Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:14, реферат

Краткое описание

«Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного, эмоционально-оценочного или другого характера.»[1,стр.404]
Общение – сложный многогранный процесс, включающий :
• Формирование определенных образов и моделей поведения;
• Взаимодействие людей;

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 20.07 Кб (Скачать файл)

1. Понятие, виды и функции общения.

 

«Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного, эмоционально-оценочного или другого характера.»[1,стр.404]

Общение – сложный многогранный процесс, включающий :

  • Формирование определенных образов и моделей поведения;
  • Взаимодействие людей;
  • Взаимное влияние людей друг на друга;
  • Обмен информацией;
  • Формирование отношений между людьми;
  • Взаимное переживание и понимание людьми друг друга;
  • Формирование образа внутреннего «Я» человека.

Общение может рассматриваться  на трех уровнях анализа:

1.Макроуровень: общение индивида с другими людьми описывается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида.

2.Мезауровенъ (средний уровень): общение в этом случае интерпретируется как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов или ситуаций обмена информацией, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения - по поводу «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

3.Микроуровень, в ходе которого осмысливаются элементарные единицы информации, например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию — действие и т. п. [3]

 

Основные  функции общения:

1) информационно - коммуникатывные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга);

2) регуляционно - коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности);

3) аффектно - коммуникативные (они связаны с эмоциональными сферами человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это взаимовлияние может быть большим или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личных качеств человека.

Все многообразие видов общения  можно разделить на две большие  группы: формальное общение (ролевое) и  неформальное общение (личностное). С  этой точки зрения деловое общение  можно назвать личностно-ролевым. Формальное (ролевое) общение, определяемое служебными и социальными статусами  людей, и неформальное (личностное), определяемое их личностными статусами  и личными целями, переплетаются  и могут переходить одно в другое.

В зависимости от используемой техники общения и общения  его целей можно выделить следующие  виды:

1. «Контакт масок» — формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.

2. Формально-ролевое общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.

3. Светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.

4. Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

5. Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.

6. Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Рассмотрим деловое общение  подробнее. 

Деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что  в его процессе ставятся цель и  конкретные задачи, которые требуют  своего решения. Его можно условно  разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между  партнерами существует пространственно  – временная дистанция).

Прямое деловое общение  обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия  и внушения, чем косвенное, в нем  непосредственно действуют социально-психологические  механизмы.

Деловое общение реализуется  в различных формах:

    • деловая беседа;
    • деловые переговоры;
    • деловые совещания;
    • публичные выступления.

Особенности делового общения:

    • партнер в деловом общении выступает как личность, значимая для субъекта;
    • общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
    • основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия.

«Восприятие(в деловом общении) – целостный образ партнера по общению, складывающийся на основе его внешнего вида и поведения. В такого рода восприятии особо выделяется информация,способствующая адектватной оценке личностных свойств деловых партнеров и существующих обстоятельств.»[1,стр.398]

«Сложность процесса восприятия заключается в том, что способность человека к обработке информации не беспредельна. При формировании образа делового партнера, человек зачастую сталкивается с неким количеством фрагментарной информации о нем и оценивает ее с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей. Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора, процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями. Важность этих верных или ложных заключений о партнерах по общению в том, что они ложатся в основу будущих взаимоотношений и могут накладывать отпечаток на взаимодействия людей.»[2] 
 При восприятии возможны те или иные ошибки. Их разделяют на три группы. Во-первых, это фактор превосходства. Его суть в том, что мы склонны переоценивать тех людей, которые, как мы считаем, по тем или иным параметрам превосходят нас, и недооценивать тех, кого мы считаем ниже себя, например, по социальному статусу, материальному положению, возрасту, физическим данным и так далее. Источником информации о превосходстве другого человека могут быть одежда, прическа, награды, оформление кабинета, сотовый телефон, наличие кредитной карточки, модель автомобиля и т.д. И, наконец, немаловажное значение имеет манера поведения человека, его осанка, поза, умение держаться. Информация о превосходстве обычно, так или иначе, закладывается в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

Второй фактор называется фактором привлекательности. Ученые установили, что если человек нам нравится внешне, то мы склонны считать его  более умным, интересным, перспективным  и т.д. Привлекательность – не что иное, как степень приближения  к тому типу внешности, который максимально  одобряется той группой, к которой  мы принадлежим. Знаком привлекательности  являются усилия человека выглядеть  социально одобряемым.

И, наконец, очень важен  третий фактор – фактор отношения  к нам. Его суть в том, что людям, которые относятся к нам хорошо, мы склонны прощать те или иные недостатки, которые бы мы не простили бы другим людям.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что восприятия человека зависит от разных факторов. Умение грамотно общаться и понимать других людей является основой построения взаимоотношений с ними. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. Зная основы психологии общения, мы можем  сделать наше общение с другими  людьми наиболее продуктивными для  нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

а) стереотип;

б) предубеждение;

1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.

1) Стереотип – личная антипатия и активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.

2) Предубеждение – односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.


Информация о работе Культура речи