Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:36, реферат
Коррекция девиантного поведения - социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее - на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
Коррекция девиантного поведения - социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее - на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
Функции процесса перевоспитания при коррекции личности девианта:
1. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсаторная — формирование
у молодого человека
3. Стимулирующая - активизация
положительной социально
4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.
5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом.
По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.
Регуляция и коррекция осуществляются на основе мобилизации усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т.п., но и при внешних препятствиях. Благодаря воле коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.
Классификация методов коррекции.
Педагогические методы:
1. Методы общественного влияния:
а) коррекция активно-волевых дефектов;
б) коррекция страхов;
в) метод игнорирования;
г) метод культуры здорового смеха;
д) коррекция навязчивых мыслей и действий;
е) коррекция бродяжничества;
ж) самокоррекция.
2. Специальные или
а) коррекция недостатков поведения детей;
б) коррекция нервного характера.
3. Метод коррекции через труд.
4. Метод коррекции путем
рациональной организации
Психотерапевтические методы:
1. Внушение и самовнушение.
2.Гипноз.
3. Метод убеждения.
4. Психоанализ.
Этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:
1. Формулировка социально-
2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.
3. Диагностический этап.
4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.
5. Использование методов,
методик и технологий
6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.
7. Осуществление этой программы.
8. Контроль за ходом и эффективностью программы.
Первые практические шаги
психолога и социального
Принципы организации
и осуществления
-единство диагностики и коррекции;
-нормативности развития;
-системность развития психической деятельности;
-деятельностный принцип коррекции;
-нравственно-гуманистическая
направленность психолого-
-понимание и сочувствие;
-прагматизм психолого-
-приоритетность
-своевременность психолого-
-творческое сочетание
специализации и комплексности
в школьной психологической
-профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов и др., а также учителей.
Показания к применению:
-социальная апатия;
-аутизм;
-агрессивность;
-раздражительность;
-отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;
-чрезмерная эмоциональность или раздражительность;
-конфликтность;
-отсутствие интереса к творчеству и обучению и т.п.
Цель: социальная адаптация девиантов.
Задачи:
1)развить социальную
2)научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;
3)привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;
4) пробудить и привить
интерес и способность к
5)оптимизировать
Приемы коррекционно-
1.Снижение требований
к участнику взаимодействия до
достижения социальной и
2. Вовлечение в коллективные,
виды деятельности, стимулирование
развития творческого
3.Организация ситуаций, в
которых ребенок может достичь
успехов, разработка мер
4.Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).