Криминальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Криминальная психология изучает психологические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также психологические пути воздействия на него. Известное во всем мире латинское слово crim означает преступление. Наукой о внутреннем мире человека является психология (в переводе с греческого - учение о душе). Таким образом, в буквальном смысле криминальная психология - это наука о субъективной стороне преступления, его внутренней детерминации и личности преступника.

Вложенные файлы: 1 файл

курсаааач.docx

— 41.07 Кб (Скачать файл)

                       Глава 1. Криминальная психология.

            1.1. Предмет и задачи криминальной психологии.

Криминальная  психология изучает психологические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также психологические пути воздействия на него. Известное во всем мире латинское слово crim означает преступление. Наукой о внутреннем мире человека является психология (в переводе с греческого - учение о душе). Таким образом, в буквальном смысле криминальная психология - это наука о субъективной стороне преступления, его внутренней детерминации и личности преступника.

Криминальная  психология исследует механизмы  иммунитета личности в криминогенной  ситуации и через познание его  закономерностей разрабатывает рекомендации в области индивидуальной профилактики преступности. В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности не только насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп.

Во-первых, криминальная психология, как и любая отрасль  психологической науки, не ограничивается лишь изучением и описанием психики  человека, не ограничивается выявлением психологических феноменов. Она  призвана их объяснить, раскрыть закономерности и механизмы преступления как  деятельности.

Во-вторых в криминальной ситуации есть две стороны: преступник или преступная группа и пострадавший (пострадавшие). Развитие событий во многом зависит от поведения жертвы преступного посягательства. Изучение психологии потерпевших становится важной проблемой криминальной психологии.

В-третьих для криминальной психологии первостепенное значение имеет изучение психологии преступных Сообществ (какие сообщества бывают, как они возникают, каковы внутренние психологические механизмы их существования и др.).

В конце концов изучение психологических явлений, механизмов и закономерностей в  области преступности нужно для  того, чтобы используя психологические  и другие, рекомендованные криминальной психологией средства, можно было бы активно воздействовать на преступность, сужая сферы и формы ее проявления.

 

Задачи криминальной психологии. Исходя из определения  предмета, можно сформулировать следующие  основные задачи криминальной психологии:

      1) изучение психологии личности  преступника, особенностей различных  типов преступников, разработка  их классификации; 

      2) изучение психологии преступления  как особого вида деятельности (мотивы, способы совершения, механизмы  психологической защиты и самооправдания  человека, совершившего общественно  опасное деяние);

      3) изучение психологии преступных  сообществ (виды сообществ - случайно  возникшие, организованные преступные  группы, преступные организации;  особенности действия в них  психологических механизмов их  существования, сплочения, активности  и др.);

      4) психологическое изучение преступности  как массового социального явления  (основные ее психологические  характеристики, тенденции, социально-психологические  причины и т.д.);

      5) исследование психологических  механизмов воспроизводства преступности  в обществе и разработка психологических  способов ее профилактики;

      6) разработка психологических аспектов  виктимологии (виктимология - учение  о жертвах преступного посягательства) и разработка на этой основе  психологических мер обеспечения  личной безопасной жизнедеятельности. 

 

                   1.2.  Методы криминальной психологии

 

      Каждая наука имеет свой предмет и соответствующие ему методы исследования. Не составляет исключения и криминальная психология. Существуют основные методологические требования к проводимому исследованию: 1) исследование должно быть объективным; 2) изучать любое явление в развитии; 3) изучать в различных связях и отношениях; 4) системность в изучении; 5) конкретность.

Вместе с  тем каждое психическое явление  должно изучаться не каким-то одним  универсальным методом, а комплексом различных взаимопроверяемых и  взаимодополняемых методов. Только при этом условии можно избежать ошибок и односторонности в изучении личности преступника, преступного  сообщества и преступности в целом, а также интенсифицировать процесс  познания психических явлений в  этой области.

Изучение  личности преступника, преступных сообществ  и психологии преступности в целом  должно быть не эпизодическим, а систематическим, плановым, осуществляемым по научно обоснованной программе. Руководствуясь изложенными  требованиями, необходимо выбирать в  каждом исследовании соответствующие  методы для получения объективных  данных о конкретной личности правонарушителя, о психологии криминальной группы в  той или иной области преступности. Для изучения психических явлений  в области преступности в криминальной психологии и практики профилактики правонарушений используются различные  методы.

Классификация методов криминальной психологии. Под  методами понимается путь, способ исследования или деятельности. Все используемые в криминальной психологии методы принято  делить на: 1) методы сбора информации и 2) методы анализа первичных данных.

Функции сбора  информации реализуются посредством  методов наблюдения, разнообразных  опросов (беседы, анкетирование), экспериментов, обобщения независимых характеристик, экспертных оценок, социометрии, тестов и т.д.

Методами  же анализа первичных данных являются: содержательный (качественный) и количественный (статистический); описательный; исторический; экспериментальный; моделирование.

Анализ уголовной  статистики. Чтобы иметь общее  представление о современной преступности , психологи изучают общую уголовную статистику, выделяя в ней такие параметры:

      - динамика преступности по времени,  месту и объектам преступного  посягательства;

      - структура и характер совершаемых  преступлений;

      - степень организованности;

      - профессионализация преступных  проявлений;

      - социально-демографическая характеристика  преступников;

      - виды и характеристика групповой  преступи ости;

      - влияние взрослых на подростковую  преступность;

      - проявление новых видов и  способов преступного промысла;

      - степень коррумпированности преступности;

      - связь отечественной преступности  с зарубежной.

 

Глава 2. Психология преступника и жертвы преступления.

                              2.1. Психология преступника.

Личность  преступника — это многогранное понятие, с ярко выраженным междисциплинарным  характером, поскольку изучается  не только психологами, но и юристами. Однако в юридической психологии данная проблема одна из центральных. Понятие личности преступника, т. е. личности человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное  законом под угрозой привлечения  к уголовной ответственности, выражает его социальную сущность, сложный  комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными  условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими  на совершение им преступления.

При криминологическом  изучении важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение  рождает не сама по себе личность или  среда, а именно их взаимодействие. Влияние социальной среды на преступное поведение носит сложный характер. Другими словами, социально-экономические, политические и культурные аспекты  жизни общества оказывают внешнее  воздействие на формирование моделируемого  механизма преступления, тогда как  психологические и психические  особенности моделируемого преступника  формируют его изнутри, составляя  как бы внутреннее содержание. Такая  градация факторов, конечно, весьма условна, и тем не менее это говорит  о необходимости их комплексного использования.

Личность  преступника представляет как для  юридической психологии, так и  для криминологии самостоятельный  интерес, ибо она не просто отражает определенные внешние условия, но является активной стороной взаимодействия. Для  нее характерна сознательная целенаправленная деятельность. Связь социальных условии  с преступным поведением является сложной, причем всегда социальные условия проявляются  в преступлении, преломляясь через  конкретную личность. В ряде случаев  они в процессе длительного социального  взаимодействия накладывают относительно стойкий отпечаток на личность и  порождают не отдельные преступные акты, а устойчивую противоправную ориентацию, которая проявляется  в комплексе правонарушений.

Под личностью  преступника понимается вменяемый  человек, совершивший общественно  опасное деяние запрещенное законом, уголовно наказуемое и достигший  возраста уголовной ответственности. Признать человека преступником может  только суд.

 Для личности  преступника в обобщенном виде  характерны следующее особенности. 

      1. Дефекты индивидуального правосознания  как результат недостаточной  его социализации: а) социально-правовой  инфантилизм; б) правовая неосведомленность;  в) социально-правовая дезинформированность; г) правовой нигилизм (негативизм); д) социально-правовой цинизм; е)  социально-правовое бескультурье. Исходя  из дефектов правосознания, всех  преступников можно классифицировать  на две большие группы: 1) на  лиц, совершивших преступления  по незнанию законов, хотя незнание  законов не освобождает от уголовной ответственности; 2) на лиц, знавших законы, запрещающие данное деяние, но совершивших их.

  2. Патология  потребностной сферы личности  или дисгармония потребностей  личности преступника, которая  выражается в следующем: 

      - в нарушении равновесия (баланса)  между материальными и духовными  потребностями личности, в результате  чего человек становится стяжателем  или стремится к обогащению  любыми способами; 

      - аморальный, извращенный характер  удовлетворения многих из них.  Так, насильника судят не за  то, что у него есть половые  потребности, а за стремление  удовлетворить их способом, опасным  для жертвы сексуального насилия  и запрещенным законом; 

      - ослабление самоконтроля за  удовлетворением многих из них,  в результате чего человек  становится рабом своих потребностей;

      - большой удельный вес в структуре  личности занимают квазипотребности (ложные потребности), не нужные  для развития личности (алкоголизм, наркомания, чифиризм и др.).

      3. Дефекты в личностных установках. Многие совершают преступления  в связи с наличием в структуре  личности дефектов в личностных  установках. Здесь возможны следующие  варианты: /

      - один совершил преступление  потому, что у него нет твердых  установок законопослушного поведения; 

      - другой совершил преступление, руководствуясь возникшей ситуативной  установкой в благоприятной для  совершения преступления ситуации;

      - третий имеет твердую криминальную  установку, поэтому он сам создает  ситуацию благоприятную для совершения  преступления.

      4. Благоприятствуют совершению преступления  и формированию личности преступника  дефекты психического развития, которые отмечаются почти у  50% осужденных в различной степени  выраженности. Сюда относятся прежде  всего: 

      - нервно-психические заболевания  (психопатия, олигре-френия, неврастения,  пограничные состояния), повышенная  возбудимость, не достигающие фазы  невменяемости; 

      - наследственные заболевания, особенно  отягощенные алкоголизмом, которыми  страдают 40% умственно отсталых детей; 

      - психофизические нагрузки, конфликтные  ситуации, изменение химического  состава окружающей среды, использование  новых видов энергии, например, атомной, повлиявшей на экологию, и как следствие приводят к  психосоматическим, аллергическим,  токсическим заболеваниям и выступают  дополнительным криминогенным фактором.

      Дефекты психического развития  приводят к ограниченной вменяемости,  ослабляют социальный контроль  и социальные тормоза личности  за своим поведением.

 

ДВА  ПОДХОДА  ПРИ  ИЗУЧЕНИИ  ЛИЧНОСТИ  ПРЕСТУПНИКА:  СОЦИАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ  И  СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ.

Психологическая типизация личности есть один из методов  познания рассматриваемого явления, но необходимо изучать личности конкретных преступников с соответствующим  теоретическим обобщением полученных данных.

Механизм  социальной детерминации преступности требует сочетания двух подходов при изучении личности: социально-типологического и социально-ролевого. В первом случае анализируются прежде всего социальная позиция личности, соответствующие ей социальные нормы, их восприятие и исполнение. Акцент делается на социальной обусловленности поведения личности как объекта социальных влияний.

Информация о работе Криминальная психология