Креативность как свойство личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы: в настоящее время все больше внимания уделяется проблеме креативности личности. Данная проблема столь широка и многогранна, что трудно назвать область знания, где бы она не возникала. Имеется множество научных исследований, открывающих новые стороны в постановке проблемы креативности личности. Однако существует масса неизученных аспектов данной проблемы. Прогрессивное развитие современного государства определяется наличием необходимого творческого потенциала, т.е. людей, способных к поиску принципиально новых, нестандартных путей и способов решения стоящих задач: экономических, политических, технических, гуманитарных и др. вполне очевидно, что широкий социальный заказ на творческую личность будет неуклонно возрастать. Именно поэтому меня заинтересовало, какой же уровень креативности имеют студенты распространенной специальности «Реклама и связи с общественностью».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1: Теоретические аспекты проблемы креативности личности….. 6
1.1 Общая характеристика креативности…………………………………….6
1.2 Виды и психологические особенности креативности…………………..10
1.3 Различные подходы к пониманию креативности……………………….16
РАЗДЕЛ 2: Диагностика уровня креативности студентов творческой специальности…………………………………………………………………26
2.1 Описание базы и методики исследования……………………………….26
2.2 Проведение исследования с применением методики…………………..30
2.3 Результаты исследования и рекомендации………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

Дети с низким уровнем  интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках» и довольны своим  положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень их предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе. 
Креативность и интеллект взаимосвязаны не только на уровне свойств личности, но и на уровне целостного познавательного процесса. В исследовании Е. Л. Григоренко была выявлена взаимодополнительность этих способностей при решении познавательных задач.

Григоренко использовала в своем исследовании тесты Векслера и Амтхауэра, тест Торренса и ряд  тестов на определение когнитивных  стилей. В качестве испытуемых выступали школьники 9-10 классов. Оказалось, что число гипотез, выдвигаемых при решении мыслительных задач, коррелирует с креативностью по Торренсу (для вербальной части г = 0,43, для невербальной — г = 0,52). Причем оригинальность гипотез до начала решения задачи имела более высокую корреляцию с креативностью по Торренсу (для вербальной части теста г = 0,57, для невербальной — г = 0,38), число гипотез во время решения коррелирует с IQ по Амтхауэру (0,46) и оригинальность во время решения теста — с IQ по Амтхауэру (0,50). 
Отсюда автор делает вывод, что на ранних стадиях решения задачи у испытуемых актуализируется дивергентное мышление, а на поздних — конвергентное мышление. Все эти результаты получены в ходе использования тестов креативности, основанных на теории дивергентного мышления. 
«Теория инвестирования» Р. Стернберга. Одной из последних по времени возникновения концепций креативности является так называемая «теория инвестирования», предложенная Р. Стернбергом и Д. Лавертом. Эти авторы считают креативным такого человека, который стремится и способен «покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой». «Покупать по низкой цене» — значит заниматься неизвестными, непризнанными или непопулярными идеями. Задача заключается в том, чтобы верно оценить потенциал их развития и возможный спрос. Творческий человек вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию настаивает на определенных идеях и «продает их по высокой цене». После достижения рыночного успеха он переходит к другой непопулярной или новой идее. Вторая проблема в том, откуда эти идеи берутся.

Стернберг считает, что  человек может не реализовать  свой творческий потенциал в двух случаях:

1) если он высказывает  идеи преждевременно;

2) если он не выносит  их на обсуждение слишком долго и тогда они становятся очевидными, «устаревают».

 Следует отметить, что в данном случае автор  подменяет проявление творчества  его социальным принятием и  оценкой. 
По Стернбергу, творческие проявления определяются шестью основными факторами:

1) интеллектом как способностью;

2) знанием; 

3) стилем мышления;

4) индивидуальными чертами; 

5) мотивацией;

6) внешней средой. 

Интеллектуальная способность  является основной. Для творчества особенно важны следующие составляющие интеллекта: 1) синтетическая способность — новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания; 2) аналитическая способность — выявление идей, достойных дальнейшей разработки; 3) практические способности — умение убеждать других в ценности идеи («продажа»). Если у индивида слишком развита аналитическая способность в ущерб двум другим, то он является блестящим критиком, но не творцом. Синтетическая способность, не подкрепленная аналитической практикой, порождает массу новых идей, но не обоснованных исследованиями и бесполезных. Практическая способность без двух остальных может привести к продаже «недоброкачественных», но ярко представленных публике идей. 
Влияние знаний может быть как позитивным, так и негативным: человек должен представлять, что именно он собирается сделать. Выйти за пределы поля возможностей и проявить креативность нельзя, если не знаешь границ этого поля. Вместе с тем знания слишком устоявшиеся могут ограничивать кругозор исследователя, лишать его возможности по-новому взглянуть на проблему. 
Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния. Творческий человек самостоятельно ставит проблемы и автономно их решает. 
Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда. 
Отдельные компоненты, отвечающие за творческий процесс, взаимодействуют. И совокупный эффект от их взаимодействия несводим к влиянию какого-либо одного из них. Мотивация может компенсировать отсутствие творческой среды, а интеллект, взаимодействуя с мотивацией, значительно повышает уровень креативности. 
[Дружинин В. «Психология. Учебник для гуманитарных вузов.», Глава 35 Психология творчества, СПб.: Питер, 2001. ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2: Диагностика  уровня  креативности студентов  творческой специальности

2.1 Описание базы и  методики исследования

Исследование проводилось  в г. Донецке на базе Донецкого филиала киевского университета культуры и искусств им. Поплавского и Донецкого национального технического университета со студентами 3го курса специальностей «Реклама и связи с общественностью» и «Химия топливо углеродистых материалов» для изучения особенностей креативности студентов ВУЗов обучающимся творческим специальностям.

Исследование проводилось  на двух группах: экспериментальной (студенты специальности «Реклама и связи  с общественностью») и контрольной (студенты специальности «Химия топливо  углеродистых материалов»). Количество студентов в каждой группе – 11 человек.

Для определения уровня креативности студентов использовался «Опросник для определения уровня креативности» [Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой и В. М. Снеткова. СПб., 2003. С. 293–298.]

Опросник для  определения уровня креативности

Инструкция. Я зачитаю вам ряд утверждений, а вы в протоколе отмечайте свое согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».

Текст опросника

1. Я не предпочел  бы работу, в которой все четко определено.

2. Люблю и понимаю  абстрактную живопись.

3. Мне не нравится  регламентированная работа.

4. Не люблю посещать  музеи, так как они все одинаковы.

5. Люблю фантазировать.

6. Разнообразные увлечения  делают жизнь человека богаче.

7. Один и тот же  спектакль можно смотреть много  раз, главное – игра актеров,  новая

интерпретация.

8. Я предпочел бы  быть закройщиком, а не портным.

9. Мне больше нравится  процесс деятельности, чем ее  конечный результат.

10. Даже в отлаженном  деле пытаюсь творчески изменить что-то.

11. Сомневаюсь даже  в том, что для других очевидно.

12. Абстрактные картины  дают большую пищу для размышлений.

13. Я не хотел бы  подчинять свою жизнь определенной  системе.

14. Мне нравится работа  дизайнера.

15. Не люблю ходить  одним и тем же путем.

 

Протокол для  записи ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

                             

 

 

Обработка и  анализ данных. Подсчитывается сумма «+». Низкий уровень креативности – 0–5 баллов, средний – 6–9 баллов, высокий – 10–15 баллов.

Высокий уровень креативности характеризуется способностью выдвигать большее число альтернатив, чем больше их выдвигается и рассматривается в процессе поиска решения, тем выше вероятность не только решения проблемы, но и выбора наилучшего решения. Такие люди могут более продуктивно использовать свои идеи, создавать нечто новое, освежающее стандартный взгляд на какие-либо вещи социума. Люди, с высоким уровнем креативности легче выходят из различных ситуаций, подходят к ним творчески, имеют достаточно высокую впечатлительность, и поэтому в состоянии «увидеть» что-либо новое, ранее не использованное в данном контексте.

Средние показатели уровня креативности указывают на то, что  человек способен решать проблемы, поставленные задачи творчески, но вероятность  успешного их применения не так велика. Можно сказать, что все люди сами по себе креативны, просто не каждый реализует и проявляет эту способность. Иметь средний уровень креативности означает, что человек не отказывается от творчества в своей жизни, готов его использовать, ценит это в окружающих.

Низкий уровень креативности говорит, что человек скорее всего  предпочитает решать различные вопросы  другим методом, творчество и креативность не является его главным способом продвижения к цели. У такого человека несколько другие приоритеты, другие цели.

 

2.2  Проведение исследования  с применением методики

Исследование уровня креативности студентов творческой специальности 3го курса с применением  методики «Опросник для определения  уровня креативности». Результаты исследования приведены в Приложении и таблице 2.1. и 2.2

Таблица 2.1 «Уровень креативности по результатам экспериментальной группы»

Уровень креативности

Количество испытуемых

Количество испытуемых в  %-м соотношении

Высокий уровень

7

70%

Средний уровень

4

40%

Низкий уровень

0

0


 

Таблица 2.2 «Уровень креативности по результатам контрольной группы»

Уровень креативности

Количество испытуемых

Количество испытуемых в %-м соотношении

Высокий уровень

4

40%

Средний уровень

6

60%

Низкий уровень

1

10%


Исходя из результатов  методики можно сделать вывод, что среди PR-менеджеров 70% студентов дали высокие показатели креативности, 40% - средние, а низких показателей вообще не обнаружилось. Можно сказать, что это достаточно высокие результаты, особенно тот факт, что низких показателей вообще не оказалось, подтверждает это. Среди студентов технической специальности 60% дали средние результаты, 40% - высокие и 10% - низкие. Это указывает на то, что в целом группа креативна, но нет уверенности, что креативность можно считать свойством их группы, т.к. большее количество испытуемых дали средние показатели.

Нагляднее результаты показаны на рисунке 2.1, 2.2 и 2.3

 

Рис. 2.1 «Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп по уровню креативности»

 

 

 

 

 

Рис. 2.2 «Уровень креативности по результатам экспериментальной группы»

Рис.2.3 «Уровень креативности по результатам контрольной группы»

 

 

2.3 Результаты исследования и рекомендации

По результатам исследования необходимо определить степень различия результатов экспериментальной и контрольной групп с помощью коефициента Стьюдента, для того чтобы подтвердить или опровергнуть поставленную гипотезу.

Расчет степени различия результатов выборок проводился по t-критерию Стьюдента:        

Где: ts – t-критерий Стьюдента;

х – среднее значение выборки;

σ – стандартное отклонение.

 По результатам  расчета ts (эмпир.) = 2,3

ts (критическое) для данной выборки = 0,98

различие между выборками  можно считать достоверным при  условии 

ts (эмп.) ≥ ts (критич.)

2,3 > 0,98

Интерпретируя результаты можно сделать вывод, что гипотеза подтверждается. Существует достоверное  различие между уровнем креативности студентов специальности «Реклама и связи с общественностью» и уровнем креативности студентов специальности «Химия топливо углеродистых материалов», у первых уровень выше.

Рекомендации 

Одним из способов развития креативности считаются интеллектуальные игры. Обычно они проводятся в виде тренингов или просто в виде групповых занятий. Британский специалист по разработке тестов интеллекта Филипп Картер утверждает, что существует множество упражнений, с помощью которых можно развить креативное мышление. Одна из основных целей таких интеллектуальных игр, или упражнений, состоит в том, чтобы уйти от общепринятых и привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, которые затем можно оценить и отобрать из них наиболее полезные.

Информация о работе Креативность как свойство личности