Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 11:48, реферат
Разработанные модели мотивации можно классифицировать на два вида: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К таким моделям мотивации могут быть отнесены модели, описанные в работах А. Маслоу, Д. Маккелланда и Г. Хекхаузена и других авторов. Процессуальные, более поздние теории мотивации, основаны на описании поведения людей с учетом их воспитания и познаний. Примерами таких моделей являются модель ожидания и модель справедливости. Следует иметь в виду, что хотя эти описания и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Рассмотрим некоторые из них.
Краткие сведения о некоторых психологических теориях мотивации
Разработанные модели мотивации можно классифицировать на два вида: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К таким моделям мотивации могут быть отнесены модели, описанные в работах А. Маслоу, Д. Маккелланда и Г. Хекхаузена и других авторов. Процессуальные, более поздние теории мотивации, основаны на описании поведения людей с учетом их воспитания и познаний. Примерами таких моделей являются модель ожидания и модель справедливости. Следует иметь в виду, что хотя эти описания и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Рассмотрим некоторые из них.
Одной из наиболее разносторонних является классификация потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу. Согласно его классификации, выделяют следующие виды потребностей.
Данные потребности
Во второй половине ХХ в. в психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности, которая существенно дополнила теорию потребностей человека. Основателями этой концепции считаются американские ученые Д. Макклелланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый Х. Хекхаузен. Согласно их теории, у человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это – мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели.
Наряду с мотивом достижения Макклелландом выделялись и измерялись другие мотивы – такие, как «социальное присоединение» (аффилиация) и власть. Мотивы аффилиации и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей.
Мотив аффилиации обычно проявляется, как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне этот мотив выступает в виде чувства привязанности, верности, внешне – в общительности, стремлении сотрудничать с другими людьми.
Мотив власти кратко можно охарактеризовать как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Г. Маррей дал такое определение этому мотиву: мотив власти – это склонность управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т.п. Другой исследователь мотивации власти Д. Верофф психологически уточнил определение данного явления следующим образом: под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми.
Ю. Роттером была предложена другая формализованная модель поведения человека, которое зависит, согласно его представлениям, от значимости для человека достижения цели в определенной ситуации и ожидания того, что данное поведение приведет к желаемой цели. С понятием ожидания у Роттера связано понятие локуса-контроля – устойчивого, характеризующего человека как личность представления о том, в какой степени результаты его деятельности зависят от него самого (внутренний локус контроля) или от складывающихся обстоятельств (внешний локус контроля). Люди с внутренним локусом контроля (интерналы) ищут причины успехов и неудач человека в нем самом. Они видят в человеке активный источник управления собственным поведением и планирования собственной жизни. Люди с внешним локусом контроля (экстерналы) считают, что локализация этих причин находится вне человека, в окружающей его среде, в судьбе, в обстоятельствах, и человек не несет ответственности за собственные неуспехи. Интерналы, как правило, проявляют больше настойчивости в достижении поставленной цели и достигают большего, чем экстерналы.
В русле когнитивного подхода особое значение придается феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека. Побуждение к действию может возникнуть у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний (когниций), в частности, их согласованности или противоречивости. Основным постулатом теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласования, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения.
В отечественной психологии также предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Более или менее продуманной и завершенной является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.Н. Леонтьевым. Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свой источник в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы и связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения взаимного соответствия. Данная концепция показывает, как в соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.
Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель. Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой, в силу определенных причин, стремился человек, со временем сама становится самостоятельной, побудительной силой, т.е. мотивом. Например, часто родители, для того, чтобы стимулировать интерес ребенка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако, в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потребностей. Этот пример поясняет механизм развития мотивационной сферы человека за счет расширения количества потребностей, т.е. перечня того, в чем нуждается человек. Причем, происходит это в процессе его деятельности и контакта с окружающей средой.
Помимо содержательных моделей мотивации выделяют и процессуальные. Одной из процессуальных моделей является теория ожиданий. Согласно этой теории ожидание следует рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Например, сделав хорошую работу, человек ожидает получить более солидное вознаграждение.
Другой процессуальный подход в описании мотивации предлагает теория справедливости (М. Мескон, М. Альберт, М. Хедоури, 1992). Согласно ей, люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями и затем соотносят данное отношение с тем, что имеют другие люди, выполняющие аналогичную работу. Если сравнение обнаруживает дисбаланс и несправедливость (т.е. человек считает, что его коллега получает за ту же работу большее вознаграждение), то у него возникает психическое напряжение. При этом, чтобы мотивировать сотрудника, необходимо восстановить справедливость, устранив дисбаланс. В соответствии с теорией справедливости, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда. При этом восприятие и оценка справедливости носят относительный характер.
Рассмотренные теории не содержат всеобъемлющего подробного анализа. В трудах многих исследователей отрицается принципиальная возможность создания единой теории мотивации, удовлетворительно объясняющей источник целенаправленной активности человека.
Информация о работе Краткие сведения о некоторых психологических теориях мотивации