Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 22:55, контрольная работа
Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы. То есть человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному.
Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.
Виды конформизма:
1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;
2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;
Вопрос 21. Конформизм как социально-психологическое явление.
Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы. То есть человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному.
Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.
Виды конформизма:
1) уступчивость или внешний публичный
конформизм – подчинение мнению группы
при сохранении несогласия с ее позицией;
2) одобрение или внутренний личный конформизм
– изменение поведения и убеждений под
воздействием группы в результате внутреннего
принятия ее позиции;
3) нонкомформизм или негативный конформизм
– реактивное сопротивление групповому
давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной
позиции человека, даже по общепринятым
вопросам.
Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.
Уровни конформного
поведения:
1) подчинение на уровне
восприятия – изменение восприятия испытуемого
под воздействием подставной группы;
2) подчинение на уровне
оценки – признание испытуемым своей
оценки ошибочной и присоединение к мнению
группы, которое считается правильным;
3) подчинение на уровне
действия – осознание испытуемым неправоты
группы, но согласие с ней из-за не желания
вступать с ней в конфликт.
Конформизм в определенной
степени присущ каждому человеку, однако
степень его проявления зависит от ситуативных
и личностных факторов.
Теории конформизма:
1) информационная теория
Леона Фестингера строиться на том, что
не возможно проверить всю поступающую
информацию, поэтому приходится полагаться
на мнение других людей, когда оно разделяется
многими;
2) теория нормативного
влияния основывается на том, что конформизм
связан с желанием индивида обладать некоторыми
преимуществами, даваемыми членством
в группе.
Вопрос 22. Понятие, виды и особенности массовидной психики.
Массовидные формы поведения - совокупность действий людей, возникающих в результате их взаимодействия вне организованных групп (где нет руководства и других черт группы и коллектива).
Основные признаки массовидных форм поведения:
- поведение неадекватное ситуации;
- схожесть поступков.
Разновидности массовидных форм поведения: толпа; паника; слухи; мода; зрелище, психологическое заражение.
Толпа - контактная неорганизованная общность людей, объединенная высоким уровнем конформизма.
Классификация толпы:
1. Случайная толпа (зеваки).
2. Экспрессивная (совместное переживание радости или горя).
3. Конвенциальная (с совместными интересами, например, зрители футбольного матча).
4. Действующая толпа (разновидности: экстазическая, спасающаяся, агрессивная, стяжательная, повстанческая).
Паника - эмоциональное состояние проявляющееся в импульсивных действиях, возникающее как следствие либо недостатка информации о пугающей ситуации, либо ее искажения.
Разновидность паники - ажиотаж - массовое возбуждение, сопровождаемое лихорадочной деятельностью.
Причины паники и ажиотажа: страх, неуверенность, отсутствие групповой организации,
Окончание паники - по мере выхода из нее отдельных членов.
Слухи - массовое проявление веры в искаженную информацию. Пути возникновения слухов: непреднамеренный, преднамеренный. Прекращение слухов: блокада активных членов, контрслухи (пропаганда).
Мода как массовидное явление - неадекватное изменение поведения, связанное со «слепым» копированием чего-либо, при сниженной оценки целесообразности измененного повеления.
Зрелище - неадекватно эмоциональное восприятие действия на специально организованном мероприятии под влиянием фактора публичности. Основные виды зрелищ: искусство, спорт. В спорте, в отличии от искусства:
- все происходит на самом деле, в искусстве - отраженная действительность;
- действия неповторимы;
- импровизация;
- более свободное поведение зрителей.
Психологическое заражение - массовый психоз, протекающий на бессознательном уровне, которым могут быть заражены целые народы (например, поиском «врагов» народа).
Массовые коммуникации (через средства массовой коммуникации -СМИ). Социальные функции СМИ:
- информационная;
- пропагандистская (манипулятивная);
- воспитательная.
СМИ обладают крупномасштабным действием. Если СМИ только выдают факты и не побуждают к размышлению над причинами и следствиями этих фактов, то они создают малосведущую личность, склонную к участию в массовидных явлениях. (Например, СМИ утверждают, что при социализме образование и медицинское обслуживание были бесплатными. Но если учителя и врачи получали зарплату, то кто-то им платил. Кто? Население. Просто было другое распределение денежных средств).
Вопрос 23. Конфликты, понятие и структура.
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Виды конфликтов
Конфликты бывают весьма разнообразными,
и их можно классифицировать по различным
признакам
Конфликты
можно классифицировать в виде типологии
и систематики. Существуют конфликты с
участием человека: социальные и внутриличностные,
а также зооконфликты.
Социальные конфликты: межличностные,
между личностью и группой, между малыми,
средними и большими социальными группами,
международные конфликты.
Внутриличностные конфликты:
между «хочу» и «не хочу»; «могу» и «не
могу»; «хочу» и «не могу»; «хочу» и «нужно»;
«нужно» и «не нужно»; «нужно» и «не могу».
Конфликты
можно также классифицировать в зависимости
от их масштабов, последствий, длительности,
характера противоречия, лежащего в их
основе, интенсивности, степени конструктивности,
сферы жизнедеятельности, в которой они
происходят, и т.д.
Так как конфликт – это динамичный
процесс, то он может видоизменяться в
зависимости от длительности, глубины
и стадии, на которой он находится. Например,
внутренний конфликт (внутриличностный,
внутригрупповой) может переходить во
внешний (межличностный, межгрупповой)
и внешний — во внутренний.
При системном
изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы.
Элементами в межличностном конфликте
являются: субъекты конфликта, их личностные
характеристики, цели и мотивы, сторонники,
причина конфликта.
К субъектам конфликта относят
тех участников, которые отстаивают свои
собственные интересы, стремятся к достижению
своей цели.
Объектом межличностного конфликта
считают то, на что претендуют его участники.
Это та цель, к достижению которой стремится
каждый из противоборствующих субъектов.
Структура конфликта — это взаимосвязи
между его элементами. Конфликт всегда
находится в развитии, поэтому его элементы
и структура постоянно изменяются.
Анализируя структуру конфликта,
можно выделить следующие основные понятия:
стороны (участники) конфликта, условия
протекания конфликта, образы конфликтной
ситуации, возможные действия участников
конфликта, исходы конфликтных действий.
Вопрос 24. Психологические особенности больших групп.
Большая группа – это значительная по количеству, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некоторую общественную деятельность.
Особенности больших социальных групп:
Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей (прежде всего здесь имеются в виду исследования больших организованных, устойчивых социальных групп). Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода.
Рассмотрение психологии больших групп даже как рядоположенной проблемы социальной психологии не может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами.
Вопрос 25. Психология межгрупповых отношений.
Информация о работе Конформизм как социально-психологическое явление