Концепция зоны ближайшего развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:26, реферат

Краткое описание

Изложена концепция Выготского в виде призентации, с использованием наглядных схем и таблиц.

Вложенные файлы: 1 файл

Зона ближайшего развития.pdf

— 337.80 Кб (Скачать файл)
Page 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Волжский институт экономики, педагогики и права
Факультет юридический
Кафедра психологии
Презентация на тему:
Концепция зоны ближайшего развития
Выполнела:
студентка гр. 5зПП
Глушкова Лилия
Волжский 2013

Page 2

Концепция зоны ближайшего развития
Автор концепции Лев Семёнович Выгоо
`
тский — советский психолог,
основатель исследовательской традиции, названной в критических работах
1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии. Автор
литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному
развитию ребёнка.
“Твёрдые знания и понимание получены
обществом через общение, деятельность
и взаимодействие путём решения
значительных проблем и задач».
Л.С. Выготский

Page 3

Концепция зоны ближайшего развития
Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о системном и
смысловом строении сознания и его развития в
онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание - не
сумма отдельных процессов, а система, структура их.
Развитие каждой функции зависит от того, в какую
структуру она входит и какое место в ней за­нимает.
Так, в раннем возрасте в центре сознания находится
восприятие, в дошкольном возрасте - память, в
школьном - мышление. Все остальные психические
процессы развиваются в каждом возрасте под
влиянием домини­рующей в сознании функции.

Page 4

Концепция зоны ближайшего развития
Функции доминирующие в сознании детей
разных возрастов

Page 5

Концепция зоны ближайшего развития
По мнению Л. С. Выготского, процесс психического
развития состоит в перестройке системной структуры
сознания, которая обусловлена изменением его
смысловой структуры, то есть уровнем развития
обобщений. Вход в сознание возможен только через
речь и переход от одной структуры сознания к другой
осуществляется благодаря развитию значения слова,
иначе говоря - обобщения. Развитием обобщения и,
следовательно, изменением смысловой структуры
сознания можно управлять через обучение ребенка.
Формируя обобщение, переводя его на более высокий
уровень, обучение перестраивает всю систему
сознания.

Page 6


Page 7

Концепция зоны ближайшего развития
Высшие психические функции возникают первоначально как коллективная форма
поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они
становятся внутренними, индивидуальными функциями самого ребенка. «Каждая
высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды:
- сначала как функция коллективного поведения,
- как форма сотрудничества или взаимодействия,
- как средство социального при­способления,
то есть как категория интерпсихическая.
А затем вторично
- как способ индивидуального поведения ребенка,
- как средство личного приспособ­ления,
- как внутренний процесс поведения,
то есть как категория интрапсихическая».
Л. С. Выготский подчеркивал, что структуры высших психических функций
представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми.

Page 8

Концепция зоны ближайшего развития
Каждая высшая психическая функция проявляется в
процессе развития поведения дважды

Page 9

Концепция зоны ближайшего развития
Л. С. Выготский вводит понятие зоны актуального и
ближайшего развития: «Зона ближайшего развития определяет
функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе
созревания... Уровень актуального развития характеризует
успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона
ближайшего развития характеризует умственное развитие на
завтрашний день».
Зона ближайшего развития - логическое следствие закона
становления высших психических функций, которые
формируются сначала в совместной деятельности, в
сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся
внутренними психическими процессами субъекта Когда
психический процесс формируется в совместной деятельности,
он находится в зоне ближайшего развития, после чего
становится формой актуального развития субъекта.

Page 10

Концепция зоны ближайшего развития
Уровни психического (умственного) развития

Page 11

Культурно-истарическая теория В.С. Выготского

Page 12

Концепция зоны ближайшего развития

Page 13

Концепция зоны ближайшего развития
Л. С. Выготский считает, что «для динамики
умственного развития в школе и для относительной
успешности ученика более важен, более влиятелен,
более могуществен не уровень умственного развития
на сегодняшний день, который является не больше
чем предпосылкой, но функции, находящиеся в
стадии созре­вания. То, что созревает, оказывается
более важным».

Page 14

Концепция зоны ближайшего развития
Таким образом, можно сделать вывод относительно того, какое
обучение можно считать «хорошим», «правильно организованным»,
развивающим. Это обучение, которое строится в соответствии с
зоной ближайшего развития каждого ученика. Если же обучение
ориентируется только на тот уровень, который учеником достигнут
вчера, в прошлом, т. е. на актуальный уровень развития, то его
нельзя считать развивающим. Напротив, оно задерживает развитие
учащихся. Именно это и происходит в школах. Те ученики, которые
приходят в первый класс и имеют высокий уровень умственного
развития, и могли бы в сравнительно короткие сроки усвоить все
учебные предметы начального обучения, как правило, больше всего
теряют в своем развитии. Они хоть и остаются в числе наиболее
успевающих, но их умственное развитие на несколько лет почти
приостанавливается, тормозится. Происходит невидимая для всех
трагедия: дети, которые очень хотят учиться и могли бы быстро
продвигаться вперед, должны делать то, что не обеспечивает их
продвижения, их развития. Так гаснет интерес к учению. Остаются
нераскрытыми миллионы талантов.

Page 15

Спасибо за внимание !

Информация о работе Концепция зоны ближайшего развития