Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:02, реферат
Трансакционный анализ изучает теорию и практику общения между людьми на основе взаимоуважения и взаимной ответственности за результат общения. Поэтому проблемы, которые рассматриваются в данной теории, очень актуальны в современном мире. Основы теории трансакционного анализа были описаны Эриком Берном, а так же другими психотерапевтами в начале 60-ых годов XX века. Первоначально теория опиралась на психоанализ, но в дальнейшем она развивалась как самостоятельная модель со значительно более общим и масштабным характером. Особенностью ТА является то, что он достаточно прост для понимания, его принципы изложены доступным языком, что делает его более приспособленным для широкой публики.
Введение………………………………………………………………………....
1 Структурный анализ………………………………………………………….
1.1 Эго-состояние Родитель…………………………………………………
1.2 Эго-состояние Взрослый ………………………………………………..
1.3 Эго-состояние Ребенок…………………………..………………………
2 Трансакционный анализ……………………………………………………...
3 Анализ психологических игр………………………………………………...
4 Скриптоанализ………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………………….
Для идентификации сценариев и игр С. Карпман предложил дидактическую методику «Треугольник судьбы» («Драматический треугольник»). Три вершины его соответствуют позициям Жертвы, Спасателя и Преследователя. Жертвы страдают, проявляют беспомощность и не могут почувствовать, что с ними всё в порядке; Спасатели чувствуют себя в порядке, только помогая Жертвам; наконец, Преследователи критикуют окружающих, манипулируют ими, ставя в положение Жертвы. В итоге имеется возникновение «рэкетных» чувств, постоянное повторение проигрышных ролей. Дабы пресечь такое развитие событий, необходимо осмысление и принятие сознательных усилий для разрыва порочного круга.
Когда люди участвуют в играх, кто-то из них обычно неким образом травмируется, и остающиеся после игры неприятные чувства называются «рэкетными». Наиболее часто испытываемыми рэкетными чувствами являются гнев и депрессия. Рэкетные чувства вынуждают чувства эго-состояния Свободный Ребёнок или те чувства, которые были признаны неуместными родителями.
Отрицательным моментом является
то, что психологические игры препятствуют
честным и искренним
Следует выделить такую форму трансакций, которую нельзя определить как игру. Искренность — один из самых глубоких уровней человеческих отношений. Она лишена потребности в получении выигрыша и возникает в редкие моменты полного бескорыстия, нежности, понимания, близости. Так как истинная искренность встречается очень редко, Э.Берн не отводит ей места в трансакционном анализе.
4 Скриптоанализ
Сценарий – это жизненный план, напоминающий спектакль, в котором личность вынуждена играть роль. Сценарий напрямую зависит от позиций, принятых в детстве, и записывается в эго-состояние Ребёнок через трансакции, которые происходят между родителями и ребёнком. Частью сценария являются игры, “в которые играют люди”.
Сценарий проявляется в
Выделяются сценарии победителя, побеждённого и «не-победителя». Победителем можно назвать человека, решившего в жизни достичь определённой цели и добившегося своего в конечном итоге. Если человек добился своей цели, то он – Победитель. Если же он увяз в долгах, получил физическую травму или провалил экзамен – то он побеждённый. «Не-победитель» – это тот человек, который может быть прекрасным гражданином, сотрудником, прилежным и благодарным судьбе, лояльным человеком. Такой тип людей старается не создавать проблем людям – в отличие от победителей, так как те борются, вовлекая в борьбу других, и (в ещё большей степени) в отличие от побеждённых (неудачников), которые, попадая в беду, пытаются увлечь в неё рядом стоящих.
Берн предложил способ, с помощью
которого можно отличить победителя
от побеждённого. Для этого надо
спросить человека, что он будет
делать, если проиграет. Берн считал, что
победитель знает что, но не говорит
об этом. Побеждённый не знает, но только
и делает, что говорит о победе:
«Когда моя лошадь придёт первой…».
Он всё ставит на одну карту и
тем самым проигрывает. Победитель
всегда учитывает несколько
Согласно Берну, почти вся человеческая деятельность запрограммирована жизненным сценарием, начинающемся в раннем детстве. Первоначально сценарий записывается невербально, затем дети получают от родителей вербальные сценарные послания - предписания.
Предписание — это программа, по которой человек стремится к цели. Она закладывается, как правило, в детстве родителями, учителями. Это ответы на вопросы: «Кто ты?», «На что способен?», «Каким должен быть?», «Как этого достичь?». Ответы зависят от полученного воспитания.
Существуют профессиональные
предписания: «В нашем роду все были
врачами», «Он создан быть артистом».
Предписания могут касаться семейного
уклада и отношения к жизненным
ценностям: «Для женщины главное
— выйти замуж», «Деньги не пахнут».
Различают предписания-
Послания, исходящие из эго-состояния
Родителя отца и матери, называются контрприказаниями и составляют часть содержания
Родителя человека. Скопированные паттерны
поведения или послания «здесь и теперь»,
направленные из Взрослого родителей
во Взрослого ребёнка, образуют программу.
Послания, направленные из эго-состояния
Ребёнка отца и матери, могут быть двух
видов: приказания и разрешения. Они составляют
содержание эго-состояния Ребёнка человека.
Первоначально послания от Родителя к
Родителю назывались контрприказаниями,
т.к. считалось, что они идут вразрез с
приказаниями. В настоящее время известно,
что иногда эти послания могут входить
в противоречие с приказаниями, однако
часто подкрепляют их или не имеют с ними
ничего общего. Тем не менее, первоначальный
термин сохранился.
Контрсценарий представляет собой набор
решений, которые ребёнок принял в соответствии
с контрприказаниями. Контрприказания
состоят из приказов (команд) о том, что
надо или не нельзя делать, а также суждений
о людях и жизни. Тысячи подобных приказов
человек получает от родителей и парентальных
фигур. Например: «Будь честным!»; «Не будь
капризным!»; «Ты должен много работать!»;
«Будь лучшим в классе!»; «Не выноси сор
из избы!».
Чаще всего человек использует свой контрсценарий
в позитивном плане, когда заботится о
себе и удобно чувствует себя в обществе.
Взрослые люди не думают каждый раз, например,
о правилах поведения в общественных местах.
Эта информация уже заложена в контрсценарии.
У некоторых людей в контрсценарии содержатся
и негативные решения. Например, на основании
родительского контрприказания «Ты должен
много работать» человек решил «Я буду
работать, пока не «сгорю» на работе».
В этом случае он будет жертвовать отдыхом,
здоровьем и друзьями для того, чтобы много
работать.
Существуют контрприказания,
которые есть в контрсценарии
каждого человека. Их пять: «Будь
лучшим»; «Будь сильным»; «Старайся»;
«Радуй других»; «Спеши». Значимость каждого
из этих контрприказаний разная у
всех людей. Обычно особо значимым является
одно или два из них, и человек
чувствует необходимость
Эти пять посланий получили название драйверных (ведущих, главных) или просто драйверов. Большую часть времени человек следует свойственному ему драйверу и ведёт себя так, как предписывает этот драйвер. Иногда он проигрывает другие, менее значимые для него драйверы, а потом опять возвращается в свой основной драйвер. Драйверное поведение одинаково для всех людей. Изучая драйверное поведение человека можно достаточно точно предсказать некоторые важные черты его сценария.
Родители могут скрывать от ребёнка или не осознавать некоторые свои сильные переживания. Эти переживания составляют часть содержания эго-состояния Ребёнка родителей. На их подавление родители тратят много энергии и на психологическом уровне становятся «тяжёлыми». Эта тяжесть хорошо ощущается детьми. Ребёнок воспринимает скрываемые от него переживания родителей как сильные сценарные послания, которые он «записывает» в своё эго-состояние Ребёнка. Как уже известно, это самые сильные по воздействию на ребёнка послания. Ребёнок реагирует на них почти принудительно, поэтому эти послания называются приказаниями и разрешениями. Приказания что-то запрещают, разрешения – не принуждают что-то делать обязательно, а дают принципиальное «добро» на что-то. Реагируя на эти послания, ребёнок принимает свои сценарные решения, т.е. «пишет» сценарий. Комплекс приказаний, разрешений и принятых на основании них решений, называется собственно сценарием.
Существуют следующие два основных отличия приказаний и разрешений от контрприказаний: 1. Контрприказания являются вербальными, приказания и разрешения изначально довербальны. Контрприказания слышатся как слова и предложения, при этом часто можно определить, кто из родителей или парентальных фигур впервые их сказали. Если человек не выполнил одно из своих контрприказаний, то почувствует себя так, как будто услышал осуждение родителя, отдавшего приказ. 2. Напротив, приказания и разрешения чаще всего не слышатся как слова. Их можно воспринимать в виде эмоций и телесных ощущений. Когда человек не подчиняется приказанию, он испытывает физический дискомфорт (сильное сердцебиение, головную боль, боль в животе и др.). Он также может испытывать и психическое переживание, например, депрессию, однако истинной причины этой депрессии не осознаёт. Человек обычно делает всё возможное, чтобы не противоречить приказаниям.
В детстве формируется еще одна важная деталь мировосприятия — излюбленное чувство. Это доминирующая, основная эмоция, которая может сохраниться на всю жизнь. Ребенок экспериментирует, «пробует», «примеряет» различные эмоции: радость, вину, испуг, обиду, недоумение и т.д. Затем он отбирает те, которые в его семье используются особенно часто. Данные эмоции закрепляются в поведении, а спустя годы проявляются в жизни, рабочем коллективе, собственной семье, обществе. При этом доминирует излюбленная эмоция, которую человек использует в большинстве случаев жизни при реакции на одну и ту же ситуацию.
Свойство пользоваться излюбленной эмоцией Э.Берн назвал трансакционным рэкетом. Валюта трансакционного рэкета — психологические купоны.
Психологические купоны —
архаические чувства, собираемые детским
состоянием Я для манипулирования
другими и получения выигрыша.
Различают купоны: серые — неполноценность;
голубые — депрессия; красные
— гнев, неприязнь; коричневые —
повышенная раздражительность, подозрительность,
склонность к ипохондрическим
Человек, «собирающий» золотые
купоны, как правило, ощущает себя
Победителем. Человек, который все
время «коллекционирует»
Заключение
Таким образом, личность, получив «набор» информации (переживания), приняв решение и заняв определенные психологические позиции, готова к исполнению своего жизненного сценария. Но для полноценной жизненной драмы необходимы другие участники, которыми личность могла бы манипулировать.
Осознав свои позиции и игры, личность может понять свой жизненный сценарий. Его анализ и пересмотр являются непременной процедурой в трансакционном анализе.
Список использованных источников
1. Э. Берн Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Москва, 1993.
2. Э. Берн Трансакционный анализ и психотерапия. – Санкт-Петербург, 1992.
3. Летова И. Современный трансактный анализ. – электронная версия книги.
4. Ян Стюарт, Вэнн Джойнс Современный трансактный анализ. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996.