Кризис подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 08:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы – раскрыть проблемы подросткового возраста, выявить его кризисные проявления.
Задачи:
Изучить литературу по данным вопросам.
Рассмотреть главные особенности подросткового возраста.
Описать кризисные проявления этого возраста.
Раскрыть проблемы подросткового периода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА…………………………………………………………………..4
1.1. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте…………...4
1.2.Особенности личности подростков……………………............................6
КРИЗИСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА...............13
2.1. Характеристика кризиса подросткового возраста………......................13
2.2. Пути выхода из кризисных состояний………………………...………..16
2.3. Помощники во время кризисных состояний…………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………............30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 57.04 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

  1. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА…………………………………………………………………..4

1.1. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте…………...4

1.2.Особенности личности подростков……………………............................6

  1. КРИЗИСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА...............13

2.1. Характеристика кризиса подросткового возраста………......................13

2.2. Пути выхода из кризисных состояний………………………...………..16

2.3. Помощники во время кризисных состояний…………………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………............30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

       Подростковый возраст – особенный, единственный, неповторимый период человеческой жизни, в котором происходит физическое, личностное, нравственное и социальное формирование. Это взрыв после спокойного (относительно спокойного) детского существования, возраст ожидания, смятения и поиска. Ребенок вступил в один из важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу, - в период перехода от детства к взрослости. Если подростки смогут посмотреть на ситуацию глазами взрослых, а взрослые глазами подростков, то возможно нам будет легче понять друг друга.                                                                                   Несмотря на все богатства фундаментальных исследований, сегодня нет целостного описания развития психики человека на данном этапе его жизненного пути. От того, как пройдет подростковый период зависит отношение человека  к самому себе и к миру в целом. Это связано с возникновением современно новых требований, предъявляемых к ним происходящими социально – экономическими преобразованиями. Процессы, происходящие в нашем государстве в последние два десятилетия в социально – экономической сфере и здравоохранения, привели к значительным как качественным, так и количественным изменениям в состоянии здоровья населения, особенно детского.

Цель моей курсовой работы – раскрыть проблемы подросткового  возраста, выявить его кризисные  проявления.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данным вопросам.
  2. Рассмотреть главные особенности подросткового возраста.
  3. Описать кризисные проявления этого возраста.
  4. Раскрыть проблемы подросткового периода.

 

1.Подростковый возраст. Психологические особенности подростка.

1.1. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте.

      Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.

1) Общение является для  подростков очень важным информационным  каналом;

2) Общение - специфический  вид межличностных отношений,  он формирует у подростка навыки  социального взаимодействия, умение  подчиняться и в тоже время  отстаивать свои права;

3) Общение - специфический  вид эмоционального контакта. Дает  чувство солидарности, эмоционального  благополучия, самоуважения. считают,  что общение включает 2 противоречивых  потребности: потребность в принадлежности  к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир,  подросток испытывает потребность  остаться наедине с собой).

Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится  внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.                                                                              Учебная деятельность и познавательное развитие подростков в интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

1.2. Особенности личности подростков.

1. Центральное новообразование  подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе  как к взрослому. Это выражается  в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему  не как к маленькому, а как  к взрослому. Он претендует  на равноправие в отношениях  со старшими и идет на конфликты,  отстаивая свою "взрослую" позицию.  Чувство взрослости проявляется  и в стремлении к самостоятельности,  желании оградить какие-то стороны  своей жизни от вмешательства  родителей. Это касается вопросов  внешности, отношений с ровесниками,  может быть - учебы. Чувство взрослости  связано с этическими нормами  поведения, которые усваиваются детьми в это время.                                                                                                                          Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

2. Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" система  внутренне согласованных представлений  о себе, образов "Я").

3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование  самоанализа.

4. Трудности роста, половое  созревание, сексуальные переживания,  интерес к противоположному полу.

5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

6. Заметное развитие волевых  качеств.

7. Потребность в самоутверждении,  в деятельности, имеющий личностный  смысл. Направленность личности:

- гуманистическая направленность

- отношение подростка  к себе и обществу положительны;

- эгоистическая направленность- он сам является более значимым, чем общество;

- депрессивная направленность

- он сам никакой ценности  не представляет для себя. Его  отношение к обществу можно  назвать условно положительным;

- суицидальная направленность

- ни общество, ни личность  для самой себя не представляет  никакой ценности.

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде  повышенной эмоциональности. Это проявляется  в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится АКЦЕНТУИРОВАННЫМ - крайний вариант нормы. У подростков от типа акцентуации характера зависит  многое - особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных  кризов"), острых аффективных реакций  и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации  характера необходимо считаться  при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для  медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей  профессии и трудоустройства, что  весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.                                                                                 Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.          Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.                     Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.         Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Существует две классификации типов акцентуаций - первая предложена К. Леонгардом (1968), а вторая Личко А.Е. (1977). Сопоставление этих классификаций, приводится ниже.

Тип акцентуированной личности, по К. Леонгарду:

  • Лабильный,
  • Сверхподвижный,
  • Эмотивный,
  • Демонстративный,
  • Сверхпунктуальный,
  • Ригидно-аффективный,
  • Неуправляемый,
  • Интравертный,
  • Боязливый,
  • Неконцентрированный или неврастенический,
  • Экстравертный,
  • Слабовольный;

Тип акцентуации характера, по А. Е. Личко:

  • Лабильный циклоид,
  • Лабильный,
  • Истероидный,
  • Психастенически,
  • Эпилептоидный,
  • Шизоидный,
  • Сенситивный,
  • Астено-невротический,
  • Конформный,
  • Неустойчивый,
  • Гипертимный,
  • Циклоидный;

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных  форм, выделяют 10 основных типов акцентуации:

1. Гипертимность. Люди, склонные  к повышенному настроению, оптимисты,  быстро переключаются с одного  дела на другое, не доводят  начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние  неблагополучных компаний. Подростки  склонны к приключениям, романтике.  Не терпят власти над собой,  но любят, когда их опекают.  Тенденция к доминированию, лидированию.  В патологии - невроз навязчивых  идей.

2. Застревание. Склонность  к "застреванию аффекта", к  бредовым реакциям. Люди педантичные,  злопямятные, долго помнят обиды,  сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появится навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, "упертые в одно", зашкаленные. В эмоциональном отношении ригидны (ниже нормы). Иногда могут давать аффективные вспышки (сильное нервное возбуждение), могут проявлять агрессию. В патологии - паронояльный психопат.

3. Эмотивность. Аффектно  лабильные (неустойчивые). Люди у  которых быстро и резко меняется  настроение по незначительному  для окружающих поводу. От настроения  зависит все - и работоспособность,  и самочувствие и т.д. тонко  организована эмоциональная сфера;  способны глубоко чувствовать  и переживать. Склонны к добрым  взаимоотношениям с окружающими.  В любви ранимы как никто.  Не против того, чтобы их опекали,  заботились.

4. Педантичность. Преобладание  черт педантизма. Люди ригидны,  им трудно переключаться с  одной эмоции на другую. Любят  чтобы все было на своих  местах чтобы люди четко оформляли  свои мысли - крайний педантизм.  Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии  - эпилептоидная психопатия. Могут  проявлять агрессию (долго помнят  и выливают).

5. Тревожность. Люди меланхолического  склада с очень высоким уровнем  конституционной тревожности, не  уверены в себе. Недооценивают,  преуменьшают свои способности.  Застенчивы, пугаются ответственности.

6. Циклотимность. Резкие  перепады настроения. Хорошее настроение  коротко, плохое длительно. При  депрессии ведут себя как "тревожные", быстро утомляются, снижается творческая  активность. При хорошем настроении  как гипертимные.

7. Демонстративность. В  патологии психопатия истерического  типа. Люди, у которых сильно выражен  эгоцентризм, стремление быть  постоянно в центре внимания ("пусть  ненавидят, лишь бы не были  равнодушными"). Много таких людей  среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость - чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду - могут быть определены чисто внешне.

8. Возбудимость. Склонность  к повышенной импульсивной реактивности  в сфере влечения. В патологии  - эпилептоидная психопатия.

9. Дистимичность. Склонность  к расстройствам настроения. Противоположность  гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на  вещи, утомляем. Быстро утомляется  в контактах и предпочитает  одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность  к аффективной экзальтации (близко  к демонстративности, но там  из-за характера, а здесь идут  те же проявления, но на уровне  эмоций, т.е. от темперамента).

1) лабильный - резкая смена  настроения в зависимости от  ситуации;

2) астенический - тревожность,  нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к  депрессии;

3) боязливый (сензитивный)  тип - робость, стеснительность,  повышенная впечатлительность, тенденция  испытывать чувство неполноценности;

4) психастенический - высокая  тревожность, мнительность, нерешительность,  склонность к самоанализу, постоянным  сомнениям и рассуждательству, тенденция  к образованию ритуальных действий;

5) шизоидный - отгороженность, замкнутость, трудности в установлении  контактов (см. экстраверсия - интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся  в отсутствии сострадания (см. симпатия) недостаток интуиции в  процессе общения;

Информация о работе Кризис подросткового возраста