Кризисы развития: «Кризис 7 лет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 12:43, контрольная работа

Краткое описание

Кризис – это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого. Один из главных симптомов кризиса семи лет – кривляние, манерность, непослушание. Ребёнок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идёт на открытый конфликт. В целом все кризисы похоже друг на друга.

Содержание

Понятие кризиса и его характерные признаки.
Характеристика кризиса 7 лет.
Симптомы.
Условия выхода из кризиса.
Значение кризиса для психического развития ребёнка

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психологии.docx

— 35.15 Кб (Скачать файл)

   Характерной чертой обсуждения является стремление ребенка к собственному анализу  информации. Получив первые ответы на свои вопросы, ребенок начинает сам  долго и пространно рассуждать и  анализировать информацию. При этом он делает это в присутствии взрослого, как бы обращаясь к нему как  к эксперту. Ребенок "проверяет" правильность своих рассуждений, следя  за реакцией взрослого. Кроме того, в этом типе поведения есть и черты  рассудительности. Хотя рассуждения  ребенка и бывают порой достаточно наивными, попытка самостоятельно проанализировать полученные от взрослого сведения составляет отличие от вопрошания в более  младшем возрасте.

   Особым  случаем общих вопросов на седьмом  году жизни является интерес ребенка  к истории семьи, к семейным связям. Это вопросы о дальних родственниках, о детстве родителей, о живущих  далеко (или покойных) дедушках и  бабушках. Отмечается также интерес  к семейному архиву. Увидев старые семейные фотографии (а часто и  попросив их достать), ребенок начинает спрашивать о том, кем приходится ему или родителям изображенный на фотографии человек. Можно заключить, что так проявляется стремление ребенка найти свое место в  широкой сети семейных связей.

   Самостоятельность. Желание делать что-то (как правило, по дому) самостоятельно в роли взрослого. Важным показателем возникающей на седьмом году самостоятельности является то, что ребенок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших. Например, "с удовольствием стирает свои вещи". Или "просит разрешения самому сходить за хлебом". Характерны следующие высказывания родителей: "Просишь - не делает, если сам вызвался, делает с охотой" или "Любит выполнять некоторые домашние дела, но самостоятельно, без указания".

   Самостоятельные занятия. В начале седьмого года жизни у детей появляется стремление к продуктивной деятельности или иным занятиям, постепенно замещающим (по времени) игру. К таким занятиям относятся шитье, вязание, конструирование, поделки из бумаги и т. п. За подобными занятиями дети проводят все больше времени.

   Характерна  для ребенка ценность получаемого  им в самостоятельных занятиях результата. Связанное или сшитое, сделанное из деталей конструктора демонстрируется родителям. Ребенок обязательно ждет похвалы, болезненно реагирует на критику своего произведения.

   Школа. Ребенок на седьмом году жизни начинает интересоваться школой и беспокоиться относительно своей успешности в ней. 

  1. Условия выхода из кризиса.

   Чтобы выйти  из кризиса 7 лет необходима новая  социальная ситуация развития, которая  связана с поступлением ребёнка  в школу и появлением общественно-полезной и необходимой деятельности.

    Снятие  кризиса.

   Леонтьев  считал, что кризисов можно избежать, т.к. развитие ребёнка – это не стихийный процесс, а управляемый воспитанием процесс.

    Снять кризис помогают:

    1. Разносторонняя деятельность и ведущий вид деятельности в данном возрасте;
    2. Снятие ограничений с активности, самостоятельности, инициативности ребёнка;
    3. Изменить форму общения с ребёнком;
    4. Изменить стереотипное отношение к ребёнку.
 
 
 
 
  1. Значение  кризиса для психического развития ребёнка.

   Несмотря  на непослушание, споры с родителями, ребенку очень важно их мнение, оценка его достижений. И конечно, как и в любой кризисный  период, ребенок становится более  уязвимым, чувствительным к различным  неблагоприятным воздействиям. Ему  необходима эмоциональная поддержка  и чувство стабильности, защищенности в семейной ситуации.

   Если взрослому  удается найти новые продуктивные способы взаимодействия с ребенком, то происходит успешное разрешение кризиса. Если же родители пытаются сохранить  старые формы взаимодействия, то это  приводит к неблагополучию в отношениях с ребенком и к собственным  эмоциональным проблемам. Таким  образом, взрослый должен обладать необходимыми знаниями о природе изменений  в критический период и быть готовым  не только действовать, но и анализировать  собственные действия.

   Итак, в  возрастном развитии ребенка возникает  момент, когда он должен обнаружить для себя самого новые способности. Новая способность - это всегда новые  возможности, которых можно достичь  только в новых ситуациях. Первая причина трудностей в том, что  ребенок, используя новые возможности, еще не может предвидеть результаты своих действий. Но в этих проявлениях  ребенка нет злого умысла. Пресечение действий ребенка не только безрезультативно, но и вредно.

   Очень важно  даже в самых простых ситуациях  дать ребёнку почувствовать свою самостоятельность и ответственность  за принимаемые решения. Иногда взрослым не стоит бояться свою «слабость», особенно если у ребёнка ярко выраженное стремление к взрослости. Например, после слов "Ты знаешь, я сегодня очень устала и хотела бы лечь пораньше" - большая вероятность того, что ребенок пойдет спать вовремя. Детям нужно оставлять возможность позаботиться о родителях, тогда они вырастут более чуткими к нуждам других людей.

   Таким образом, в период кризиса исключительную важность имеет правильное поведение  взрослых. Именно поддержка, понимание, терпение, способны сыграть ключевую роль в жизни ребёнка для полноценного развития личности.

   Родители, по большому счёту и нужны для  того чтобы наделить своих детей  жизнеутверждающей силой. Необходимо помнить, что самое главное -  это  душа зарождающейся личности.  
 

    
 
 
 

Список литературы:

  1. Блонский П.П. психология младшего школьника / под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марциновской. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 575 с.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 225 с.
  3. Корнеева Е.Н. Детские капризы: Что это такое и как с этим справиться. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 177 с.
  4. Василенко В.Е. «От дошкольника к младшему школьному возрасту»
 
    • www.psychology-online.net
    • www.solnet.ee
    • www.psibib.ru
    • www.tymama.ru
    • www.rudiplom.ru
    • www.adalin.mospsy.ru

Информация о работе Кризисы развития: «Кризис 7 лет»