуальности, стандартность, манипулируемость, консерватизм. Конформизм рассматривался как один из механизмов «бегства от свободы». Индивид перестает быть самим собой. Он полностью усваивает  тип личности, предлагаемый ему в  качестве общепринятого образца, и  становится таким же, как все остальные, таким, каким его хотят видеть. Исчезает различие между собственным  Я и окружающим миром, а вместе с тем пропадает и осознанный страх перед одиночеством и бессилием. Отказавшись от собственного Я и, превратившись в робота, подобного миллионам других таких же роботов, человек уже не ощущает одиночества и тревоги. Однако за это приходится платить утратой своей личности.

Э. Фромм анализировал также  псевдомышление, которое известно лучше, чем аналогичные явления в сфере желаний и чувств.

Спросите рядового читателя газеты, развивал свою концепцию психоаналитик, что тот думает о такой-то политической проблеме, и он вам выдаст как  «собственное мнение» более или  менее точный пересказ прочитанного. Но при этом он верит, будто все  сказанное им является результатом  его собственных размышлений. Если он живет в небольшой общине, где  политические взгляды передаются от отца к сыну, он может не отдавать себе отчета в том, до какой степени  «его собственное мнение» определяется авторитетом строгого родителя, сложившимся  в детские годы. У другого читателя мнение может быть продуктом минутного  замешательства, страха показаться неосведомленным  — так что «мысль» его оказывается  лишь видимостью, а не результатом  естественного сочетания опыта, знаний и политических убеждений. То же явление обнаруживается и в  эстетических суждениях.

Подавление критического мышления, как правило, начинается в  раннем возрасте. Например, пятилетняя девочка может заметить неискренность  матери: та всегда говорит о любви, а на самом деле холодна и эгоистична; или - более резкий случай - постоянно  подчеркивает свои высокие моральные  устои, но связана с посторонним  мужчиной. Девочка ощущает этот разрыв, оскорбляющий ее чувство правды и  справедливости, но она зависит от матери, которая не допустит никакой  критики, и, предположим, не может опереться  на слабохарактерного отца, и поэтому  ей приходится подавить свою критическую  проницательность. Очень скоро она перестанет замечать неискренность или неверность матери; она утратит способность мыслить критически, поскольку выяснилось, что это и безнадежно, и опасно. Вместе с тем девочка усвоит шаблон мышления, позволяющий ей поверить, что ее мать искренний и достойный человек, что брак ее родителей - счастливый брак; она примет эту мысль как свою собственную.

Утрата собственной личности и замещение ее псевдоличностью, подчеркивал Э. Фромм, ставят индивида в крайне неустойчивое положение. Превратившись  в отражение чужих ожиданий, он в значительной степени теряет самого себя, а вместе с тем и уверенность  в себе. Для того чтобы преодолеть панику, к которой приводит эта  потеря собственного Я, он вынужден приспосабливаться  дальше, добывать себе Я из непрерывного признания и одобрения других людей. Пусть он сам не знает, кто он, но хотя бы другие будут это знать, если он не будет вести себя так, как им нужно; а если будут знать они, узнает и он, стоит только поверить им. . [3, c.81-119]

Конформизм бывает внешним  и внутренним, пассивным и активным. Внешний конформизм - человек подчиняется внешне, чтобы не нарываться на проблемы с окружающими или властью, при этом внутренне остается при своих взглядах и своем мнении. Внутренний конформизм - человек реально меняет свои взгляды и внутреннюю позицию.

С другой стороны, можно выделить пассивный и активный конформизм. Пассивный конформизм порождается  внешним давлением: на человека надавили - человек подчинился. Активный конформизм идет от самого человека: даже если преобладающая  позиция не объявляется и не спускается сверху, человек старается почувствовать, какая она может быть, и реагирует на атмосферу и знаки.

Уровни конформного поведения:

1) подчинение на уровне  восприятия – изменение восприятия  испытуемого под воздействием  подставной группы;

2) подчинение на уровне  оценки – признание испытуемым  своей оценки ошибочной и присоединение  к мнению группы, которое считается  правильным;

3) подчинение на уровне  действия – осознание испытуемым  неправоты группы, но согласие  с ней из-за нежелания вступать  с ней в конфликт.

Отметим несколько факторов, влияющих на степень проявления конформности.

Ситуативные факторы конформности:

1) сложное задание или  некомпетентность – чем меньше  индивид уверен в своих силах,  тем конформней его поведение;

2) количественный состав  группы – конформизм выше при  количестве членов группы от  трех до семи. Увеличение численности  группы более семи человек  не ведет к увеличению степени  конформизма;

3) качественный состав  группы (их эрудиция и профессиональная  принадлежность и пр.);

4) авторитетность человека, высказывающего противоположное  мнение. При этом подчинение авторитету  тем сильнее, чем ближе и  легитимнее авторитет. Особенно  высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации;

5) сплоченность и единодушие  группы. При этом, если в группе  имеются люди поддерживающие  испытуемого, то эффект давления  группы снижается;

6) публичность ответов  также увеличивает уровень конформизма;

7) работа на совместное  вознаграждение повышает конформизм;

8) значимость принадлежности  к группе увеличивает степень  конформности.

Личностные факторы конформности:

1) возраст: наиболее подвержены  конформизму люди в возрасте  до 25 лет;

2) пол: у женщин конформизм  несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми  ими социальными ролями в обществе  и семье, так и со статусными  различиями, стремлениями и потребностями;

3) культура: степень конформности  населения в странах европейской  и североамериканской культуры  ниже, чем в странах азиатской  культуры, утверждающей ценности  коллективизма;

4) профессия: конформность  зависит от необходимости в  рамках профессиональной деятельности  подчиняться начальству. Так высокий  уровень конформности наблюдается  у военных, участников оркестра  и т. д.;

5) статус индивида: люди  с высоким статусом обладают  меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

Роль конформизма.

Конформизм, по  мнению Эриха  Фромма, является широко распространённой в современном обществе защитной формой поведения — человек, использующий конформизм, перестает быть самим  собой, полностью усваивает тот  тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они  его ожидают увидеть. Фромм считает, что это позволяет человеку не испытывать чувства одиночества  и тревожности, однако ему приходится расплачиваться за это потерей своего «Я». . [4, c.17-29]

Информация о работе Конформизм: его достоинства и недостатки