Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 10:37, реферат
Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через борьбу за независимость, борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
Кризис подросткового возраста
Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через борьбу за независимость, борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
При этом важно иметь в виду, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, это скорее эпизодические явления, хотя порой они повторяются достаточно часто. Интенсивность кризисных симптомов и способы их выражения также достаточно различны.
Существуют два основных пути протекания данного кризиса:
1. Кризис независимости. Его симптомы - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил. "Я уже не ребенок".
2. Кризис зависимости. Его симптомы - чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. "Я ребенок и хочу оставаться им".
Как правило, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция, речь идет только о том, какая из них доминирует. Одновременное присутствие и стремления к независимости, и стремления к зависимости связано с двойственностью позиции школьника. В силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ждет ( конечно, неосознанно ),что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Вот почему повышенно-либеральное "разрешающее" отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий ( но при этом аргументированный ) запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.
Личностью в психологии обозначается
системное (социальное) качество, приобретаемое
индивидом в предметной деятельности
и общении и характеризующее меру представленности
общественных отношений в индивиде.
Итак, личность может быть понята только
в системе устойчивых межличностных связей,
которые опосредствуются содержанием,
ценностями, смыслом совместной деятельности
для каждого из участников. Эти межличностные
связи проявляются в конкретных индивидуальных
свойствах и поступках людей, образуя
особое качество самой групповой деятельности.
Личность каждого человека наделена только
ей присущим сочетанием психологических
черт и особенностей, образующих ее индивидуальность,
составляющих своеобразие человека, его
отличие от других людей. Индивидуальность
проявляется в чертах темперамента, характера,
привычках, преобладающих интересах, в
качествах познавательных процессов (восприятия,
памяти, мышления, воображения), в способностях,
индивидуальном стиле деятельности и
т.д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым
сочетанием указанных психологических
особенностей – личность человека неповторима
в своей индивидуальности.
Подобно тому как понятия “индивид” и
“личность” не тождественны, личность
и индивидуальность, в свою очередь, образуют
единство, но не тождество. Способность
очень быстро “в уме” складывать и умножать
большие числа, задумчивость, привычка
грызть ногти и другие особенности человека
выступают как черты его индивидуальности,
но не входят с необходимостью в характеристику
его личности хотя бы потому, что они могут
быть и не представленны в формах деятельности
и общения, существо важных для группы,
в которую включен индивид, обладающий
этими чертами. Если черты индивидуальности
не представленны в системе межличностных
отношений, то они оказываются несущественными
для характеристики личности индивида
и не получают условий для развития. Индивидуальные
особенности человека до известного времени
остаются “немыми”, пока они не станут
необходимыми в системе межличностных
отношений, субъектом которых выступит
данный человек как личность.
(учебник "Психология и педагогика")
ПРОБЛЕМЫ
ПОНИМАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.С. ЛАЗАРЕВ
Модель психического развития человека
занимает центральное место в культурно-исторической
теории деятельности. Она призвана служить
основой выдвижения гипотез частных исследований
и одновременно тем, что должно развиваться
в результате этих исследований. Эвристический
потенциал идей, заложенных в эту модель,
огромен, однако логические противоречия
в их разворачивании и непроработанность
ряда принципиальных ее моментов все в
большей степени начинают сдерживать
развитие данной теории.
Необходимость критически проанализировать
деятельностную модель психического развития
возникла у меня при работе над проблемой
целей общего образования. Была предпринята
попытка, взяв ее за основание, вывести
искомые цели. Такой подход представлялся
мне вполне оправданным, поскольку вслед
за В.В. Давыдовым я исходил (и продолжаю
разделять эту позицию) из того, что воспитание
и обучение - это всеобщие формы развития
человека. Однако уже первые попытки определить
цели начального образования породили
вопросы, на которые нельзя было дать ответ,
опираясь на существующую периодизацию
психического развития.
Незадолго до смерти В.В. Давыдова у нас
с ним состоялась продолжительная беседа,
в ходе которой я изложил ему свои сомнения
и предложения. По многим ключевым моментам
наши взгляды совпали, хотя некоторые
мои позиции, по мнению Василия Васильевича,
требовали обдумывания. Мы расстались
на том, что я изложу все "на бумаге"
и мы снова вернемся к нашему разговору.
К сожалению, этого не случилось.
В этой статье я предлагаю для обсуждения
свой анализ проблем деятельностной модели
психического развития и способы их разрешения,
обсуждавшиеся в той беседе с В.В. Давыдовым
и откорректированные по ее результатам.
1. ДУАЛИЗМ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ
ПСИХИКИ
Более четверти века назад Д.Б. Эльконин
в статье "К проблеме периодизации психического
развития ребенка" писал, что "...при
рассмотрении психического развития имеет
место, с одной стороны, своеобразный дуализм,
с другой, параллелизм двух основных линий
развития: мотивационно-потребностной
сферы и интеллектуальных познавательных
процессов. Без преодоления этого дуализма
и параллелизма нельзя понять психическое
развитие ребенка как единый процесс".
С тех пор положение не сильно изменилось,
и связано это с тем, что проблема не была
поставлена в полном объеме.
Теория деятельности различает человека
как индивида, как субъекта и как личность.
Анализируя соотношение этих понятий,
В.В. Давыдов отмечал, что "специальное
сравнение определений личности, индивида
и субъекта, достаточно широко употребляемых
в философии и теоретической психологии,
показывает, что они рядоположенны и нередко
выступают как синонимы". В отличие
от этого он, как и А.Н. Леонтьев, разводил
эти понятия, обращая особое внимание
на выделение специфики той реальности,
которая выражается в понятии "личность".
"Личность љ индивид; это особое качество,
которое приобретается индивидом в обществе,
в целокупности отношений, общественных
по своей природе, в которые индивид вовлекается".С
этой позиции субъект есть индивид, но
не всякий индивид является субъектом
деятельности. Личность есть субъект деятельности,
но не всякий субъект есть личность.Таким
образом, полагается, что есть различия
между развитием человека как индивида,
как субъекта и как личности.
Конечно, не развиваясь как индивид, человек
не может сформироваться как личность,
но далеко не всегда, развиваясь как психический
индивид, он развивается и как личность.
Эти две линии развития взаимосвязаны,
но находятся на разных уровнях. Однако
в периодизации психического развития
они часто оказываются рядоположенными.
Причина этого, на мой взгляд, состоит
в отождествлении традиционно выделяемых
высших психических функций (восприятия,
мышления, памяти, воображения, воли и
др.) и функций субъекта деятельности.
На современном этапе антропологический
принцип позволяет углубить представления
о человеке, его возможностях, особенностях
развития: высшей нервной деятельности,
на базе которой формируется психика ребенка,
т.е. специфическое, присущее только конкретному
индивиду отражение окружающей действительности;
а также ощущений, восприятия, мышления.
Параллельно с физиологическими изменениями
развивается интеллект, постепенно происходит
социализация личности. Изменения во всех
сферах – биологической, психологической,
социальной – взаимосвязаны.
Для проведения библиотерапевтической работы библиотекарю необходимы определенные психологические знания, так как объектом библиотерапевтических мероприятий является конкретная человеческая личность, конкретный пациент. Одновременно в библиотерапевтическом процессе важны роль или личность самого библиотерапевта. Именно поэтому понятие «личность» играет очень важную роль в данной научной отрасли.
В специальной психологической литературе даются различные определения понятия «личность», что свидетельствует о сложности самого феномена личности.
В настоящее время существует более 70 определений личности и свыше 25 определений ее структуры.
Наиболее распространено следующее понятие: Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
В широком плане личность человека – это интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных составляющих. Биологическую основу личности составляют высшая неравная деятельность, процессы обмена веществ, половые различия, анатомические особенности и связанные с этим процессы созревания и развития организма. Социальное «измерение» личности обусловлено влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых осуществляет свою жизнедеятельность. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданный из представлений других людей.
В основе структуры личности лежат связь и взаимодействие ее относительно устойчивых компонентов (сторон): способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность – система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д.), определяющая ее поведение в изменяющихся внешних условиях. Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, развития, устойчивостью и действенностью.
Большинство психологов полагают, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Например, сторонники биогенетического подхода (С.Холл, З.Фрейд и др.) считают основой развития личности «биологические процессы созревания организма», социогенетического (Э.Торндайк, Б.Скиннер и другие) – структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д., психогенетического (Ж.Пиаже, Дж.Келли и др.) – не отрицая воздействия на формирование личности ни биологических, ни социальных факторов, выдвигают на первый план развитие собственно психических качеств. Правильнее, видимо, считать, что личность – не просто результат биологического созревания или матрица специфических условий жизни, но субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает) личностные черты.
Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид» «индивидуальность». Их отличие состоит в следующем. Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает психологические и биологические свойства, которые, наряду с личностными, также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей. Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
Необходимо подчеркнуть три важнейшие психологические характеристики личности. Во-первых, устойчивость свойств личности. При всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации. Во-вторых, это единство личности как тесная связь и взаимосвязь психических процессов, психических состояний и психических свойств личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет положительное значение только в сочетании с высокими моральными чувствами, развитым трудолюбием. Совсем иное содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно развитыми энергетическими потребностями, со стремлением добиться личного благополучия, пренебрегая интересами других людей. Поэтому личность формируется, воспитывается не «по частям», а в целом. В-третьих, это активность личности, которая отражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на изменение и преобразование окружающего мира, изменение собственной природы, своего психического склада.
Понятие «личность» неразрывно связано с понятиями «сознание» и «самосознание», без которых человеческая личность просто не могла бы существовать. Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности. Первая психологическая характеристика сознания человека включает: ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Самосознание помогает человеку осознавать себя как личность, представителя определенного общества, увидеть свое место в нем. Человек осознает себя как существо, готовое и способное к изучению и познанию мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем, которые он может передавать другому человеку и будущим поколениям людей, и т.д. Развитие личности основано на принципах всесторонности, гармоничности и индивидуальности. Всестороннее развитие – идеальная модель развития личности в высокоразвитом обществе – остается стратегической целью воспитания. Гармоничное развитие личности – это и гармоничные взаимоотношения биологического и социального в процессе формирования человека, а главное, гармонизация отношений личности с обществом, способность самореализации в интересах себя и общества. В своем развитии личность проходит через определенные возрастные этапы. Существуют два подхода к представлению о периодизации развития. В соответствии с первым процесс развития рассматривается как складывающийся стихийно, под влиянием множества случайных факторов и обстоятельств в жизни человека, в соответствии со вторым представляется нормативным или таким, каким развитие должно быть в идеальном случае (при полном учете всех влияющих на него факторов, при правильной организации обучения и воспитания).
В отечественных исследованиях принята следующая периодизация детского и школьного возрастов; дошкольное детство (от рождения до 6–7 лет), младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет), средний и старший школьный возраст (от 10–11 до 16–17 лет). Каждый состоит из двух периодов, открывающихся межличностным общением в качестве ведущего вида активности, направленного преимущественно на развитие личности ребенка, и завершающихся предметной деятельностью, связанной с интеллектуальным развитием, формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционально-технических возможностей ребенка. На этапах преимущественно личностного развития усвоение детьми отношений и личностных особенностей взрослых происходит через воспроизведение или модернизацию этих отношений и проявляемых в них качеств личности.
Именно на тщательном учете возрастных и индивидуальных особенностей развития личности и основан библиотерапевтический процесс, одной из главных составляющих которого является непосредственное воздействие на личность, прежде всего в рамках технологии «обучения здоровому образу жизни». Это относительно новое научное направление, основанное на общих образовательных принципах и психологической коррекции поведения, способствующего сохранению здоровья. Такая комбинация наиболее эффективна в обучении здоровому образу жизни в гораздо более широких масштабах, чем предполагалось.В свое время считалось, что информации о последствиях влияния на здоровье определенного стиля поведения будет достаточно, чтобы сформировать соответствующее отношение к нему личности и таким образом изменить ее поведение в желательную сторону. Этот подход, однако, не учитывал многие социальные и психологические факторы, участвующие в процессе принятия решения, а также фактор наличия (или отсутствия) навыков принятия решений. Постепенно создавались психологические модели обучения здоровому образу жизни: одни из них носили характер приложения к уже существующим психологическим теориям, другие брали за основу специальные исследовательские программы. Ни те, ни другие не в состоянии были объяснить причины поведения или повлиять на него в желаемом направлении. Стал очевидным тот факт, что социальные и политические условия среды, в которой живет (принимающий по поводу своего здоровья решения) индивид, влияют на выбор этих решений. Все это привело к появлению нового направления – валеологии, подразумевающей содействие становлению здорового образа жизни.
Валеология изучает принципы формирования здоровья, методы и средства его укрепления и профилактики. Валеологическая наука, изучающая вопросы формирования индивидуального здоровья, подразделяется на медицинскую и педагогическую. Медицинская валеология разрабатывает оздоровительные системы и методы, оценивает их эффективность, формирует перечни показаний и противопоказаний, занимается проблемами предупреждения старения, активизации резервных и адаптационных возможностей человека. Целью педагогической валеологии являются воспитание потребности в здоровом образе жизни, обучение методам и способам сохранения здоровья, разработка учебных программ, педагогических технологий и режимов учебных занятий.