Коррекция девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:36, реферат

Краткое описание

Коррекция девиантного поведения - социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее - на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

Вложенные файлы: 1 файл

Коррекция девиантного поведения.docx

— 15.51 Кб (Скачать файл)

Коррекция девиантного поведения - социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее - на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

Функции процесса перевоспитания при коррекции личности девианта:

1. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная — формирование  у молодого человека стремления  компенсировать тот или иной  социальный недостаток усилением  деятельности в той области,  в которой он может добиться  успехов, которая позволит ему  реализовать свои возможности,  способности и, главное, потребность  в самоутверждении.

3. Стимулирующая - активизация  положительной социально полезной  предметно-практической деятельности  молодого человека; она осуществляется  посредством осуждения или одобрения,  т.е. заинтересованного, эмоционального  отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.

5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом.

По своим проявлениям  регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного  межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

Регуляция и коррекция  осуществляются на основе мобилизации  усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней  играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т.п., но и при внешних препятствиях. Благодаря воле коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.

Классификация методов  коррекции.

Педагогические  методы:

1. Методы общественного  влияния:

а) коррекция активно-волевых  дефектов;

б) коррекция страхов;

в) метод игнорирования;

г) метод культуры здорового  смеха;

д) коррекция навязчивых мыслей и действий;

е) коррекция бродяжничества;

ж) самокоррекция.

2. Специальные или частнопедагогические методы:

а) коррекция недостатков  поведения детей;

б) коррекция нервного характера.

3. Метод коррекции через  труд.

4. Метод коррекции путем  рациональной организации детского  коллектива.

Психотерапевтические методы:

1. Внушение и самовнушение.

2.Гипноз.

3. Метод убеждения.

4. Психоанализ.

Этапы коррекционной  работы в подростковых и молодежных девиантных группах:

1. Формулировка социально-психологической  и педагогической проблемы.

2. Выдвижение гипотез  о причинах девиантного поведения.

3. Диагностический этап.

4. Выбор методов и технологий  коррекционной работы.

5. Использование методов,  методик и технологий коррекционной  работы.

6. Разработка программы  социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.

7. Осуществление этой  программы.

8. Контроль за ходом и эффективностью программы.

Первые практические шаги психолога и социального педагога, - выявление причин отклоняющегося поведения подростка, в первую очередь  выделить случаи девиантного поведения, имеющие патосоциальную природу.

Принципы организации  и осуществления психокоррекционной работы:

-единство диагностики  и коррекции;

-нормативности развития;

-системность развития  психической деятельности;

-деятельностный принцип коррекции;

-нравственно-гуманистическая  направленность психолого-педагогической  помощи;

-понимание и сочувствие;

-прагматизм психолого-педагогического  воздействия»

-приоритетность превентивности  социальных проблем, их профилактика;

-своевременность психолого-педагогической  помощи и поддержки;

-творческое сочетание  специализации и комплексности  в школьной психологической работе;

-профессионализм специалистов  — психологов, социальных педагогов  и др., а также учителей.

Показания к применению:

-социальная апатия;

-аутизм;

-агрессивность;

-раздражительность;

-отсутствие навыка и  готовности к сотрудничеству;

-чрезмерная эмоциональность  или раздражительность;

-конфликтность; 

-отсутствие интереса  к творчеству и обучению и  т.п.

Цель: социальная адаптация девиантов.

Задачи:

1)развить социальную активность, побудить и привить интерес  к себе и окружающим;

2)научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;

3)привить уважение к  членам коллектива, помочь обрести  социальный статус, выполнять определенную  роль в коллективе;

4) пробудить и привить  интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить  организации творческих контактов;

5)оптимизировать положительный  опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Приемы коррекционно-воспитательного  воздействия:

1.Снижение требований  к участнику взаимодействия до  достижения социальной и психологической  адаптации.

2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование  развития творческого потенциала  и самовыражения.

3.Организация ситуаций, в  которых ребенок может достичь  успехов, разработка мер поощрения.

4.Демонстрация и разъяснение  позитивных образов поведения  (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).


Информация о работе Коррекция девиантного поведения