Введение.
Понятие образования в
широком плане является исторически
изменяющимся, что соответственно влечет
за собой переориентирование его
целей, функций, состава, появления
новых образовательных структур
и соответствующих социальных институтов.
Но, несмотря на эти изменения, главной
чертой образования всегда была и
остается проблемность. На современном
этапе мирового экономического и общественного
развития наиболее важной глобальной
проблемой следует считать непрерывность
образования. Какая бы его сфера ни затрагивалась,
какие бы аспекты обучения, воспитания,
развития человека ни рассматривались,
возникает необходимость выразить свое
отношение сторонам образования. Фактически
предстоит ответить на вопрос - всем и
всегда ли нужно образовываться и кому
это нужно - обществу или личности? А еще
точнее, какой формуле следовать: "образование
на всю жизнь" или "образование через
всю жизнь"? Без ответов на эти глобальные
вопросы нельзя решить и вечных проблем,
стоящих перед образованием, как организованной
структурой общества: для чего, чему и
как обучать в новых социально-экономических
условиях. Чем же вызвана объективная
необходимость решения проблемы непрерывности
образования?
Сущность непрерывного
образования.
Прежде всего, необходимо
определить объект и предмет познания
и их характеристики. Объектом данной
части исследования мы считаем "непрерывное
образование", а предметом - существующие
взгляды и подходы к определению понятия
"непрерывность образования". Термин
"непрерывное образование" в бытовой
содержательной интерпретации выглядит,
как представляется, весьма упрощенно:
своей деятельностью человек всегда влиял
на окружающий его мир, а деятельность
как таковая была следствием определенного
образования, которое приобреталось от
предыдущих поколений и служило строительным
материалом к созданию образа труженика
(учителя, ремесленника, служащего и т.п.).
В то же время, изменяя окружающий мир
в ходе деятельности, человек, естественно,
изменялся сам. Изменялось его отношение
к труду и предметам труда, окружающим
людям, убеждениям, идеалам и, как следствие,
приходило осознание необходимости в
совершенствовании своих знаний и умений.
"История есть не что иное, как последовательная
смена отдельных поколений, каждое из
которых использует материал, капиталы,
производительные силы, переданные ему
всеми предшествующими поколениями; в
силу этого данное поколение, с одной стороны,
продолжает унаследованную традицию деятельность
при совершенно изменившихся условиях,
а с другой - видоизменяет старые условия
посредством совершенно измененной деятельности",
- писали К. Маркс и Ф. Энгельс. Истоки явления
"непрерывное образование" можно
обнаружить в прошлом. Г.П. Зинченко считает,
что проблема непрерывного образования
осмысливалась не столько в форме "понятия",
сколько в форме идеи. Причем возведение
этой идеи он относит к Библии, Корану,
Талмуду. Автор утверждает, что в форме
полудогадки, полуидеи эту мысль высказывают
Платон и Аристотель. Находит она отражение
и в гуманистических взглядах Вольтера,
Гете, Каменского, Руссо и др. Естественно,
в России подобная идея тоже бродила в
умах прогрессивных педагогов. По-разному
эту мысль излагали великие педагоги прошлого
- Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский. Весьма характерно
она передается Д.И. Писаревым в его педагогических
сочинениях, посвященных общим проблемам
воспитания, в частности, в работе "Реалисты",
где он писал: "Надо учиться в школе,
но еще гораздо больше надо учиться на
выходе из школы, и это второе учение по
своим последствиям, по своему влиянию
на человека и на общество неизмеримо
важнее первого". Утверждения о том,
что непрерывное образование имеет давнюю
историю, можно встретить и в высказывании
ряда зарубежных авторов. В частности,
во Франции проявление идей непрерывного
образования связывается с деятельностью
философа-просветителя и политического
деятеля эпохи французской революции
Жана Кондорсэ, обосновывающего развитие
разума как основу исторического прогресса.
Проект программы народного образования,
предложенный Ж.Кондорсэ, фактически базировался
на идее непрерывного образования. Им
подчеркивался также и основной принцип
непрерывного образования - универсальность
("всеохватность"), т.е. распространенность
образования на всех граждан.
"... Просвещение, - писал
он, - должно охватывать всех граждан.
Должно оно на разных уровнях
охватывать всю систему человеческого
знания, а также гарантировать
людям разного возраста легкое
сохранение уже имеющихся знаний,
а также представление возможности
приобретать новые". Современный
английский ученый в области педагогики
и психологии Брайан Саймон в своей книге
"Общество и образование" отмечает,
что еще в 1888 г. школьные советы и союзы
с советами по техническому образованию
стремились создать систему непрерывного
образования, при которой каждый последующий
этап обучения органично вытекает из предыдущего,
начиная со школ для самых маленьких и
кончая университетами. Однако Б. Саймон
констатирует, что этой идее не суждено
было осуществиться, поскольку консервативное
правительство, стоявшее у власти с 1899
по 1904 г., приняло ряд административных
и законодательных мер, положивших конец
этому перспективному начинанию, хотя
в 90-е годы прошлого века оно казалось
еще вполне реальным. Видный польский
ученый Чеслав Кулисевич подметил выразительную
характеристику непрерывного образования,
данную А.Л.Смитом. В письме, адресованном
в 1919 г. Ллойд Джорджу, А.Смит настаивал
на том, что "просвещение не следует
рассматривать в качестве института, предназначенного
только для избранных и относящегося только
к короткому периоду в начале зрелого
возраста; его нужно трактовать как необходимость
для всех и в течение всей жизни". Сам
же Ч. Кулисевич склонен считать, что утверждение
о необходимости непрерывного образования
является не результатом фантазии педагогов,
а неизбежным следствием научно-технической
революции. “Более того, - замечает польский
ученый, - теперь обучение, продолжающееся
всю жизнь, становится условием человеческого
существования: именно с высоким уровнем
образованности общества связываются
надежды на устранение разрыва, возникшего
между миром, в котором мы живем, и возможностями
контроля над ним”. Однако среди зарубежных
ученых есть такие, кто считает "непрерывное
образование" еще одной утопией, такой
же чудесной, как и сама утопия "воспитывающего
общества". Прямо противостоящей идее
непрерывного образования выглядит высказывание
П. Гудмана. "Действительно ли нужно
людей учить так долго, как это мы делаем
сейчас, и на таком высоком уровне, если
мы знаем, что работа, которую они будут
выполнять, не требует более высокой квалификации?
Ведь в 1990 г. мы не были такими дикими, но
всего только шесть процентов взрослых
людей имели аттестат зрелости". Как
бы то ни было, но идея необходимости обучения
"через всю жизнь", трансформированная
в теории "непрерывное образование",
сегодня принята во всем мире. По утверждению
Г.П.Зинченко, термин "непрерывное образование"
впервые употреблен в 1968 г. в материалах
генеральной конференции ЮНЕСКО. В 1972
г. был опубликован "Доклад Фора",
в котором вносилось предложение принять
как руководящую концепцию так называемое
"непрерывное образование" для будущих
нововведений во всех странах мира. В.В.Каштанов
считает, что международная комиссия по
развитию образования при ЮНЕСКО, возглавляемая
политическим деятелем Франции О.Фором,
уже в 1973 г. фактически завершает формирование
концепции непрерывного образования на
мировом уровне. Тем не менее, ряд специалистов,
изучая как на практике реализована идея
непрерывности образования, приходят
к выводу, что целостная концепция непрерывного
образования по сути отсутствует. Так,
И.Савицкий, представляющий нашу страну
в Европейском центре по свободному времени
и образованию, отмечает, что "... никакой
концепции непрерывного образования нет,
есть просто разрозненные высказывания
на эту тему". Придерживаясь фактически
аналогичной точки зрения и подчеркивая
сложность создания такой концепции, С.Ващенко
предлагает на первых порах ограничиться
только формулировкой самого задания
на такую концепцию. Предстоит, по его
мнению, прежде всего, разобраться, какие
аспекты проблемы непрерывного образования
в наших условиях заслуживают особого
внимания. Оценивая концепцию, в достаточно
общем виде сформулированную в "Докладе
Фора", Ч. Кулисевич присоединяется
к точке зрения, согласно которой... она
(концепция) нигде не реализована, если
не считать немногочисленных и очень фрагментарных
попыток в образовательной практике. Точкой
отсчета в разработке концепции непрерывного
образования в нашей стране Г.П.Зинченко
считает 1979 г., когда в Москве состоялся
симпозиум на тему "Психолого-педагогические
проблемы непрерывного образования".
В наиболее стройно организованном виде
отечественная концепция представлена
в документе, изданном бывшим Комитетом
СССР по народному образованию. В нем читаем:
"Наметившиеся подходы к пониманию
сущности непрерывного образования достаточно
противоречивы. В одних случаях его отождествляют
с непрерывным обучением, полагая, что
достаточно механически объединить все
ступени учебного процесса, чтобы устранить
противоречия и тупиковые ситуации в образовании,
в других - считают достаточным дополнить
существующую систему новыми звеньями".
Суть непрерывного образования в этом
документе представлена следующим образом:
всеохватывающее по полноте, индивидуализированное
по времени, темпам и направленности, предоставляющее
каждому возможности реализации собственной
программы его получения. Закономерен
вывод, что при таком подходе целью непрерывного
образования будет становление и развитие
личности как в период ее физического
и социально-психологического созревания,
расцвета и стабилизации жизненных сил
и способностей, так и в период старения
организма, когда на первый план выдвигается
задача компенсации утрачиваемых функций
и возможностей. Итак, если коротко говорить
о сути непрерывного образования в представленной
интерпретации, то это - развитие человека
как личности на протяжении его жизненного
пути. Г.А.Ягодин также главным системообразующим
фактором непрерывного образования считает
личность, как цель и конечный результат
процесс постоянного и неуклонного восхождения
ко все новым и новым высотам познания
и преобразования мира. По-иному трактует
суть непрерывного образования О.В.Купцов.
По его мнению, квинтэссенцией непрерывного
образования является процесс приобретения
дополнительных знаний. Различные виды
дополнительного образования, по О.В.Купцову,
не лишены самостоятельного значения.
В этой связи он пишет: "Традиционная
вертикальная преемственность, рассматриваемая
как линейная последовательность, уступает
место иному, функциональному типу преемственности,
реализация которого обеспечивает непрерывный
характер процессов формирования личности".
Как нам представляется, изложенная точка
зрения требует некоторых комментариев.
Во-первых, автор концентрирует внимание
лишь на приращении дополнительных знаний.
Каких же? Оказывается тех, которые несут
функциональную нагрузку. То есть фактически
речь идет о сугубо узкопрофессиональных
знаниях, необходимых специалисту. К уже
имеющемуся багажу знаний и умений приращивается
то, что может быть необходимо для выполнения
на должном уровне своей работы. Такой
взгляд есть ни что иное, как одна из интерпретаций
традиционного, старого понятия непрерывного
образования, как образования взрослых
после базового (дополнительного) этапа
обучения. Во-вторых, автор считает, что
реализация функционального типа преемственности
знаний обеспечивает на этой основе непрерывное
образование и непрерывный характер процессов
формирования личности. О каком формировании
личности может идти речь в русле приращения
функционального компонента в его деятельности?
Скорее всего, совершенствуется лишь технология
осуществления профессиональной деятельности,
что с понятием формирования целостной
личности отождествлять нельзя.
Основные принципы
и задачи непрерывного образования
В основе функционирования
непрерывного образования лежат следующие
принципы, определяющие его специфику:
гуманизма, демократизма, мобильности,
опережения, открытости, непрерывности.
Принцип гуманизма свидетельствует
об обращенности образования к человеку,
о свободе выбора личностью форм,
сроков, видов обучения, повышения
квалификации, самообразования. Этот принцип
реализуется через создание благоприятных
возможностей для развития творческой
индивидуальности каждого человека. Человек
рассматривается как цель общественного
прогресса.
Принцип демократизма предполагает
доступность образования в любом
возрасте благодаря многообразию форм
обучения, в соответствии с интересами,
возможностями и потребностями.
Он обеспечивает свободу перехода из
одного учебного заведения в другое,
ускоренное завершение обучения и повышения
квалификации; означает равные права
всех граждан, независимо от сословно-классовой
принадлежности, национальных особенностей,
состояния здоровья, на образование
и развитие. Данный принцип предполагает
демократизацию всех сторон жизнедеятельности
образовательных учреждений, равноправные
отношения субъектов педагогического
процесса.
Принцип мобильности выражается
в многообразии средств, способов, организационных
форм системы непрерывного образования,
их гибкости и готовности к быстрой
перестройке в соответствии с
изменяющимися потребностями производства,
общества, человека. Он ориентирует
на использование разных продуктивных
методических систем и технологий.
Принцип опережения, опираясь
на научное прогнозирование, требует
более быстрого и гибкого развития,
перестройки учебных заведений
и учреждений системы непрерывного
образования по отношению к нуждам
общественной практики, мобильного обновления
их деятельности. Этот принцип ориентирует
на широкое и активное использование
новых форм, методов, средств обучения
и переподготовки специалистов, на
включение новаторских подходов
к этому процессу.
Принцип открытости системы
непрерывного образования требует
от учебных заведений расширения
деятельности путем привлечения
к обучению и повышению квалификации
нетрадиционной аудитории, вольнослушателей.
При этом возникает необходимость работать
с разными возрастными слоями и группами
населения, которые отличаются уровнем
образования и профессиональной подготовки,
отношением к образованию, жизненными
устремлениями, что требует создания дополнительных
факультетов, институтов, отделений, курсов
по повышению образования и квалификации,
проведения семинаров, клубных занятий
выходного дня не только в учебном заведении,
но и за его пределами, а также организации
телевизионных и видеопрограмм. Открытость
учебных заведений и образовательных
систем обеспечивается наличием разнообразных
по уровню, содержанию, направленности
образовательно-воспитательных программ.
Принцип непрерывности образования
является систематизирующим. Учебные
заведения, работники образования
и повышения квалификации, науки
и производства должны пересмотреть
взгляд на роль и место образования
в жизни человека и общества. Необходимо
преодолеть ориентацию на поверхностную
«энциклопедичность» содержания, перегрузку
информационным и фактологическим
материалом. В содержании образования
должны получить отражение проблемы развития
общества, производства, науки, культуры.
Образование должно быть устремлено в
будущее. Прежний девиз «Знания на всю
жизнь» уступает место новому - «Знания
через всю жизнь».
Предложенная система
принципов непрерывного образования
не является исчерпывающей, со
временем она будет дополнена
с учетом потребностей, новых
поворотов в развитии образования.
Профессиональное
самосовершенствование как условие
реализации непрерывного образования
Со всей убедительностью и полнотой
своего звучания сегодня заявила о себе
выявленная в отечественной педагогике
и психологии закономерность эффективного
формирования личности с задействованием
ее личных усилий и резервов, а также возможностей
пополнения знаний и умений. Не случайно
профессиональное самосовершенствование
рассматривается сегодня как специфический
вид профессиональной деятельности специалистов,
как неотъемлемый компонент их подготовки
и переподготовки.
Профессиональное самосовершенствование
как одно из условий непрерывного
образования представляет собой
сознательный, целенаправленный процесс
повышения уровня своей профессиональной
компетентности и развития профессионально
значимых качеств в соответствии
с внешними социальными требованиями,
условиями профессиональной деятельности
и личной программой развития.
В основе этого процесса лежит
психологический механизм постоянного
преодоления внутренних противоречий
между наличным уровнем профессионализма
("Я-реальное профессиональное") и
некоторым воображаемым (моделируемым)
его состоянием ("Я-идеальное профессиональное").
Источники профессионального
самосовершенствования специалистов
находятся в социальном окружении.
Самосовершенствование как социальный
процесс базируется на требованиях
общества и профессии к личности
специалиста. Причем предъявляемые
требования должны быть несколько
выше наличных возможностей конкретного
человека.
Только в этом случае
возникают предпосылки к самосовершенствованию
в виде внутренних противоречий
в процессе ведущей деятельности
специалиста, результатом разрешения
которых является процесс целенаправленного
развития собственной личности
и профессиональных возможностей.
Непрерывное образование и является одним
из способов преодоления разрыва между
идеальным и реальным профессиональным
Я человека.
Заключение
Система непрерывного образования
распространена во всем мире. Она включает
в себя все виды образования и
воспитания, которые каждый человек
получает от рождения до смерти: дошкольное,
среднее, начальное и среднее
специальное, высшее, академическое, дополнительное
и прочее. Внедрение системы непрерывного
образования предусматривает модернизацию
и дополнительного образования.
По различным до 50% выпускников вузов работают
не по специальности, а это значит,
что плюс к имеющемуся люди вынуждены
получать дополнительное – по большей
части платное – образование.
И масштабы этого явления
будут только нарастать. В скором
времени возможность давать дополнительное
образование распространится на
учреждения, не являющиеся учебными. Словом,
мы живем в интересное время –
время перемен, а непрерывное
образование для каждого из нас
непременно явится условием жизненного
успеха.
Список
используемой литературы
- Ситдикова Л.М. Внутрифирменное непрерывное образование и участие университетов в нем // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах. – Казань, 2001. – С. 317-321.
- Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. – Мн., 2005.
- Зинченко Г.П., «Непрерывное образование - веление времени». - М, 1988.
- Зинченко Г.П., «Предпосылки становления теории непрерывного образования». Сов.педагогика - 1991. N 1.