Креационные и естественно - научные подходы к происхождению человека: общее и различное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 21:31, реферат

Краткое описание

Целью исследования является проведение сопоставительного анализа креационного и эволюционного подхода для нахождения общих и различающихся характеристик подходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные подходы к происхождению человека……………………4
1.1. Креационный подход………………………………………………..4
1.2. Эволюционная теория……………………………………………….5
Глава 2. Сопоставительный анализ креационного подхода и эволюционной теории…………………………………………………………………………….7
2.1. Общие и различительные черты креационного подхода и эволюционной теории…………………………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

креац. и ест-научн. подход.doc

— 789.50 Кб (Скачать файл)

Критика эволюционизма появилась сразу после того, как эволюционные идеи стали становиться популярными в научном сообществе. В первую очередь критика распространялась на недостаточность данных, подтверждающих теорию.  Ситуация изменилась с выходом в свет “Происхождения видов” Чарльза Дарвина, в котором обобщался многолетний исследовательский опыт самого Дарвина и тем самым было предоставлено достаточное количество доказательств процесса эволюции в природе. После выхода книги в свет подавляющее число представителей научного сообщества согласилось с тем, что эволюция - это факт, основанный на эмпирических данных.

Одновременно с признанием эволюционной теории появляется оппозиция этому учению с религиозной стороны, доходившая в определенные времена до судебных разбирательств. Важно отметить, что подобные судебные разбирательства начинались из-за исков на почве отрицания религии и атеизма, основаны на непонимании природы научного знания: в науке ни одна теория (в том числе и теория эволюции) не может ни подтвердить, ни опровергнуть существование потусторонних субъектов, как Бог.

Помимо этого ошибочны попытки противопоставить эволюционную биологию религиозной антропологии. Это связано с тем, что понятие “человек” многозначно: человек как предмет физической антропологии не может быть тождественным человеку как предмет философской антропологии.

Также следует отметить, что теория эволюции противоречит только буквальному прочтению священных писаний.

Глава 2. Сопоставительный анализ креационного подхода и эволюционной теории.

2.1. Общие и различительные  черты креационного подхода и  эволюционной теории.

Основные гипотезы и положения эволюционной теории:

  1. Гипотеза об универсальной эволюции. Если универсальная эволюция предполагается происходящей сама по себе случайно или в силу непознанных законов материи, то она до сих пор ничем не подтверждена, противоречит библейскому теизму и согласуется с (или даже навязывается) верой в основную посылку атеизма и монистического материализма «Бога нет».
  2. Одноклеточные организмы постепенно развились в многоклеточные организмы.
  3. Существование множества переходных форм в макроэволюционной схеме. В противовес теории классического дарвинизма в семидесятые годы двадцатого века была создана теория пунктуализма, сущность которой заключается в том, что эволюция, идет путем редких и быстрых скачков в небольших популяциях в течение одного или нескольких поколений
  4. Сходство живых существ является следствием «общего закона эволюции». Эволюционные факторы (естественный отбор, спонтанные мутации) рассматриваются как достаточные для объяснения развития от простейших форм к высокоразвитым (макроэволюция).
  5. Геологические процессы интерпретируются в рамках очень длительных временных периодов.
  6. Процесс отложения ископаемых останков живых организмов происходит в рамках постепенного наслоения рядов ископаемых.

Соответствующие им контраргументы креационизма гласят:

  1. Вся вселенная, земля, живой мир и человек были созданы высшим существом в порядке, описанном в Библии. Это положение входит в основные посылки библейского теизма.
  2. Бог сотворил по разумному плану и одноклеточные и многоклеточные организмы, все виды организмов флоры и фауны, а также венец творения – человека.
  3. Сотворение живых организмов произошло однажды, поскольку они далее могут воспроизводить сами себя.
  4. Сходство живых существ объясняется единым планом Творца.
  5. Геологические процессы интерпретируются в рамках кратких временных периодов.
  6. Процесс отложения ископаемых останков живых организмов происходит в рамках катастрофической модели происхождения.

Несмотря на определенную противоречивость постулатов обоих подходов, мы можем выделить общие положения, с которыми согласны оба подхода:

1.     Наша Вселенная не вечна; она имела начало в прошлом.

2.     «Внутривидовая» эволюция живых организмов (микроэволюция) имела и имеет место.

3.     Человек — наивысшая форма жизни на Земле.

4.     Современная наука умеет надлежащим образом классифицировать виды живых организмов.

5.     И эволюционисты, и креационисты признают, что в мире живого ещё много необъяснённого.

6.     Обе доктрины являются мировоззренческими толкованиями (с позиций различных религиозных течений) данных, полученных наукой. Ни одна из них не может быть построена при помощи только научного метода, основанного на наблюдении, повторяемости наблюдаемых явлений и воспроизводимости их в лабораторных условиях.

Заключение.

Вопрос о том, откуда произошел человек и вообще жизнь на Земле до сих пор волнует умы многих ученых и обычных людей. Ведущими теориями о происхождении жизни на нашей планете являются креационный подход и эволюционный. Каждый из этих подходов предлагает свою трактовку того как все началось. Несмотря на то, что у обоих этих подходов есть свои доказательства и ответы на самые разные вопросы, касающихся данной темы, истинного ответа на вопрос о том, откуда мы появились, до сих пор не известен.

В ходе работы было необходимо рассмотреть теоретические основы креационного подхода и эволюционного.

Креационный подход в вопросе происхождения жизни на земле говорит о том, что движущей силой всего сущего является воля всевышнего Творца. Приверженцы же эволюционного креационизма соглашаются в том, что эволюция имела место быть, но в данном контексте процесс эволюции является лишь инструментом в руках высшего существа. Основные положения данного подхода находятся в Библии, Книге Бытия. Недостаток данного подхода заключается в том, что все доводы креационистов не имеют под собой никаких материальных подтверждений, за что они и подвергаются критике, как со стороны ученых, так и со стороны богословия.

Эволюционная теория, пройдя долгий путь от просто теории к официальному научному учению, до сих пор проводит различные исследования в данной области, и способствует все лучшему пониманию нашего прошлого и настоящего, и возможно в далеком будущем мы все же сможем узнать, откуда мы пришли или возможно кто нас создал.

Так, недавно возникла ещё одна концепция недарвиновской эволюции – пунктуализм. Его сторонники считают, что процесс эволюции идёт путём редких и быстрых скачков, а 99% своего времени пребывает в стабильном состоянии. Ценность этой концепции заключается в идее разобщенности микро- и макроэволюции и независимости управляемых ими факторов.

Возможно, в будущем СТЭ и недарвиновские концепции эволюции, дополняя друг друга, объединяться в новую единую теорию жизни и развития живой природы.

В исследовании были поставлена цель - проведение сопоставительного анализа креационного и эволюционного подхода для нахождения общих и различающихся характеристик подходов. В результате чего мы выяснили что общими и у креационизма и у эволюционизма, являются следующие положения:

1.     Наша Вселенная не вечна; она имела начало в прошлом.

2.     «Внутривидовая» эволюция живых организмов (микроэволюция) имела и имеет место.

3.     Человек — наивысшая форма жизни на Земле.

4.     Современная наука умеет надлежащим образом классифицировать виды живых организмов.

5.     И эволюционисты, и креационисты признают, что в мире живого ещё много необъяснённого.

6.     Обе доктрины являются мировоззренческими толкованиями (с позиций различных религиозных течений) данных, полученных наукой. Ни одна из них не может быть построена при помощи только научного метода, основанного на наблюдении, повторяемости наблюдаемых явлений и воспроизводимости их в лабораторных условиях.

Различными в данных подходах являются идеи, касающиеся следующих категорий:  как появилась жизнь на Земле; происхождение одно- и многоклеточных организмов; происхождение животного и растительного мира; сотворение сложных живых организмов; длительность геологических процессов; процесс отложения ископаемых останков живых организмов.

Цель и задачи исследования реализованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. А.П. Садохин. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – 3 изд. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 239 с.
  2. М. Вартбург. Рапорт Миллера // Знание – сила, 2007, №6, с. 63-64.
  3. А. В. Князев. Биология и религия, или как преподавать в школе эволюционное учение? Беседа первая // Биология в школе, 2006, №2, с. 44-48.
  4. А. В. Князев. Биология и религия, или как преподавать в школе эволюционное учение? Беседа вторая // Биология в школе, 2006, №3, с. 31-34.
  5. С. Ильин. Датируя сотворение мира // Знание – сила, 2008, №5, с. 83-84
  6. К. Еськов. Эволюционная теория сегодня // Наша школа, 2007, №1, с.21-24.
  7. А. Волков. Господа! Пора судиться из-за глобусов! // Знание – сила, 2007, №6, с. 5-13
  8. В. Новик. «Обезьяний процесс» - 80 лет назад и сегодня // Наука и религия, 2005, №7, с. 6-9.
  9. А. Журавлёв. Что-то крокодилы разлетались… // Знание – сила, 2008, №2, с. 74-81.
  10. Википедия, Теория эволюции. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_эволюции]
  11. Википедия. Креационизм. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Креационизм]

 

 
 
 
 
 
 

 

 


Информация о работе Креационные и естественно - научные подходы к происхождению человека: общее и различное