Концепция зоны ближайшего развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:26, реферат
Краткое описание
Изложена концепция Выготского в виде призентации, с использованием наглядных схем и таблиц.
Вложенные файлы: 1 файл
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Волжский институт экономики, педагогики и права
Факультет юридический
Кафедра психологии
Презентация на тему:
Концепция зоны ближайшего развития
Выполнела:
студентка гр. 5зПП
Глушкова Лилия
Волжский 2013
Концепция зоны ближайшего развития
Автор концепции Лев Семёнович Выгоо
`
тский — советский психолог,
основатель исследовательской традиции, названной в критических работах
1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии. Автор
литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному
развитию ребёнка.
“Твёрдые знания и понимание получены
обществом через общение, деятельность
и взаимодействие путём решения
значительных проблем и задач».
Л.С. Выготский
Концепция зоны ближайшего развития
Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о системном и
смысловом строении сознания и его развития в
онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание - не
сумма отдельных процессов, а система, структура их.
Развитие каждой функции зависит от того, в какую
структуру она входит и какое место в ней занимает.
Так, в раннем возрасте в центре сознания находится
восприятие, в дошкольном возрасте - память, в
школьном - мышление. Все остальные психические
процессы развиваются в каждом возрасте под
влиянием доминирующей в сознании функции.
Концепция зоны ближайшего развития
Функции доминирующие в сознании детей
разных возрастов
Концепция зоны ближайшего развития
По мнению Л. С. Выготского, процесс психического
развития состоит в перестройке системной структуры
сознания, которая обусловлена изменением его
смысловой структуры, то есть уровнем развития
обобщений. Вход в сознание возможен только через
речь и переход от одной структуры сознания к другой
осуществляется благодаря развитию значения слова,
иначе говоря - обобщения. Развитием обобщения и,
следовательно, изменением смысловой структуры
сознания можно управлять через обучение ребенка.
Формируя обобщение, переводя его на более высокий
уровень, обучение перестраивает всю систему
сознания.
Концепция зоны ближайшего развития
Высшие психические функции возникают первоначально как коллективная форма
поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они
становятся внутренними, индивидуальными функциями самого ребенка. «Каждая
высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды:
- сначала как функция коллективного поведения,
- как форма сотрудничества или взаимодействия,
- как средство социального приспособления,
то есть как категория интерпсихическая.
А затем вторично
- как способ индивидуального поведения ребенка,
- как средство личного приспособления,
- как внутренний процесс поведения,
то есть как категория интрапсихическая».
Л. С. Выготский подчеркивал, что структуры высших психических функций
представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми.
Концепция зоны ближайшего развития
Каждая высшая психическая функция проявляется в
процессе развития поведения дважды
Концепция зоны ближайшего развития
Л. С. Выготский вводит понятие зоны актуального и
ближайшего развития: «Зона ближайшего развития определяет
функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе
созревания... Уровень актуального развития характеризует
успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона
ближайшего развития характеризует умственное развитие на
завтрашний день».
Зона ближайшего развития - логическое следствие закона
становления высших психических функций, которые
формируются сначала в совместной деятельности, в
сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся
внутренними психическими процессами субъекта Когда
психический процесс формируется в совместной деятельности,
он находится в зоне ближайшего развития, после чего
становится формой актуального развития субъекта.
Концепция зоны ближайшего развития
Уровни психического (умственного) развития
Культурно-истарическая теория В.С. Выготского
Концепция зоны ближайшего развития
Концепция зоны ближайшего развития
Л. С. Выготский считает, что «для динамики
умственного развития в школе и для относительной
успешности ученика более важен, более влиятелен,
более могуществен не уровень умственного развития
на сегодняшний день, который является не больше
чем предпосылкой, но функции, находящиеся в
стадии созревания. То, что созревает, оказывается
более важным».
Концепция зоны ближайшего развития
Таким образом, можно сделать вывод относительно того, какое
обучение можно считать «хорошим», «правильно организованным»,
развивающим. Это обучение, которое строится в соответствии с
зоной ближайшего развития каждого ученика. Если же обучение
ориентируется только на тот уровень, который учеником достигнут
вчера, в прошлом, т. е. на актуальный уровень развития, то его
нельзя считать развивающим. Напротив, оно задерживает развитие
учащихся. Именно это и происходит в школах. Те ученики, которые
приходят в первый класс и имеют высокий уровень умственного
развития, и могли бы в сравнительно короткие сроки усвоить все
учебные предметы начального обучения, как правило, больше всего
теряют в своем развитии. Они хоть и остаются в числе наиболее
успевающих, но их умственное развитие на несколько лет почти
приостанавливается, тормозится. Происходит невидимая для всех
трагедия: дети, которые очень хотят учиться и могли бы быстро
продвигаться вперед, должны делать то, что не обеспечивает их
продвижения, их развития. Так гаснет интерес к учению. Остаются
нераскрытыми миллионы талантов.
Спасибо за внимание !
Информация о работе Концепция зоны ближайшего развития