Кризисы детского развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 18:48, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность изучения вопроса кризисов развития ребенка - бесспорна. И не только как дополнительное знание профессионала-психолога, но и необходимое знание любой девушки, которая является, либо планирует становиться матерью. Обладая знаниями в данном вопросе, можно научиться лучше понимать поведение собственного ребенка, подходить более правильно к его воспитанию, понимать, где необходимо ставить запреты, а где давать больше свободы юному члену общества, что позволит воспитать психически здорового, ответственного и самостоятельного ребенка, приспособленного к окружающей социальной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

3. Ответ.docx

— 36.82 Кб (Скачать файл)

Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого. Возникает потребность в достижениях (результатах, успехе в деятельности) и признании (оценке взрослого). Кроме того, у детей начинает формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок познает различие между «хочу» и «должен». Если кризис протекает вяло, это может свидетельствовать о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безинициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.

 

 

 

 

 

 

 

5. Кризис семи лет

 

 

Кризис семи лет связан с концом дошкольного детства, одним из симптомов которого является потеря детской непосредственности. Симптомами тому выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от переживаний.

В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью, на сколько хорошо или плохо ребенок выполняет те или иные действия, задания и как он оценивает уровень их выполнения. В этот период ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.

Можно выделить как относительно-негативные проявления кризиса дошкольного периода, так и позитивные.

К относительно-негативным проявлениям относятся:

- возникновение паузы между  обращением к ребенку и его  ответной реакцией («как будто  не слышит»);

- появление оспаривания со стороны  ребенка необходимости выполнять  родительскую просьбу или отсрочивания  времени ее исполнения;

- непослушание как отказ от  привычных дел;

- хитрость, увиливание от послушания  через обман;

- демонстративная «взрослость»;

- обострение внимания к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький»;

- встречаются и такие проявления  как упрямство, требовательность, капризы, обостренная реакция на критику  и пр.

К явно позитивным моментам кризиса дошкольного периода можно отнести следующие:

- заинтересованность в общении  со взрослым;

- самостоятельность в занятиях-хобби  и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному  решению;

- рассудительность.

Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности самостоятельно организованных самим ребенком действий. Одно из главных новообразований – потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции.

 

 

 

6. Кризисы позднего детства

 

В психологической литературе выделяют еще два периода, в которые ребенок подвержен психологическим кризисам на пути к взрослению.

Первый такой кризис называется кризисом отрочества (предподростковый), который мало, однако, изучен и мнения различных психологов, относительно данного кризиса, неоднозначны. Некоторые исследователи, например, Л.С. Выготский, считают этот возраст началом стабильного подросткового периода, другие (Л.И. Божович и др.) – частью критического (в целом) подросткового возраста или, по мнению З.Фрейда, этот период можно отнести к окончанию детского возраста, латентной стадии. По мнению Д.Б. Эльконина этот период является кризисом между стабильными младшими школьными и подростковыми возрастами. Период кризиса отрочества по некоторым данным 9-11 лет, по другим 11-12. То есть, даже в этом нет четкого однозначного ответа.

Это важный период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредствовать всю систему его отношений. Поэтому проявления кризиса отрочества связано по большей части со школьной жизнью. И выражается этот кризис в мотивационном вакууме, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы. Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается.

В школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, причем именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохраняться при переходе из начальных классов в средние. Нерешенные, неустраненные вовремя трудности в обучении, вызванные недостаточным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются. Перед ребенком встают новые задачи, проблемы, которые он вынужден решать (проверка себя и сравнение с другими, адаптация к новым условиям обучения, к требованиям множества разных учителей).

Во время всей этой перестройки социальной ситуации развития ребенка возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное решение разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, но в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития.

Вторым кризисом позднего детства (или подросткового периода) является пубертатный кризис. Связан он с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Более подробно с ориентированностью на ценности и интересы данную проблему описывает Л.С. Выготский. На период полового созревания он выделяет две фазы – негативную и позитивную. В негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения. Отсюда внешне наблюдаемые отрицательные поведенческие особенности: снижение работоспособности, ухудшение успеваемости и навыков, грубость и повышенная раздражительность подростка, его недовольство самим собой и беспокойство. Позитивная фаза характеризуется зарождением новых интересов, более широких и глубоких. У подростка развивается интерес к психологическим переживаниям  других людей и к своим собственным. Обращенность подростка в будущее, еще очень туманное и неопределенное, реализуется в форме мечты, в создании некой воображаемой действительности [12].  

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении.

Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Период детского взросления, начиная от самого рождения и заканчивая юношеством – очень непростой период, как для самого ребенка, так и для людей, его окружающих. В этот период происходят постоянные глобальные как физические, так и психологические перестройки. И в определенные периоды детского развития эти перестройки происходят наиболее ярко. Такие периоды в психологии называются кризисами, т.к. они являются достаточно сложными как для ребенка, так и для родителя, и сопровождаются сбоями в поведении, мироощущении, самоощущении. Но происходят они не просто так, а под воздействием определенных факторов. Так, например, кризис новорожденности – есть результат самого факта рождения, необходимости приспосабливать к новым внешним условиям. Кризис одного года характеризуется появлением возможности к передвижению и первому общению. Кризис трех лет – результат необходимого уровня развития ребенка к возможности стремления относительной самостоятельности, и т.д.

Внешние проявления таких кризисов – это практически всегда непослушание, бунт, упрямство, строптивость… Стремление ребенка изменить устоявшиеся системы отношений, стремление ребенка изменить «мир» под меняющиеся условия его степени развития. И в этот период ребенку очень нелегко, он переживает глобальные внутренние перестройки, как физиологические, так и психические.

Но в большинстве случаев, родитель не понимает причины таких ярких внешних проявлений и пытается справляться с ними либо активным силовым воздействием, либо, впадая в другую крайность, занимается полным попустительством. Ни тот ни другой метод  не приводит воспитательный процесс к положительному результату.

Родитель, в первую очередь, должен стараться понять своего ребенка. Его потребности, его устремления, не подавлять его стремление к самостоятельности, но сохранять определенные нормы и границы дозволенного. Если происходит столкновение этих двух позиций, искать альтернативное решение сложившейся ситуации. Например, если ребенок упорно кидается игрушками, и ни какие уговоры на него не действую, можно дать ему что-то очень легкое и мягкое для такого занятия.

При правильном подходе родителей к кризисным периодам ребенка, психическое развитие юного члена общества будет происходить наиболее целостно и плодотворно, формируя здоровую сильную личность, в полной мере приспособленную к социальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: МИТИЗДАТ, 2000. - 624 с.

2. Андреева Н.Г., Соколова  Л.В. Этот удивительный младенец: О развитии и воспитании ребенка  первого года жизни. – СПб.: Питер, 1999. – 345 с.

3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Наука, 1997. - 252 с.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 376 – 385.

5. Выготский Л.С.  Младенческий возраст // Собр. Соч. В 6 т. Т. 4 С. 269 – 271.

6. Выготский Л.С. Раннее детство. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 340 – 375.

7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. -- М.: НОРМА-ИНФРА•М, 2003. - 512 с.

8. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. – 1987. - № 5. - С. 78 – 85.

9. Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. М., 1989. - № 1. - С. 37 – 42.

10. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. -- СПб.: Питер, 2005. - 940 с.

11. Поливанова К.Н. Психологический  анализ кризисов возрастного  развития // Вопросы психологии. 1994. № 1.

12. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.


Информация о работе Кризисы детского развития